Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является выявление взаимодействия муниципальных органов власти с предприятием, и их роль в планировании, прогнозировании и обосновании инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления инновационной деятельности;
- изложить сущность планирования, прогнозирования и обоснования инновационного проекта;
- описать методы государственного воздействия в области инновационной деятельности;
- дать экономическую характеристику рассматриваемого предприятия ОАО «Лакт»;
- проанализировать инновационный проект;
Введение....................................................................................................................4
1 Роль муниципальных органов власти в прогнозировании, планировании и обосновании инновационных проектов................................................................ 7
1.1 Инновационная деятельность на региональном и муниципальном уровнях.............................................................................................................................. 7
1.1.1 Научно-техническая и инновационная деятельность, её сущность.......7
1.1.2 Государственная инновационная политика и её особенности.............15
1.1.3 Практические аспекты инновационной деятельности Алтайского края.......................................................................................................................... 22
1.2 Прогнозирование, планирование и обоснование инновационного проекта...............................................................................................................................28
1.2.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации…………………………………………………………………………………28
1.2.2 Сущность и принципы планирования инноваций.................................31
1.2.3 Обоснование инновационного проекта .................................................34
1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности………….................................................................................................35
2 Развитие инновационной деятельности на примере ОАО «Лакт» ................38
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия..............38
2.2 Условия функционирования предприятия и развития инновационной деятельности............................................................................................................49
2.3 Инновационная деятельность предприятия…………………………......58
3 Взаимодействие муниципальных органов власти и предприятия в вопросах прогнозирования, планирования и обоснования инновационных проектов.............................................................................................................................63
3.1 Направление (нововведение) совершенствования планирования сбытовой деятельности в организации………………………………………………...63
3.2 Влияние муниципальных органов власти на инновационные предприятия………………………………………………………………………………...74
Заключение..............................................................................................................79
Список использованной литературы...............
1 налоговое и амортизационное регулирование;
2 кредитная и фондовая политика;
3 ценовое регулирование;
4 политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии.
Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития [2, c. 63].
2. Развитие инновационной деятельности на примере ОАО «Лакт»
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Открытое акционерное общество «Лакт» (Барнаульский гормолзавод).
Россия, 656002, ул.1905 года, 25.
Генеральный директор – Васильев Павел Константинович.
Телефоны: приемная (3852) 612101, факс 612649, E-mail: lakt2@rol.ru
Среднесписочная численность работающих – 300 человек.
ОАО «Лакт» - преемник старейшего предприятия - Барнаульского гормолзавода, основанного в 1931 году. 1960 год традиционно является точкой отсчета истории нового гормолзавода, который сегодня знают как ОАО «Лакт». Именно тогда, 45 лет назад производство переместилось в здание по улице 1905 года. Новейшие технологии и более чем полувековой опыт работы в молочной промышленности положительно сказываются на выпускаемой продукции.
ОАО «Лакт» производит весь ассортимент цельномолочной продукции под тремя торговыми марками: «Лакт», «Сибирское подворье», «Коровкино молоко», а также сыры твердые и плавленые, десерты, йогурты, минеральную воду «Серебряный ключ» и питьевую воду «Водица».(см. Приложение 1)
ОАО «Лакт ежегодный победитель конкурса молочной промышленности Сибири в различных номинациях: (см. Приложение 5)
1 Абсолютный победитель конкурса минеральных и питьевых вод «Живая вода» 1999 г.
2 Дипломы Красноярской ярмарки 2002 г.
3 Золотая медаль Кузнецкой ярмарки 2003 г.
4 Диплом Сибирской ярмарки «Продсиб-2003».
5 Дипломы «Комсомольской правды на Алтае» Народная экспертиза в семи номинациях.
6 Дипломы Алтайской ярмарки 2003 г., 2004 г., 2006 г.
7 Дипломы с золотыми медалями конгресса «МолПром» 2000 – 2006 г.
Сегодня ОАО «Лакт» - это крупное современное предприятие, на котором трудятся высококлассные специалисты. За 45 лет работы нового завода здесь научились успешно соединять мастерство и опыт с новейшими технологиями производства.
Немалую роль в развитии предприятия сыграло сотрудничество с Алтайским Сбербанком. Каждую весну ОАО «Лакт» берет кредиты для приобретения сельским хозяйствам техники и топлива в посевной период. Хозяйства в свою очередь рассчитываются с ОАО «Лакт» молоком. Летние кредиты позволяют ОАО «Лакт» делать закладку творога, масла, сыров из недорогого летнего сырья.
Сегодня продукцию ОАО «Лакт» можно увидеть во многих супермаркетах и магазинах Сибири.
Молочная продукция под маркой «Лакт» давно и заслуженно пользуется любовью покупателей. Это: молоко, сливки, ряженка, варенец, снежок, богатый белком и кальцием творог, сметана, сливочное масло, йогурты, напиток на основе сыворотки «Биоритм».
Плавленые сыры – предмет особой гордости завода. Плавленые сыры ОАО «Лакт» знают не только барнаульцы, поставки ведутся также в Новосибирск, Томск, Хабаровск, Читу, Красноярск, Новокузнецк и другие города России. Процесс производства плавленого сыра требует особенной тщательности. Для того, чтобы продукт получился вкусным и полезным, необходимо: высококачественное сырье, профессиональное оборудование, уникальная рецептура и, конечно же, мастерство и профессионализм сотрудников. На сегодняшний день предприятие выпускает два основных вида плавленого сыра – это «Очаковский» 125г; 150г; 200г; 250г и «Чуйский» 100г; 125г; 200г. (см. Приложение 4)
В первые годы существования завод вырабатывал незначительный ассортимент продукции: молоко фляжное, творог, сметана. Выпускаемой продукцией завод обеспечивал в основном детские и лечебные учреждения г. Барнаула.
В 1992 году, путем приватизации Барнаульского гормолзавода, было создано открытое акционерное общество “Лакт”, в соответствии с Указом Президента РФ “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества” от 1 июля 1992 г. №721 “Постановлением Правительства РФ ” от 1.09.92г. №708.
Учредителями ОАО “Лакт” являются члены трудового коллектива, лица, имевшие право на участие в приватизации и сельхозтоваропроизводители.
Руководство текущей деятельностью производства осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором.
ОАО “Лакт” является коммерческим юридическим лицом – имеет расчетный счет и другие счета в учреждениях банков, в том числе и валютный. Прибыль, остающаяся в ОАО “Лакт”, после уплаты налогов и иных платежей в бюджет и центральные фонды, поступает в полное распоряжение и используется обществом самостоятельно.
ОАО “Лакт” предприятие сравнительно молодое, оно не принадлежит к числу крупных предприятий молочной промышленности края, однако играет большую роль в решении проблем обеспечения населения г. Барнаула молочными продуктами.
Основной профиль предприятия – закупка молока от хозяйств края и выработка из него молочных продуктов.
Основными цехами ОАО “Лакт” является цех по производству цельномолочной продукции, сметано-творожный, кремо-разливочный, безалкогольный и цех по производству мороженного.
Организационная структура в ОАО “Лакт” является функциональной.
Положительное в этой структуре то, что происходит более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников, возможность привлечения консультантов и экспертов, преимущество данного предприятия в том, что происходит быстрый оборот продукции и денег.
Отрицательные стороны такой структуры проявляются в отсутствии тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне, возможно в дальнейшем тенденция к чрезмерной централизации поскольку подчинение происходит по иерархии управления.
В настоящее время основным поставщиком молока в ОАО “Лакт” являются Косихинский, Ребрихинский, Романовский, Мамонтовский и другие районы.
ОАО “Лакт” работает в основном на давальческом сырье, доля молока поступающего по госзаказу за 2006 и 2007 гг. составляет 10% от всего поступившего молока. При наличии собственных оборотных средств предприятие самостоятельно закупает молоко, поступающее по госзаказу утверждены постановлением администрации края №26 от 20.01.99г.
Таблица 2.1.
Основные поставщики сырья ОАО «Лакт»
Поставщики | 2006г. | 2007г. |
Ребрихинский МСЗ | 945 | 527 |
Косихинский МСЗ | 726 | 646 |
Мамонтовский МСЗ | 3091 | 1294 |
Совхоз “1-е мая” | 988 | 906 |
Совхоз “Малаховский” | 392 | 260 |
Совхоз “Луч Октября” | 572 | 774 |
Давальческое | 6175 | 9572 |
Всего | 21853 | 23422 |
По данным таблицы видно, что самым крупным поставщиком ОАО “Лакт” является Мамонтовский МСЗ, который продал в 2006г. 3091 тонн, в2007г. – 1294 тонн молока.
Закупочная цена 1 кг молока в 2006г. составляла 9 руб, в 2007г. – 10 руб.
ОАО “Лакт” требует от своих поставщиков молоко высокого качества. Все полученное молоко перерабатывается предприятием в молочную продукцию.
В настоящее время значительно недоиспользуются производственные мощности действующего предприятия ОАО “Лакт”, особенно в зимний период из-за недостаточного количества сырья.
Данные по использованию мощностей по основным видам подукции приведены в табл. 2.2.
Производственные мощности ОАО “Лакт”
Наименование продуции | Произведено, т | Наличие мощностей на 1.01.2007г. т/г | % исп мощностей за 2007 | ||||
2005 | 2006 | 2007 | |||||
Цельномолочная продукция | 19674 | 21000 | 16803 | 75790 | 22,2 | ||
Масло животное | 131 | 110 | 140 | 224 | 62,5 | ||
Мороженное | 608 | 549 | 686 | 750 | 91,5 |
Из данных таблицы видно, что производство цельномолочной продукции в 2007г., по сравнению с 2006г., сократилось на 4197 тонн или на 20%, и мощности использовались всего лишь на 22%. Это происходит из-за серьезного ухудшения общего состояния дел в животноводстве, что привело к значительному сокращению поступления сырья для промышленной переработки молока, а также из-за понижения покупательной способности населения. Кроме того, сами хозяйства стали заниматься продажей своей продукции населению, как путем создания собственных торговых точек, так и вывоза ее в города края для торговли с цистерн (молоко цельное).
Значительный спад выпуска цельномолочной продукции изменил и структуру использования молочного сырья. В 2006г. увеличился расход молока на выработку масла животного.
Основными потребителями ОАО “Лакт” является розничная торговая сеть г. Барнаула, учреждения социальной сферы (учреждения здравоохранения, народного образования, социальной защиты населения) и УВД. Кроме того, продукция предприятия реализуется за пределы края в г. Кемерово и г. Новокузнецк.
Своих фирменных магазинов ОАО “Лакт” не имеет. Реализацией продукции занимается отдел сбыта. Продукция вывозится как самовывозом, так и транспортом завода.
Несмотря на тяжелые условия, сложившиеся в экономике, ОАО “Лакт”, как видно из данных в таблице 2.2, предприятие работало с прибылью. Ассортимент выпускаемой продукции из года в год расширяется. Руководство предприятия постоянно работает над совершенствованием, модернизацией производственного процесса, с целью увеличения объемов продукции. Данные по ассортименту выпускаемой продукции ОАО “Лакт” приведены в табл. 2.3.(см. Приложение 1)
К стимулированию сбыта произведенной в ОАО “Лакт” продукции можно отнести рекламу на упаковке, в которой сообщается название фирмы, ее адрес.
В 2005г. был разработан торговый знак предприятия. В последнее время на предприятии используется еще один из способов рекламы - транспортный: на двери грузового и легкового автотранспорта ОАО “Лакт” наклеивает торговый знак фирмы.
Целями деятельности организации является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. ОАО «Лакт» занимает лидирующие позиции на рынке региона.
Общая принципиальная структурная схема деятельности ОАО «Лакт» опирается на «Основные направления развития оптовой продовольственной торговли», разработанные в крае на 2004 – 2007 гг., и при возможных вариантах и специфике, выглядит примерно так:
1 привлечение свободных капиталов при помощи акционирования, займов, кредитов, лизинга и т.п.;