Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка нормативных документов предприятия. Была разработана структура предприятия ОАО «Алтын», определена ответственность руководства предприятия, определен перечень основных процессов, выполняемых предприятием в ходе своей деятельности, перечень внутренних нормативных документов, составлены матрица ответственности и соответствия, разработаны элементы документации системы менеджмента качества данного предприятия, включающие:
− политику в области качества;
− разделы руководства по качеству;
− стандарт предприятия;
− должностную инструкцию.
Сеть процессов, ответственность руководства и персонала предприятия должны быть документированы. Одной из форм документирования является матрица ответственности.
Матрица ответственности представляет собой соотнесение процессов, протекающих на предприятии, и должностных лиц, отвечающих или участвующих в их исполнении. Строки матрицы соответствуют отдельным процессам, а столбцы - отдельным руководителям, подразделениям (должностным лицам). Матрица ответственности представлена в Приложении В.
4. Функциональная
модель деятельности
Наиболее удобным языком моделирования процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом и называвшийся первоначально SADT - Structured Analysis and Design Technique.
В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.
Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
В данной курсовой работе была разработана функциональная модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе приведена в Приложении Б.
5. Состав
нормативных документов СМК
.1 Структура документации СМК
Структура документации СМК включает в себя следующие разновидности документов:
1 Политика в области качества, раскрывающая основную цель деятельности предприятия, ресурсы, обеспечивающие достижение поставленной цели и основные аспекты деятельности руководства организации, ответственное за эффективное функционирование системы менеджмента качеством.
2 Общее руководство по качеству, содержащее всестороннюю характеристику деятельности организации, описание структуры и ответственности руководства, раскрытие особенностей взаимодействия системообразующих процессов.
Стандарты предприятия, подробно описывающий методику выполнения конкретного управленческого процесса в организации, разработанный в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Положения о подразделениях, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей.
Рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала. Они являются фундаментом для формирования полноценной и всеобъемлющей системы менеджмента качества организации.
Структуру документов системы качества схематично можно представить в виде пирамиды (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура документации СМК ОАО «Алтын»
Ответственность за организацию работ по управлению документацией системы качества несет уполномоченный по качеству, который координирует деятельность служб качества организации в направлении достижения полной реализации политики и целей в области качества.
.2 Основные требования к документации СМК
1 Документация должна быть системной и рациональной, т.е. определенным образом структурирована с четкими внутренними связями. Рациональность проявляется в удобстве пользования документов и в эффективности их совершенствования.
2 Документация должна быть комплексной, т.е. охватывать все аспекты деятельности в Системе качества.
Документация должна быть полной и самодостаточной, т.е. применение документации должно полностью обеспечивать выполнение процедур без привлечения дополнительных источников.
Документация должна быть адекватна требованиям основополагающих стандартов, т.е. желательно указать в разделе ссылки на требования основополагающих стандартов.
Документация должна создать практически выполняемые требования.
Документация должна быть легко идентифицирована.
Документация должна быть адресной.
Документация должна быть актуализированной, т.е. документация в целом и каждый документ должны своевременно отражать изменения, происходящие в основополагающих стандартах и изменение условий обеспечения качества на предприятиях.
Документация должна быть понятна всем ее пользователям и должна сохраняться непротиворечивость документации.
Документация должна иметь санкционированный статус. Документ должен быть согласован и утвержден подписями полномочных должностных лиц.
Должен соблюдаться единый подход к разработке документов всех уровней.
Правила обозначения документов должны обеспечивать однозначность идентификации. Поэтому обозначение должно включать:
1 обозначение вида документа (желательно 2 -3-мя прописными буквами русского алфавита);
2 код предприятия (4 прописные буквы русского алфавита);
порядковый номер вида документа (достаточно 2-значного);
год разработки (через дефис).
5.3 Нормативные документы СМК
Каждый процесс предприятия должен определяться стандартом предприятия системы качества. Для процессов, протекающих на ОАО «Алтын» были разработаны стандарты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1 - Перечень стандартов предприятия
№ п/п |
Основное содержание в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 |
Название стандарта предприятия |
1 |
п.5.1 - 5.3, п.5.5 |
Стандарт организации. «Ответственность руководства» СТО. АЛТН 01-2010 |
2 |
п. 5.4, п.5.6 |
Стандарт организации. «Анализ и планирование деятельности организации» СТО. АЛТН 02-2010 |
3 |
п. 4.2.4 |
Стандарт организации. «Управление записями» СТО АЛТН 03-2010 |
4 |
п. 4.2 |
Стандарт организации. «Управление нормативными документами» СТО. АЛТН 04-2010 |
5 |
п. 4.2.3 |
Стандарт организации. «Управление документооборотом» СТО АЛТН 05-2010 |
6 |
п. 6.2 |
Стандарт организации. «Управление персоналом» СТО АЛТН 06-2010 |
7 |
п. 6.3,6.4 |
Стандарт организации. «Управление инфраструктурой и производственной средой» СТО АЛТН 07-2010 |
8 |
п. 7.2.2 |
Стандарт организации. «Проведение маркетинговых исследований.» СТО АЛТН 08-2010 |
9 |
п. 7.3.1 |
Стандарт организации. «Научные исследования и проектирование.» СТО АЛТН 09-2010 |
10 |
п. 5.3,п. 5.4 |
Стандарт организации. «Сертификация» СТО АЛТН 10-2010 |
11 |
п.7.3.4 |
Стандарт организации. «Разработка проектной документации.» СТО АЛТН 11-2010 |
12 |
п. 7.3 |
Стандарт организации. «Подготовка производства» СТО АЛТН 12-2010 |
13 |
п.7.5.1 |
Стандарт организации. «Производство продукции» СТО АЛТН 13-2010 |
14 |
п. 7.5 |
Стандарт организации. «Контроль, испытания, упаковка.» СТО АЛТН 14-2010 |
15 |
п.7.2.3 |
Стандарт организации. «Реклама» СТО АЛТН 15-2010 |
16 |
8.2.2 |
Стандарт организации. «Внутренний аудит» СТО АЛТН 16-2010 |
17 |
п. 8.4 |
Стандарт организации. «Анализ данных» СТО АЛТН 17-2010 |
18 |
п.8.5.2,п.8.5.3 |
Стандарт организации «Организация и проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий» СТО АЛТН 18-2010 |
19 |
п.8.3 |
Стандарт организации «Управление несоответствующей продукцией СТО АЛТН 19-2010 |
Матрица соответствия представляет собой таблицу, содержащую в столбцах названия стандартов предприятия, а в строках - названия процессов, протекающих в организации. На пересечении строк и столбцов ставятся следующие обозначения:
О, если стандарт является основным для данного процесса;
Д, если стандарт дополняет требования к данному процессу, но не является основным для него.
Дополняющими для всех процессов являются стандарты, которые определяют обязательные документируемые процедуры предприятия:
− управление документацией,
− управление записями,
− управление несоответствиями;
− внутренний аудит;
− управление предупреждающими действиями;
− управление корректирующими действиями.
Хотя внутренний аудит является обязательной процедурой и дополняет все стандарты предприятия, в матрице соответствия он не указывается. Это связано с тем, что требования внутреннего аудита в обязательном порядке прописываются в должностных инструкциях сотрудников организации.
Матрица соответствия представляет собой таблицу, содержащую в столбцах названия стандартов предприятия, а в строках - названия процессов, протекающих на предприятии. На пересечении строк и столбцов ставятся следующие обозначения: О (если стандарт является основным для данного процесса) и Д (если стандарт дополняет требования к данному процессу, но не является основным для него).
Данная матрица соответствия демонстрирует, что все процессы охвачены стандартами предприятия. Матрица соответствия представлена в Приложении Г.
6.
Общее описание взаимодействия циклов
PDCA-SDCA при функционировании организации
Цикл PDCA - SDCA (Рисунок 2) тесно связан с функциональной моделью предприятия. Он должен быть детально прописан для стандарта предприятия.
Рисунок 2 - Взаимодействие цикла PDCA - SDCA- планирование- действие- контроль- решение- стандарт
К планированию относиться процесс управление СМК (анализ и планирование). Если планы не меняют, то будет цикл SDCA, к нему относиться процесс управления нормативной документацией.
К действию относятся процессы жизненного цикла продукции и менеджмент ресурсов.
К контролю относиться процесс измерения, анализ, улучшения (внутренний аудит, технический контроль).
К решению по результатам контроля относится процесс измерения, анализ, улучшения (анализ данных, корректирующие действия, управление несоответствиями), процесс управление СМК (ответственность руководства и анализ со стороны руководства).
При осуществлении циклов PDCA - SDCA процессы будут взаимодействовать следующим образом.
Любая деятельность предприятия осуществляется в цикле PDCA. Руководство предприятия разрабатывает схемы расположения торговых мест, затем заключаются договоры аренды с арендаторами на торговое место на определенный срок. Далее предприятие собирает арендную плату за торговое место. После этого анализируется прибыль от сдачи в аренду торговых мест, количество арендаторов, средства затрачиваемые на материально-техническое обслуживание рынка. На основании полученных данных руководство принимает решение о необходимости проведения корректирующих мероприятий. Если такие мероприятия необходимы, то руководство контролирует выполнение корректирующих действий и по истечении определенного срока проводится повторный анализ, на основании которого определяются дальнейшие действия. Если по результатам контроля оказания услуг по сдаче торговых мест в аренду принимают решение о результативности и эффективности деятельности, то осуществляется переход на цикл SDCA, т.е. данный процесс документируется в виде стандарта.
Если по результатам контроля деятельности по стандарту показывает ее низкую эффективность, необходимо пересмотреть требования существующего стандарта.
При осуществлении циклов PDCA - SDCA можно рассмотреть процесс жизненного цикла «Контрактная деятельность», для которого разрабатывается стандарт.
Руководство предприятия разрабатывает схемы расположения торговых мест и устанавливает арендную плату. Главный бухгалтер заключает договоры аренды с арендаторами, а кассиры-контролеры собирают арендную плату. По прошествии определенного периода руководство проводит проверку. На основании полученных результатов делаются выводы об эффективности процесса и принимаются решения о дальнейших действиях.
7.
Разработка стандарта предприятия
Стандарт организации (СТО) - нормативный документ, разрабатывается на основе внешних нормативных документов, руководства по качеству.
Стандарт организации устанавливает:
− требования к процессам и объектам менеджмента качества;
− ответственность руководителей подразделений и персонала, выполняющих процессы, и отвечающих за качество объектов менеджмента;
− взаимодействие процессов и их исполнителей.
Ответственность предусматривает руководителя процесса, ответственного исполнителя процесса и соисполнителей процесса. Объектами менеджмента являются все виды обеспечения процесса и продукции процесса:
Информация о работе Проектирование нормативной документации системы менеджмента качества ОАО "Алтын"