Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:39, курсовая работа
Методология системы менеджмента качества (СМК) базируется на принципах системного и процессного подходов. Современная система менеджмента качества объединяет в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество. Очевидно, что для эффективного функционирования указанные структуры должны быть взаимосвязаны, полностью охватывать организацию и все процессы.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Проектирование системы менеджмента качества ОАО "АвтоВАЗагрегат"………………………………………………………………...5
Глава 2. Проектирование системы менеджмента ОАО "АвтоВАЗагрегат"...19
Глава 3. Проектирование интегрированной системы ОАО "АвтоВАЗагрегат"……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
5. Улучшение.
Оценка элементов данной группы позволяет выявить:
- являются ли планы и деятельность по улучшению интегрированными;
- являются ли разработка
и осуществление
6. Анализ со стороны руководства.
Оценка элементов данной группы позволяет выявить:
- является ли анализ со стороны руководства интегрированным.
Модель интегративной системы менеджмента, представленная на рисунке 2, применима к любым организациям, имеющим более одной системы менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов. Модель построена на основе шести общих требований к системам менеджмента, изложенных в PAS 99: политика, планирование, внедрение и функционирование, оценка выполнения, улучшение и анализ менеджмента.
Анализ Планирование
контроль действие
Рисунок 2 – Модель интегрированной системы менеджмента с применением методологии PAS 99
Алгоритм внедрения спецификации PAS 99- 2006 на предприятии
Разработка и внедрение ИСМ включает:
1. Принятие решения высшим Руководством организации о создании ИСМ.
2. Определение интересов заинтересованных сторон (потребителей продукции и услуг; правительственных и регулирующих органов; собственников, руководства и персонала организации; заинтересованных сторон, связанных с окружающей средой и охраной труда и пр.).
3. Обучение сотрудников организации.
4. Диагностический аудит действующей системы менеджмента организации.
5. Определение конфигурации ИСМ.
6. Определение критериев интеграции ИСМ.
7. Разработка документов ИСМ.
8. Внедрение ИСМ и сертификация.
Взаимосвязи концепций целевых стандартов на системы менеджмента
Взаимосвязь элементов будет происходить по стандартам ИСО 9001 и OHSAS 18001.
ИСО 9001- Система менеджмента качества
OHSAS 18001- Системы менеджмента
охраны здоровья и
Взаимосвязь стандартов показана в таблице 6.
Таблица 6 – Взаимосвязи концепций целевых стандартов на системы менеджмента
Концепция |
ISO 9001 |
OHSAS 18001 |
Область менеджмента |
Качество |
Профессиональное здоровье и безопасность |
Основная цель |
Повышение удовлетворенности потребителя |
Улучшение деятельности в области профессионального здоровья и безопасности |
Основные заинтересованные стороны (лица, заинтересованные в успехе организации) |
• потребители; • правительство (регулирующие органы) |
• работники; •правительство (регулирующие органы) |
Критические аспекты (фокусная точка) |
Характеристики качества (услуги и процессов) |
Опасности (связанные с деятельностью и операциями управления) |
Требования к критическим |
• требования потребителя; • требования, связанные с предполагаемым использованием; • нормативные требования; •требования, определенные управлением |
• требования и нужды заинтересованных сторон (работников); • требования, возникающие в результате анализа рисков (анализа угроз) |
Направленность управленческих действий |
Процессы, являющиеся критическими для соблюдения характеристик качества услуги и деятельности управления в общем, связанной с качеством |
Действия и операции, связанные с идентифицированными рисками и угрозами профессиональному здоровью и безопасности |
Результаты неправильного |
Низкая производительность организации,
включая предоставление услуг, вызывающей
неудовлетворенность |
Вред здоровью и благополучию сотрудников |
Риски организации |
Невыполнение требований потребителя и нормативных требований. Последствия: Неудовлетворенность потребителей, гражданскоправовая ответственность, уголовная ответственность. |
Деятельность в области Последствия: уголовная, гражданскоправовая ответственность, потеря рабочей силы |
Итак, при разработке ИСМ (построении системы управления организацией) необходимо:
- установить цели менеджмента, которые должны быть реализованы в системе менеджмента;
- использовать процессный и системный подходы;
- провести комплексную оценку рисков.
Если подходить более широко, то модель ИСМ должна базироваться на принципах менеджмента качества и менеджмента рисков. Соотношение этих принципов, полнота их применения и требования стандарта, использующиеся как базовые, на первоначальном этапе разработки системы менеджмента зависят от специфики отрасли, от специфики (профиля деятельности и масштаба) самого предприятия и его окружения.
Подводя итог, можно отметить,
что для использования
В последнее время довольно часто стали появляться публикации, ставящие под сомнение целесообразность внедрения в России СМК на базе ИСО серии 9000 из-за их низкой эффективности. В чем же причины такого отношения к СМК и как за рубежом работают аналогичные системы?
Ситуация с качеством продукции и услуг в России не может не вызывать вполне обоснованной тревоги. На российском рынке практически нет качественных товаров отечественного производства, что, к сожалению, мало беспокоит товаропроизводителей. Темпы роста количества СМК в нашей стране составляют всего 3,9% от темпов роста в Китае, который является мировым лидером в этой области. В российских организациях 80 % систем недееспособны и бесполезны, хотя и обеспечены сертификатами соответствия.
Анализ состояния работы СМК в России позволил выделить следующие причины их низкой результативности и эффективности:
1. Некорректная постановка
целей: по различным данным, чаще
всего российские компании
Гораздо реже целью является приобретение за небольшие деньги инструмента управления, который наведет порядок на предприятии.
В Европе же цель внедрения СМК – не только порядок на производстве и обеспечение бездефектного изготовления продукции, но и процесс постоянного совершенствования, который и является основным источником выгоды от функционирования СМК.
2. Внутренние факторы, влияющие на результативность и эффективность СМК на российских предприятиях:
– использование возможностей системы сдерживается уверенностью управляющего персонала в том, что качество получается как бы само собой, т.е. является «приложением» к технологии, следствием самого существования изготовленной продукции. На многих российских предприятиях бытует мнение, что качество продукции, обеспечивается исключительно отделом технического контроля (ОТК) на заключительной стадии производства. Это в корне противоречит идеологии стандартов ИСО 9000, суть которой в том, что качество создается на всех стадиях жизненного цикла продукции: при планировании, проектировании, подготовке производства, закупках и т.д.;
– зачастую к процедурам и требованиям систем относятся формально или просто игнорируют их. Это происходит из-за инертности коллектива или отсутствия производственной дисциплины. Как правило, в организациях разработано множество нормативных и распорядительных документов (положения, инструкции, регламенты, стандарты предприятий и т.д.). Однако всегда существует возможность отступления от их требований без должного обоснования. Например, ОТК может забраковать партию готовых изделий, которые должны быть поставлены в кратчайшие сроки, но по звонку из дирекции предприятия продукция все же уйдет потребителю. Наличие данного фактора может быть объяснено общей ситуацией в России, когда разработанные и действующие законы в полной мере не выполняются, в том числе теми, кто обязан следить за их исполнением. Это проецируется на уровень любого хозяйствующего субъекта;
– много вреда наносит отсутствие интеграции СМК в систему управления предприятием, а также противоречия между действующей системой управления и требованиями стандартов ИСО 9000. Причем СМК нередко накладывается на неэффективную систему управления предприятием, которая берет начало еще с советских времен. Таким образом, две системы работают изолированно друг от друга. Одна для себя, так как она понятна руководству и сотрудникам предприятия (с уже существующими планами, положениями, должностными инструкциями и пр.), а вторая (СМК) для аудиторов, которые приезжают раз в год на надзорные аудиты, делают замечания и в итоге подписывают акты о выполненных работах. Все стороны устраивает сложившаяся ситуация безотносительно к эффективности внедренной СМК;
– бесспорно, на эффективность системы значительно влияет физически и морально устаревшее оборудование (на некоторых предприятиях износ основных фондов составляет 80%), что не позволяет уменьшить влияние человеческого фактора на технологический процесс и делает практически невозможным достижение уровня качества сложных изделий, характерного для передовых зарубежных предприятий. В последние годы многие российские предприятия стали тратить больше средств на техническое перевооружение.
Обидно, что финансово-экономический кризис в очередной раз затормозит этот процесс;
– одна из бед российских предприятий – традиция наказывать виновных за выпуск бракованной продукции, вместо того, чтобы искать и устранять причины брака;
– серьезно влияет на эффективность СМК отсутствие компетентных руководителей, подготовленных для работы в новых условиях. В частности, новый современный успешный топ-менеджер должен быть настроен на постоянное повышение своей компетенции, чего не скажешь о большинстве российских предприятий;
– осложняет развертывание
целей в области качества по всем
уровням организации чрезмерная
замкнутость линейно-
– безусловно влияет на СМК низкий уровень управления кадрами. Отсутствие инвестиций в развитии персонала, низкая заработная плата, отсутствие коммуникаций по важнейшим вопросам деятельности организации.
– одна из главных причин
неэффективности СМК –
3. Ошибки при построении СМК на предприятии:
– одна из самых распространенных ошибок – нарушение порядка подготовки организации к введению в действие документов СМК. Обычно все начинается с написания внутренних стандартов предприятия, затем идет их корректировка, контроль выполнения, наказание виновных, планирование дальнейшей деятельности. На самом деле, согласно циклу Деминга, последовательность работы должна быть совсем другой: планирование улучшений, анализ и доработка улучшений и только после этого стандартизация;
– вторая ошибка, полностью дискредитирующая СМК, – недобросовестная сертификация. Консультирующие организации в 80-90% случаев работают под определенные органы по сертификации и знают их требования и особенности работы аудиторов. Органы по сертификации также заинтересованы в получении клиентов и нередко закрывают глаза на огрехи организации, выдавая сертификат соответствия;
– следующая ошибка – передача консультантами на предприятия типовой документации СМК, что может как исключить создание уникальной системы, так и нарушить правильную последовательность внедрения;
– на российских предприятиях тратится уйма времени на разного рода совещания, планерки и т.д., где рассматриваются все вопросы, касающиеся функционирования СМК. Однако далеко не всегда ведется протоколирование обсуждаемых вопросов и принятых решений, но самое главное даже не это, а то, что решения на выполняются. СМК многими сотрудниками воспринимается как нечто изолированное от повседневной работы. Отдельно стоит отметить, что язык стандарта ИСО 9001 непонятен большинству читателей и потенциальных пользователей. Возможно, в следующих версиях разработчики стандарта будут использовать более ясный язык. А пока приходится консультантам переводить требования стандарта на язык, доступный сотрудникам предприятия
4. Внешние факторы,
воздействующие на
– количество производимой продукции остается более важным, чем его качество, следует разработать такую систему планирования, которая позволяла бы устанавливать цели на каждом уровне управления, вплоть до показателей деятельности отдельных сотрудников;
– действующее законодательство не предусматривает однозначности и неотвратимости ответственности производителя за качество продукции, что также не побуждает товаропроизводителей к борьбе за качество;
– затянувшийся на десятилетия переходный период в российской экономике, ее сырьевая направленность, сложное экономическое положение большинства российских предприятий не создают необходимых предпосылок для динамичного процесса разработки и внедрения результативных и эффективных СМК на отечественных предприятиях.
Причины, указанные в разделах 1-4 практически нейтрализуют действие СМК на отечественных предприятиях. Сегодня большинство российских товаров неконкурентоспособны на европейском рынке из-за невысоких эксплуатационных характеристик и низкого качества. И такая ситуация сохраняется уже достаточно долго, поскольку на предприятиях просто не существует политики управления улучшениями или она реализуется не в полном объеме. А ведь главная цель управления качеством – снижение количества брака путем различных улучшений и организация выпуска бездефектной продукции. Критерием эффективности СМК можно считать число улучшений, рационализаторских предложений, воспроизводимость и стабильность параметров процессов, уменьшение доли ручного труда и трудоемкости.
Зарубежные предприятия давно работают в условиях рыночной экономики и сумели построить СМК, ориентированные на требования потребителей. Стандарты ИСО серии 9000 для них более понятны и являются повседневным производственным инструментом. СМК на Западе воспринимается скорее как некая надстройка, которая безболезненно интегрируется в существующую систему управления предприятием, в отличие от России, где все новое, прежде чем стать «повседневностью», должно «сломать» старое.