Процесс и методы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение путей повышения эффективности управленческих решений. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и сущность управленческих решений;
- рассмотреть виды управленческих решений
- описать процесс разработки управленческого решения;
- проанализировать способы оптимизации управленческих решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Процесс и методы управления организацией
1.1 Процесс управления организацией. Составляющие процесса управления……………………………………………………………………….5
1.2. Сущность и содержание функций менеджмента………………………….7
1.3. Методы управления организацией………………………………………..16
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления
предприятием
2.1. Организационная структура …………………………..………………….40
2.2. Сфера деятельности ……………………………….………..……………...43
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 98.19 Кб (Скачать файл)

   Мотивация - это  процесс побуждения  себя и   других  к  деятельности  для

достижения личностных целей  и целей организации.

    Традиционный  подход  основывается  на вере  в  то,   что  сотрудники   -

всего лишь ресурсы, активы, которыми должны  заставить эффективно  работать.

    Человек, получивший  в  процессе  обучения  и   повышения   квалификации, накопления производственного опыта знания и  навыки,  хочет  применить  свое умение  в  труде.  И  чем  больше  ему  это  удается,  тем  больше   степень удовлетворенности,  а  соответственно  и  степень  выраженности  мотивов.  В данном случае сотрудник считает цель организации своими целями.

    Стремление человека  реализовать  себя в своем  деле бесспорно. Так уж он

устроен. Там, где управление и организация труда  предоставляют  сотрудникам такие возможности, их труд будет  высокоэффективным,  а  мотивы  к  труду  - высокими.  Значит,  мотивировать  сотрудников -  это затронуть их   важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

   В связи с тем,  что существуют различные пути  мотивации, менеджер должен:

   а) во-первых, установить  набор критериев (принципов),  которые  наиболее

сильно влияют на поведение  сотрудника. Данные критерии,  сведенные воедино, формируют личную  философию,  которая  представляет  собой  основополагающее поведение.  Разработав  личную  философию,  менеджеры  могут  создать  такую рабочую   среду   окружения,   которая   будет   способствовать    мотивации сотрудников. Данная окружающая среда, или  организационный   климат,  окажет существенное  влияние  на  отношение  к  делу  работников,  воздействует  на сотрудников, которые  значительно  легче  и  менее  болезненно  воспринимают правила и регламент организации;

   б) во-вторых, создать  атмосферу, благоприятную для  мотивации рабочих;

   в) в-третьих, активно  общаться со своими  сотрудниками,  поскольку,  для

того, чтобы работник был  полностью мотивирован и работал  с  полной  отдачей, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут.  Это  важно не только потому, что сотрудники знают об ожиданиях своих менеджеров, но  им нужно говорить и о том,  как они выполняют свою  работу.  Прямое  общение  с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере  для  всех работников. Обратная связь обеспечивает крепкую основу  для мотивации.

Функция контроля. Итак, составлен  план  организации,  создана  ее  структура,  заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще   один компонент,  который  необходимо  добавить  к  функциям  управления,  -   это контроль.

     Контроль,  как  правил,  ассоциируется   с   властью,   командованием,

«поймать», «улучшить», «схватить». Такое представление о контроле  уводит  в сторону от главного содержания контроля.

     В   самом   общем   виде   контроль   означает   процесс   соизмерения

(сопоставления) фактически  достигнутых результатов с запланированными.

    Некоторые   организации  создали  целые   системы  контроля.  Их  функции

состоят  в  посредничестве  между  планами  и  деятельностью,  т.е.  система

контроля  обеспечивает  обратную  связь  между   ожиданиями,   определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными  показателями  деятельности организации. И тот, кто имеет современные и точные системы  контроля,  имеет больше шансов выжить.  Для  менеджмента  характерно  большое  количество  не только различных видов планов, но и видов и  систем  контроля.  Все  системы контроля  всегда  базировались  на  идее  обратной  связи,  а  именно:   они сопоставляют  реальные  достижения  с  прогнозными  данными.  В   результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить  негативные  влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные.

    Окончательная  цель контроля состоит в том,  чтобы обслуживать  различные планы и цели менеджмента.

    В основу создания  всех систем контроля должны  быть  положены  следующие основные требования-критерии:  Эффективность  контроля,  эффект  влияния  на людей, выполнение задач контроля, определение границ контроля.

    Различают следующие  виды контроля:

    1.Предварительный  контроль.  Он осуществляется  до  фактического  начала работ.  Основным средством осуществления предварительного контроля  является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В  процессе  предварительного  контроля  можно выявить и предвидеть отклонения от  стандартов  в  различные  моменты.  Он  имеет  разновидности: диагностический и терапевтический. Диагностический  контроль  включает  такие категории,   как   измерители, эталоны,  предупреждающие  сигналы  и  т.п., указывающие на  то,   что   в организации что-то не в порядке. Терапевтический контроль позволяет  не  только  выявить  отклонения  от нормативов, но и принять исправительные меры.

    2.Текущий контроль. Он осуществляется в  ходе  проведения  работ.  Чаще

всего  его  объект  -   сотрудники,  а  сам  он  является  прерогативой   их

непосредственного  начальника.  Он   позволяет   исключить   отклонения   от

намеченных планов и инструкций.

    Для того  чтобы   осуществить  текущий  контроль,  аппарату  управления

необходима обратная  связь.  Все  системы  с  обратной  связью  имеют  цели,

используют  внешние  ресурсы   для   внутреннего   применения,   следят   за

отклонениями для достижения этих целей.

    3.Заключительный  контроль. Цель такого контроля - помочь  предотвратить ошибки  в  будущем.  В  рамках  заключительного  контроля   обратная   связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе  ее выполнения).

    Хотя  заключительный  контроль  осуществляется  слишком   поздно,  чтобы отреагировать на проблемы в момент их  возникновения,  он,  во-первых,  дает руководству информацию для планирования в случае,  если  аналогичные  работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.

    Контроль хотя  и важен, но  может  быть  весьма  дорогостоящим.  Поэтому решение  о  том,  какой  тип   контроля   применить,   требует   тщательного

обдумывания. В связи с  этим при организации  и  поведении  контроля  следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы:

    . Понимают ли  сотрудники цели организации?

    .  Спроектирована    ли   система   контроля   так,   чтобы   обеспечить

      существенные, а не тривиальные измерения?

    . Представляет  ли действующая система контроля  менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках? Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором  они  создаются, останется тем же. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого  конечного  пункта  не  существует  вообще, т.к. каждая управленческая функция движима  другой.  Возникает  своего  рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная  в  процессе контроля,  может  использоваться  на  этапе  планирования,   организации   и мотивации сотрудников.

    Менеджеры высокого  уровня большую часть своего  рабочего времени  тратят на осуществление функций планирования и контроля,  а  более  низкого  уровня больше заняты  подбором  кадров,  организацией  их  труда.  Однако  на  всех уровнях управления они  в  определенной  мере  используют  и  выполняют  все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и  контроля.

Функции управления - это конкретный  вид управленческой  деятельности (осуществляется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ. Как мы видим, одним из основных  компонентов,  составляющих  содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения  той или иной относительно простой работы  необходимо  заранее определить,  что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его

выполнение.  Это  и  есть  функции  управления. 

     Каждая  функция   менеджмента   представляет   собой   сферу   действия

определенного процесса управления, а система управления конкретным  объектом или  видом  деятельности  -  это  совокупность  функций,  связанных   единым управленческим циклом.  В  этом  суть  процессного  подхода  к  исследованию функций  менеджмента.  Но  очень  часто  говорят  лишь  о  четырех  функциях   управления   - планирование, организация, мотивация и контроль.  Концепция   российского   менеджмента   как   процесса     выполнения взаимосвязанных  функций  планирования,   организации,   координирования   и регулирования, мотивации и  стимулирования, контроля  объединила  ряд  теорий управления,  в  частности,  школу  научного  управления  и  административную теорию. В дальнейшем развитии процессная  модель  менеджмента  уточнялась  и расширялась, углублялась  вследствие  применения  к  менеджменту  методологии системного   и   ситуационного   подходов,   социологических   исследований, экономико-математических методов  и моделирования.

    Для  менеджеров  знание  взаимосвязи  и  взаимодействия  групп  функций

менеджмента  создает  условия  принятия   правильных   решений   в   области формирования  и функционирования систем менеджмента.

    Отметим главные  особенности функций менеджмента.  Отношения управления в рыночной  экономике  многогранны,  многослойны,  ибо  отражают  разные  грани  социально-экономических отношений  между людьми и коллективами,  занятыми   в производственных  и  непроизводственных  сферах  деятельности  организаций различных  форм собственности.  Важная  особенность   функций  менеджмента,  обусловленная   спецификой российской   экономики,   заключается   в   потребности   высокой    степени адаптивности  к изменениям внешней и внутренней  среды.

     Под  адаптивностью   понимается  способность  сохранения   качественной

определенности функции  менеджмента  при  изменениях  социально-экономической среды. В  систему адаптивных элементов  системы  менеджмента  включается  вся  совокупность средств  воздействия:  целевые,  регулирующие,  координирующие, активизирующие,  мотивирующие,  контролирующие,   самоорганизующиеся.   Отсюда следует, что система средств  воздействия и взаимодействия по каждой  функции должна  обладать  гибкостью  и  обеспечивать  меньшие  потери  ресурсов  при изменении  социально-экономических и организационно-технических  факторов.

    Функции управления  имеют специфический характер,  особое  содержание  и могут  осуществляться самостоятельно, быть  как  не  связанными  между   собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают   друг  в друга. Иными  словами,  в  системе  управления  все  управленческие  функции объединены в единый целостной процесс.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы  управления  организацией.

   Реализация  функций   и  принципов   управления   осуществляется   путем

применения различных  методов.   Методы управления - это совокупность приемов и способов  воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

    В практике  управления, как  правило,  одновременно  применяют  различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы  управления  органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же -  они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на  персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Можно выделить три  фактора,  оказывающих воздействие на персонал предприятия.

   Первый -  иерархическая структура предприятия,  где основное  средство

воздействия - это отношения власти  -  подчинения,  давления  на  человека

сверху, с помощью  принуждения,  контроля  над  распределением  материальных благ.

   Второй  -  культура,  то  есть  вырабатываемые  обществом,  предприятием,

группой людей совместные ценности, социальные  нормы,  установки  поведения, которые регламентируют действия личности,  заставляют  индивида  вести  себя так, а не иначе без видимого принуждения.

   Третий - рынок - сеть  равноправных  отношений,  основанных  на  купле-

продаже продукции и услуг, отношениях  собственности,  равновесии  интересов продавца и покупателя.

   Эти факторы воздействия  - понятия достаточно сложные и на практике  редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков  и  облик экономической ситуации на предприятии.

   В системе методов  управления персоналом выделяют:

-  Административные методы;

-  Экономические методы;

 -  Социально-психологические методы.

  Рассмотрим более  подробно каждый метод в отдельности.

Административные  методы управления.

Информация о работе Процесс и методы управления организацией