Развитие демократических основ управления в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение организации работы коллегиальных органов управления, а также предложения по совершенствованию деятельности коллегиальных органов управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
2 ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА 13
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАБОТЫ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ 25
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За непродолжительный период времени, характеризующийся переходом нашей страны к рыночной экономике, в сельском хозяйстве Республики Беларусь произошли существенные изменения, заставляющие по-новому взглянуть на проблему функционирования предприятий сельского хозяйства в контексте социально-экономических и демократических преобразований в обществе. Сельскохозяйственные предприятия стали самостоятельными субъектами рыночных отношений. Все решения, касающиеся производства и сбыта продукции, установление контактов с поставщиками и посредниками, перешли в компетенцию сельскохозяйственных производителей. Для рыночной экономики характерны неопределенность и неоднозначность поведения фирм, а также их неадекватные отношения к к социально-экономическим изменениями; обостряются отношения сельскохозяйственных предприятий с отраслевыми и местными административными органами управления.

Для достижения в организации внутренней стабильности создается организационная структура, которая может быть различных типов.

При использовании различных типов организационных структур важное значение приобретают коллегиальные формы работы. Это комитеты, целевые рабочие группы, комиссии, советы, коллегии. Разумеется, эти формы не представляют собой какого-либо обособленного типа структуры. Они могут быть постоянными или временными, иметь неодинаковый статус, уровень предоставляемых полномочий и выполнять разные задачи в организации. Коллегиальные органы нередко наделяются полномочиями принимать определенные решения, осуществлять руководство (или передавать полномочия по осуществлению руководства). Известна практика образования таких органов для выполнения совещательных функций, т. е. представления руководителю любого уровня обоснованного мнения по тому или иному вопросу.

Целью курсового проекта является изучение организации работы коллегиальных органов управления, а также предложения по совершенствованию деятельности коллегиальных органов управления.

Исходя из цели нужно решить следующие задачи:

  1. Изучить организационную структура предприятия.
  2. Исследовать организацию работы коллегиальных органов управления.
  3. Разработать предложения по совершенствованию деятельности коллегиальных органов управления.

Объект исследования – система управления и работа коллегиальных органов в ОАО «Агрокомбинат Юбилейный» Оршанского района Витебской области.

При написании курсового проекта были использованы следующие методы: монографический, метод индукции и дедукции, статистический и аналитический.

Для написания данной работы я использовала данные предприятия ОАО «Агрокомбината Юбилейный» за 2009-2011 гг, учебные пособия по менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрено создание различных организационно-правовых форм предприятий коммерческого типа, различия между которыми заключаются в порядке формирования органов управления, принятии управленческих решений, мерах ответственности, во владении, пользовании и распоряжении собственностью. [9, с.312]

По типу управления, отмечает В. Р. Веснин [6, с.308], предприятие может быть унитарное и корпоративное (хозяйственные общества и товарищества). Целью создания корпоративных предприятий является концентрация капитала в одном месте. Поскольку в сельском хозяйстве существует предел концентрации средств производства на единицу земельной площади, то подобные формирования принципиально не характерны для мирового сельского хозяйства. Однако в сельском хозяйстве Республики Беларусь корпоративные формирования представлены широко (сельскохозяйственный производственный кооператив).

Компетенция органов управления предприятием должна быть четко регламентирована в его уставе. Если управление корпоративным предприятием будет одноуровневым (исполнительные органы), определяется компетенция общего собрания, в том числе и исключительная, а все остальные вопросы будут находиться в компетенции исполнительных органов. При двухуровневой системе органов управления (наблюдательный совет и исполнительные органы) сначала определяется компетенция общего собрания, затем наблюдательного совета, и лишь тогда – исполнительных органов.

Если исполнительными органами будут правление и председатель правления, должно быть четко определено, что относится к компетенции коллегиального исполнительного органа, а что к компетенции единоличного – управляющего (председателя). [8, с.28]

Как отмечает М.А. Артеменко [2, с.21], организация органов управления в сельскохозяйственных организациях зависит от организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам между работниками предприятия. Фирменное название унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственник имеет право на получение части прибыли (до 5%) от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведение созданного им предприятия. Порядок  распределения доходов предприятия, имущество которого находится в оперативном управлении, определяется собственником.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает следующие вопросы:

  1. Создание унитарного предприятия, в том числе дочерних унитарных предприятий;
  2. Определение предмета и целей его деятельности;
  3. Реорганизация и ликвидация предприятия;
  4. Осуществление контроля за использование принадлежащего на правах хозяйственного ведения имущества;
  5. Продажа, сдача в аренду, в залог, внесение в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества.

 Унитарные предприятия, в отличие от корпораций, управляются  только одним органом – директором, который и является исполнительным органом.

Полномочия, которыми наделяется директор унитарного предприятия, определяются собственником в каждом конкретном случае в рамках действующего правового поля. [2, с.31]

Агроторговое предприятие – вид предприятия, занимающегося кроме производства сельскохозяйственной продукции ее хранением и реализацией через собственную торговую сеть.

Это вносит определенные изменения в организационное устройство предприятия и требует более широких знаний у менеджеров.

Агроторговые предприятия, как правило, находятся в подчинении местных коммунальных органов. Организационно-правовая форма - коммунальное унитарное предприятие. Орган управления – дирекция во главе с директором (генеральным директором). В штат входят заместители директора по производству, маркетингу (коммерции), переработке. [14, с.3]

Акционерные общества относятся к корпоративным организациям, и выступают в двух видах: открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). Отличием управления в АО от производственного кооператива является процедура принятия решений: в АО – одна акция – один голос; в производственном кооперативе – один член – один голос.

Гражданским кодексом [9, с.286] установлено, что применительно к акционерному обществу с предполагаемым числом акционеров более 50, исполнительный орган которого сочетает коллегиальное (правление, дирекция) и единоличное (директор, генеральный директор) руководство осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет (совет директоров), дирекция (правление), директор (генеральный директор).

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления ООО может быть избран также и не из числа его участников. Компетенция органов управления ООО, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с законодательством об ООО и уставом общества. [9, с.185]

Согласно ст. 17 закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью» [11] (далее – Закон об обществах) указано, что «управление обществом осуществляет собрание участников и дирекция (директор) общества, а в случаях, предусмотренных законодательством или уставом, - правление и другие органы, создаваемые обществом. наименование, компетенция органов управления, их количественный состав и порядок формирования определяются уставом общества». Следовательно, законодатель (ст. 17 Закона об обществах и глава 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса Республики Беларусь) не закрепляет жесткую систему органов управления обществ (высший орган управления, исполнительный и контрольный органы), что позволяет помимо этого иметь и другие органы, создаваемые обществом в случаях, предусмотренных законодательством или уставом общества. Поэтому в период между собраниями участников (акционеров) в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществах с числом акционеров менее 50 человек руководящим органом общества может являться совет директоров (наблюдательный совет). Полномочия совета, порядок принятия им решений, права и обязанности его членов должны быть отражены в уставе общества. Неопределенные уставом особенности работы совета могут регламентироваться в положении о совете, утверждаемом собранием участников (акционеров).

К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся: изменение устава общества и размера его уставного фонда; образование исполнительный органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества; избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества и иные вопросы, отнесенные законодательством об обществах.

Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ООО оно вправе ежегодно привлекать независимого аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законодательством и уставом общества. Управление в обществах с дополнительной ответственностью аналогично управлению в ООО. [12, с.56]

Правление (дирекция) – коллегиальный исполнительный орган, который состоит из исполнительных директоров и управляющих – руководителей основных подразделений. Оно руководит деятельностью общества в период между собраниями участников (акционеров) и заседаниями совета директоров (наблюдательного совета) и осуществляет управление делами и представительство общество вовне. В его полномочия входят действия, не составляющие компетенцию других органов управления обществом, определенную законодательством или уставом общества.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Наблюдательный совет – один из возможных органов управления, подотчетный общему собранию членов производственного кооператива.

Р.А. Попов [15, с.172] пишет, что модель гражданского кодекса для государств-участников СНГ, принятая Межпарламентской  ассамблеей государств-участников СНГ на заседаниях 29.10.1994г.; 13.05.1995 и 17.02.1996 г. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ, предусматривает, что в кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Следовательно, наблюдательный совет создается с целью контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Этим самым наблюдательному совету приданы более контрольные, нежели чисто управленческие функции. Тем более в отличие от ООО, ОА Гражданский кодекс не предусматривает возможности образования ревизионной комиссии в производственном кооперативе. Вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе образовывается наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива исключительно по своему усмотрению.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законодательством и уставом кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся, отмечает Н. Ефременко [10, с.4]:

  • Изменение устава кооператива;
  • Образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
  • Прием и исключение членов кооператива;
  • Утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
  • Решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Информация о работе Развитие демократических основ управления в условиях рыночных отношений