Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов повышения эффективности и качества управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- Проанализировать свойства управленческого решения и факторы ,влияющие на его принятие;
- Изучить подходы к методам принятия решений;
- Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации. Предметом исследования является анализ схем принятия решений организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………............2
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕЩЕНИЙ....................................................................................................................3
1.1Управленческие решения в системе менеджмента…….…….……….…………3
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений …………………………………...................................................................................8
1.3 Процесс принятия управленческих решений ……..........................………….19
1.4. Методология и методы принятия решения……………………………….…..23
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ваши колбасы»…………………………………………..28
2.1 Краткая характеристика предприятия .........................................…………….28
2.2 Анализ факторов внешней среды …………………………….………………...30
2.3 Анализ проблемы, требующей принятия управленческого решения………………………………………………………………………………33
Глава 3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………….36
3.1 Организация выполнения принятого решения……………………………...…36
3.2 Расчёт социально-экономического эффекта от предлагаемых программ…………………………………………………………………………….. 37
Заключение………………………………………………………………………..….39
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект менеджмент.docx

— 632.64 Кб (Скачать файл)

                                                                Содержание

Введение……………………………………………………….………………............2

Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕЩЕНИЙ....................................................................................................................3

1.1Управленческие решения  в системе менеджмента…….…….……….…………3

1.2 Факторы, влияющие на  эффективность управленческих решений  …………………………………...................................................................................8

1.3 Процесс принятия управленческих  решений ……..........................………….19

1.4. Методология и методы  принятия решения……………………………….…..23

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ваши колбасы»…………………………………………..28

2.1 Краткая характеристика  предприятия .........................................…………….28

2.2 Анализ факторов внешней  среды …………………………….………………...30

2.3 Анализ проблемы, требующей  принятия управленческого решения………………………………………………………………………………33

Глава 3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………….36

3.1 Организация выполнения  принятого решения……………………………...…36

3.2 Расчёт социально-экономического  эффекта от предлагаемых программ…………………………………………………………………………….. 37

Заключение………………………………………………………………………..….39

Список литературы…………………………………………………………………..41

 

                                                                       Введение

Тема работы актуальна, потому что эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем  использования научного подхода  к данному процессу, моделей и  количественных методов принятия решений.

Принятие решений - основная часть работы менеджеров любого звена  любого предприятия. Поэтому понимание  всех тонкостей процесса принятия решений  в различных условиях, знание и  применение различных методов и  моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности  работы управленческого персонала.

В условиях рыночной экономики  существенно увеличивается ответственность  при принятии решений руководителей  всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих  и контролирующих принятие стратегических решений.

Целью работы является изучение методов повышения эффективности и качества управленческого решения.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие  задачи:

-  Проанализировать свойства управленческого решения и факторы ,влияющие на его принятие;

-  Изучить подходы к  методам принятия решений;

-  Провести анализ  схемы принятия решений в конкретной  практической ситуации. Предметом  исследования является анализ  схем принятия решений организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.

                    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕЩЕНИЙ

1.1. Управленческие решения  в системе менеджмента

Управление - целенаправленное воздействие на коллективы людей  для организации и координации  их деятельности по достижению целей  организации. Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и  реализации управленческих воздействий  на людей, активизирующих их работу в  организации. Основной формой такого воздействия  является управленческое решение, понимаемое в деловом и научном обиходе  как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов  действий.

Управленческое решение  является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде  организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для  достижения целей организации.

Управленческие решения  также являются основным элементом  каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации  и контроля, так как их осуществление  также требует принятия решения.

Необходимость принятия решения  вызвана тем, что предприятие  подвержено воздействию со стороны  окружающей его среды и вынуждено  адаптироваться к ней с помощью  обратных связей. Поэтому управленческое решение есть результат обработки  менеджером обратной связи – информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от нормы (цели). Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Содержание цели зависит  от реальных возможностей субъекта и  приемлемых средств для ее достижения.

В процессах управления отклонения фактического состояния от цели носят  название проблем. Проблемы (греч.) - задача, в процессах управления - это противоречия цели и ситуации, разрешение которого определяет изменения ситуации в  направлении принятой цели. Под ситуацией  понимают состояние объекта управления относительно выработанной цели. (Ситуация (лат.) - положение, сочетание условий  и обстоятельств, создающих определенную обстановку).

Исходными моментами управленческого  процесса являются: целевая функция (цель) и отклонения (проблемы). Задачей  управления является устранение этого  отклонения через принятие управленческого  решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, задачей управления является ликвидация противоречия, возникающего между фактическим  состоянием и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления. Основные свойства управленческого решения (рис.1):

· во-первых, управленческое решение всегда направлено на разрешение проблемы;

· во-вторых, управленческое решение снимает или снижает напряженность в деятельности людей. Оно отвечает на вопрос: что делать?

· в-третьих, управляющее  решение обладает силой концентрации усилий на разрешение проблемы. Именно так оно воспринимается персоналом.

Даже если оно направлено, скажем, на ликвидацию какого-либо подразделения или его разделение на несколько подразделений, оно требует концентрации усилий на этом действии. Решение — это квант усилий, ведущих к изменениям.· в-четвертых, управленческое решение является организационным фактором совместной деятельности, оно несет упорядочение и ответственность.

Рис.1. Основные свойства управленческого решения.

Основные требования к  управленческим решениям (рис.2):

· Целенаправленность решения, соответствие его цели. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления. Цель отвечает на вопрос: почему принимается решение, каково его значение в развитии организации, каким образом оно ведет к достижению цели? Цель, как уже указывалось ранее, систематизирует управленческие решения.

· Адресность управленческого  решения. Эта характеристика отвечает на вопрос: кому оно предназначено, кто, какие звенья в системе управления являются объектом воздействия, кто реализует решения и отвечает за его реализацию?

· Организационная четкость решения. Решение несет в себе определенный организационный потенциал, иногда оно изменяет организацию деятельности. При этом не должно быть, а иногда такое бывает, элементов дезорганизации. Вспомним формулу: «Благими намерениями устлана дорога в ад». Не встречается ли эта формула в реализации некоторых управленческих решений?

· Конкретность решения также  является его характеристикой. Расплывчатые, половинчатые решения, не отработанные по проблеме и ситуации (общие типа «усилить, обратить внимание» и т.д )не могут быть эффективными.

Рис.2 Основные требования к управленческим решениям

1.2Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений

 На эффективность управленческих  решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное  обеспечение, взвешенность решения,  своевременность акта управления.

 Менеджмент рассматривается  в виде оптимизации технологических  решений и психологических установок.

 Среди факторов, мешающих  развитию индивидуальных качеств  у специалистов - менеджеров, можно  выделить:

  - отсутствие личных ценностных ориентаций;

  - отсутствие личной заинтересованности;

- недостаточная профессиональная  квалификация;

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических  и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

1. Директорский стиль,  когда лидер руководствуется  принципом "делай так, как  я сказал", держит сотрудников  под контролем и в качестве  движущейся силы используется  поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер - организатор  - это строгий, но справедливый  руководитель. Дает подчиненным  ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку  его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда  руководитель следует девизу "прежде  всего люди, а дело - потом". Доверяет  людям, ценит добрые отношения  в коллективе. В качестве стимула  обеспечивает сотрудникам дополнительные  льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль,  когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников  активно участвовать в принятии  решений, каждого лично контролируется  и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп  работы. Лидер, стремящийся больше  выполнять сам, берется за многие  задания, много работает, предполагая,  что остальные сотрудники последуют  его примеру, предоставляет многим  возможность самостоятельно планировать  и работать.

6. Наставнический стиль,  когда лидер руководствуется  принципом "ты можешь это  сделать". Лидер такого типа  помогает членам "команды" и  поощряет их работать лучше,  давая им возможность личного  развития.

 Успешно лидерство  руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.

 

1.2. Теоретические  подходы  к методам принятия управленческого  решения

Для повышения качества и  эффективности стратегических решений  рекомендуется применять 20 научных подходов: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный (вариантный), нормативный, оптимизационный, директивный (административный), поведенческий, деловой. Чем дороже объект стратегического менеджмента, тем больше должны быть количество применяемых научных подходов и глубина их проработки. Рассмотрим сущность перечисленных подходов.

Системный подход — методология  исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней  средой, обратную связь (взгляд вовнутрь, первично); 2) внутренняя структура —  совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (взгляд изнутри, вторично).

Системный подход в современной  интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным  анализом и т. п. является для экономики  изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность  управляемых объектов. Однако системный  подход из-за его сложности в экономике  применяется редко. Системный подход — это философия управления, метод  выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

При применении системного подхода рекомендуется свойства систем подразделять на четыре группы: 1) свойства, характеризующие сущность и сложность системы; 2) свойства, характеризующие связь системы  с внешней средой; 3) свойства, характеризующие  методологию целеполагания системы; 4) свойства, характеризующие параметры  функционирования и развития системы.

К свойствам систем 1-й  группы (сущность систем) относятся:

· первичность целого (системы), а не его компонентов;

· неаддитивность системы, т. е. принципиальная несводимость свойств  системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов;

· размерность системы;

· сложность структуры  системы по количеству уровней иерархии управления, многообразию связей в  системе и другим подобным параметрам;

Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений