Программа взаимодействия муниципальных органов власти и промышленных предприятий в вопросах прогнозирования, планирования и обосновани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является выявление взаимодействия муниципальных органов власти с предприятием, и их роль в планировании, прогнозировании и обосновании инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления инновационной деятельности;
- изложить сущность планирования, прогнозирования и обоснования инновационного проекта;
- описать методы государственного воздействия в области инновационной деятельности;
- дать экономическую характеристику рассматриваемого предприятия ОАО «Лакт»;
- проанализировать инновационный проект;

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1 Роль муниципальных органов власти в прогнозировании, планировании и обосновании инновационных проектов................................................................ 7
1.1 Инновационная деятельность на региональном и муниципальном уровнях.............................................................................................................................. 7
1.1.1 Научно-техническая и инновационная деятельность, её сущность.......7
1.1.2 Государственная инновационная политика и её особенности.............15
1.1.3 Практические аспекты инновационной деятельности Алтайского края.......................................................................................................................... 22
1.2 Прогнозирование, планирование и обоснование инновационного проекта...............................................................................................................................28
1.2.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации…………………………………………………………………………………28
1.2.2 Сущность и принципы планирования инноваций.................................31
1.2.3 Обоснование инновационного проекта .................................................34
1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности………….................................................................................................35
2 Развитие инновационной деятельности на примере ОАО «Лакт» ................38
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия..............38
2.2 Условия функционирования предприятия и развития инновационной деятельности............................................................................................................49
2.3 Инновационная деятельность предприятия…………………………......58
3 Взаимодействие муниципальных органов власти и предприятия в вопросах прогнозирования, планирования и обоснования инновационных проектов.............................................................................................................................63
3.1 Направление (нововведение) совершенствования планирования сбытовой деятельности в организации………………………………………………...63
3.2 Влияние муниципальных органов власти на инновационные предприятия………………………………………………………………………………...74
Заключение..............................................................................................................79
Список использованной литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект Гавриш Лилии.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Для прогнозирования инновационной деятельности организации используются различные типы прогнозов. Каждый тип прогноза имеет свои отличительные признаки. К числу наиболее важных признаков относятся: время учреждения или временной горизонт прогноза, масштаб прогнозирования, характер объекта, функции прогноза, возможность воздействия организации на своё будущее.

Качество прогнозов и обеспечение эффективности во многом зависит от методов, которые применяются при их разработке. Наибольшее распространение получили методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. Методы экспертных оценок основаны на опросах специалистов и обобщении результатов этих опросов. К достоинствам этих методов следует причислить возможность привлечения лучших специалистов по данному вопросу, учёт таких факторов, которые не могут быть приняты  во внимание при других методах. В частности, методы экспертных оценок позволяют связать воедино учёт технических, экономических, экологических и социальных факторов. Не менее важное значение имеет и тот факт, что при использовании этого метода прогнозирования удаётся принять во внимание и процесс перехода количественных изменений в качественные.

Методы моделирования делятся на логические, исторические и математические. Логические методы основаны на принципах логики и показывают неизбежность наступления какого-либо действия. Исторические – базируются на последовательности развития тех или иных видов техники, математические – основаны на принципах математического моделирования. К достоинствам математических моделей относятся чёткое изложение параметров, возможность быстрого проведения расчётов, к недостаткам – невозможность учёта ряда факторов, особенно экологических, отсутствие реального учёта перехода количественных изменений в качественные, трудность в описании всех параметров [17, c. 247]. 

Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большей долей риска. Трудности связаны с учётом следующих факторов:

- изменение спроса на прогнозируемую продукцию;

- изменение цен на данную продукцию и, соответственно прибыли;

- объём собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

- действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;

- перспективы развития данных инноваций.

При создании новой продукции организация осуществляет определённые затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателя в силу значительной доли расходов на НИОКР.

Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на сырьё и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:

- в современных условиях вся экономическая конкуренция сводится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причём для государств и крупных компаний решающее значение приобретает доступ к источникам сырья, а для средних и мелких компаний – к рынкам сбыта;

- требования по экономической и экологической безопасности постоянно ужесточаются;

- требования к качеству рабочей силы повышаются, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;

- ужесточаются требования к качеству материалов, что влечёт за собой рост цен на продукцию;

- наиболее сложные изделия будут и наиболее дорогими, что соответственно увеличивает долю НИОКР в ценах на продукцию.

Учёт действий конкурентов в современных условиях зависит прежде всего от размеров компании и степени наукоёмкости, а следовательно, и дороговизны продукции. Чем больше компания, тем меньше число конкурентов.

В связи с усложнением и увеличением задач, стоящих перед российской организацией, возникает проблема соединения многочисленных частных прогнозов в единую систему, которая позволит обеспечить согласованность и взаимную увязку прогнозов всех сторон деятельности организации и её среды.

В современных условиях для успешного решения экономических, социальных и научно-технических проблем всё большее значение для организации приобретает система взаимосвязанных прогнозов.

 

1.2.2 Сущность и принципы планирования инноваций

Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью организации. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечения выполнения планов. Планирование инноваций – это система расчётов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации, и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход на новые рынки). При планировании инноваций выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и подтемы.

Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных исследований до освоения и распространения новшеств. Оно разрабатывается усилиями смежных отраслей науки и производства. Научно-техническая проблема – часть научно-технического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими организациями и производственными предприятиями одной отрасли. Тема является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной организации. Подтема – это часть научно-технической темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации [21, c. 45].

В процессе планирования осуществляются обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организации в целом и для каждой структурной единицы;

- формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции;

- распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями;

- установление календарных сроков проведения работ по программам;

- расчёт потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчётов.

Планированию инноваций в организации присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:

а) единство научно-технических, социальных и экономических задач развития

б) научной обоснованности и оптимальности решений

в) доминирования стратегических аспектов

г) комплексности

д) непрерывности

е) гибкости и эластичности

ж) бюджетной сбалансированности.

Осуществление инновационной деятельности организации направлено на достижение определённых экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. Однако как социально-экономическая система организация должна обеспечить комфортные социальные и психологические условия в коллективе для эффективной творческой деятельности. Поэтому планирование инноваций в организации должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых параметров планирования инновационной деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений.

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчётов:

1)          постановка задачи планирования

2)          разработка плана

3)          реализация планового решения.

Наиболее тесно связано с планированием прогнозирование. План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления организацией. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую организацию на возможности развития в будущем, а прогнозирование – как инструмент разработки планов [23, c. 582].

Несмотря на то, что планирование и прогнозирование тесно связаны между собой, между ними существуют серьёзные различия. Главное состоит в том, что план имеет директивный, а прогноз – вероятностный характер. Разработка прогнозов основана на прогностических методах, в то время как планирование опирается на более строгие и точные методы балансовых и других расчётов.

 

1.2.3 Обоснование инновационного проекта

Заключительным этапом прогнозирования, планирования и разработки инновационного проекта является его непосредственное обоснование, то есть составление бизнес-плана.

Здесь же, на этапе обоснования делается комплексный анализ состояния программы полученных данных, влияние текущего состояния дел на весь объём работ, даётся оценка эффективности инновации.

Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инновационного процесса – начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализацией новшеств. Методы оценки и система расчётных показателей для всех стадий и этапов инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для расчётов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопределённости, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности инноваций различаются по уровню точности и объективности. Что даёт возможность регулировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического, информационного и аналитического характера [20, c. 346]. 

Каждая инновационная организация использует те показатели эффективности, которые считает для себя наиболее выгодными и ценными:

- степень новизны и оригинальности,

- стоимость исследования,

- предполагаемый экономический эффект,

- какова вероятность достижения конечных результатов и в какие сроки,

- актуальность инновации.

Обоснование проводится с помощью математических методов – расчётов показателей инновационной активности и конкурентоспособности.

       1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые харак­теризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

3. затраты на приобретение инновационного сырья;

4. наличие фондов на развитие инициативных разработок;

5. показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

6. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

7. длительность подготовки производства нового продукта;

8. длительность производственного цикла нового продукта.

При правильных расчётах и профессиональном обосновании  проекта, его реализация должна приносить максимальную прибыль.

 

1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.

      Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности  в различных странах осуществляются мероприятия  государственной  инновационной политики.  Они  могут   быть   объединены   в   три   блока,   связанные   с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.

      Основной составляющей системы государственной поддержки  инновационной деятельности  является  финансирование.  Средства  могут  быть  представлены крупным,  средним  и  малым  предприятиям  на  разных  этапах  инновационной деятельности,  особенно  на  первых  этапах,  что   предполагается   высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения  в  них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного  процесса.  Система государственных  мероприятий,  касающихся  конкуренции  предпринимательского бизнеса, занятого инновационной  деятельностью,  направлена  на  преодоление влияния олигопольно-регулирующих сил в рамках самого рынка.

      Методы воздействия государства в  области  инновационной  деятельности можно  подразделить  на  административные  и  экономические   (прямые   и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в  стране  и концепцией государственного  регулирования  –  с  упором  на  рынок  или  на централизованное воздействие.

      Административные  методы  осуществления  инновационной   политики,   в отличие  от  директивных  методов  управления  в  централизованной   системе хозяйствования,   в    условиях   рыночных     отношений    базируются    на законодательной  основе.  «Административное  вмешательство   государства   в инновационную  деятельность  посредством  правового  нормирования  патентной политики  государства  и  политики  стандартизации  позволяет  хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и  достигать  унификации  продукции товаропроизводителей».

      Наиболее действенными методами инновационного  регулирования  являются экономические,  основанные  на  учете   мотивационных   факторов   товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером  и использованием экономических рычагов и регуляторов.

      К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде  финансирования   (целевого,   предметно-ориентированного,   проблемно-направленного), кредитования, лизинга,  фондовых  операций,  планирование  и программирование,   а   также    государственное    предпринимательство    и государственные заказы.

      Задачей  косвенных   экономических   методов   является   формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности.  Среди них традиционно используются:

Информация о работе Программа взаимодействия муниципальных органов власти и промышленных предприятий в вопросах прогнозирования, планирования и обосновани