Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:50, курсовая работа
Перспективы России в XXI в. связаны, прежде всего, с созданием механизмов повышения уровня и качества жизни граждан.
Если для 90-х кризисных годов была характерна стратегия, направленная на защиту населения от массовой бедности, то теперь, когда восстановлен дореформенный уровень жизни, начался рост экономики и доходов. Новая политика государства ориентирована от преодоления бедности к обеспечению достатка
Высокий уровень экспортных доходов, а также мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации по развитию малого предпринимательства, развитию финансовых рынков и другие стимулируют рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их доля в доходах населения возросла с 49,2% в 2010 г. до 49,7% в 2014 году. Доля фонда заработной платы в структуре доходов населения несколько уменьшилась - с 36,6% в 2010 году до 35,9% в 2014 году.
В структуре расходов граждан доля потребительских расходов населения на покупку товаров и оплату услуг достаточно стабильна и в прогнозном периоде составляет в среднем 71,4%, что несколько ниже, чем в 2010 году (71,9%). Доля сбережений (прирост вкладов в банках, расходы на приобретение недвижимости, облигаций государственных займов, других ценных бумаг и валюты), напротив, возросла с 19,1% в 2010 году до 19,7% в 2014 году.
Продолжается тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2009-2013 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2008 годом возрос в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП - в 1,8 раз. В результате заметно увеличилась доля фонда заработной платы в ВВП (с 22,9% в 2010 году до 24,5% в 2013 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.
Динамичный рост заработной платы обусловлен ростом производительности труда, сохраняющимися высокими доходами в экспорто- ориентированных отраслях экономики, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, увеличение заработной платы стимулируется дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов. Размер среднемесячной заработной платы за 2009-2013 годы в номинальном выражении возрос в 1,95раза, с 8555 рублей в 2009 году до 16686 рублей в 2013 году, а в реальном выражении - соответственно в 1,46 раза.
В среднесрочной перспективе прогнозируется сближение опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2009 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,068, то к 2013 году данный показатель уменьшился до 1,008.
В настоящее время продолжается разработка предложений, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую от налогообложения, существенно снизить масштабы бедности среди работающего населения, как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере. При этом размеры и сроки повышения минимального размера оплаты труда должны быть увязаны с возможностями федерального, региональных и местных бюджетов. Политика в области заработной платы работников бюджетной сферы, кроме установления еже годных индексаций, будет увязываться с реформированием бюджетных учреждений, в том числе с изменением их организационно-правовых форм.
Размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.
В 2012 году наблюдались достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что обеспечило увеличение ее размера по отношению к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовой пенсии (средне годовой) к 2012 году возрос в 1,84 раза. В реальном выражении рост трудовой пенсии за 2009-2012 годы составил 37,9 процента, что не позволит в ближайшие годы преодолеть тенденцию увеличения разрывам между средней трудовой пенсией и средней заработной платой.
Дальнейшему улучшению условий пенсионного обеспечения будут способствовать:
- предоставление права добровольного формирования гражданами накопительной части своей пенсии за счет уплачиваемых ими дополнительных страховых взносов;
- формирование законодательной базы для обеспечения процесса создания, регистрации и функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Доходы могут формироваться следующим образом: по труду, по собственности, по способностям, по потребностям, по должности, с помощью лотерей, своевременной оплаты труда. В цивилизованном мире основой распределения общественных благ является принцип распределения по труду.
Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; повышение доли иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий.
Неравенство и социально-имущественное расслоение населения - одна из серьезных проблем перехода к рыночным отношениям.
Есть два основных пути увеличения доходов - за счёт повышения реальной заработной платы и социальных выплат и услуг. Но также важно расширение круга работников в семье. Это увеличивает поступления средств от оплаты труда и сокращает иждивенческую нагрузку на каждый заработанный рубль.
Чтобы изменить неблагополучную ситуацию с личными доходами. Необходимо проявить политическую волю к их приоритетному росту у основной массы работников прежде всего кардинальному увеличению покупательной способности заработной платы. В этом будет состоять помощь государства и работодателей бедным.
Таким образом, для решения проблемы неравенства доходов государство должно предпринять комплекс антиинфляционных мер. Не только в целях повышения заработной платы, а также для уменьшения дифференциации доходов населения, чтобы предотвратить социальную напряженность и повысить уровень доверия народа к государству.
3.3 Снижение уровня бедности
В Великом Новгороде уровень бедности населения снизился с 15% в 2011 году до 12,2% в 2012 году.
Отмечается, что реальные располагаемые денежные доходы населения города за январь-апрель 2013 года увеличились на 8,2% (по РФ - на 5,9%), за 2012 год рост этого показателя в городе составлял 6,3% (по РФ - на 4,2%).
Темп роста реальной заработной платы в январе-апреле нынешнего года составил 103,9% (по РФ - 104,3%). С ноября 2012 года в области отсутствует задолженность по заработной плате.
По данным на 1 января 2013 года, уровень безработицы в регионе снизился до 1% (средне российский показатель - 1,4%), на 1 июня он составляет 1,1% (Россия - 1,4%). По этому показателю область занимает третье место по Северо-Западному федеральному округу, после Санкт-Петербурга и Ленинградской области
В настоящее время в Великом Новгороде границей бедности является уровень прожиточного минимума. Расчет величины прожиточного минимума на 2009-2013 годы был произведен с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 года №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ», в соответствии с которым увеличены нормативы продовольственной части потребительской корзины, а также объемы потребления товаров первой необходимости, санитарии и т.д. Ниже приведена таблица 3 с примерной стоимостью продовольствия.
Таблица 3 - Стоимость минимального набора продуктов питания
Годы |
Декабрь отчетного года, руб. года, рублей |
В % к декабрю предыдущего года |
2000 |
700.67 |
110.3 |
2005 |
1319.39 |
111.1 |
2006 |
1444.29 |
109.5 |
2007 |
1801.99 |
124.8 |
2008 |
2103.09 |
116.7 |
2009 |
2185.38 |
103.9 |
2010 |
2658.36 |
119.6 |
2011 |
2444.82 |
92.0 |
2012 |
2671.76 |
109.3 |
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О минимальном размере оплаты труда» и другими законодательными актами Российской Федерации» и Великого Новгорода, установлен МРОТ в сумме 2300 рублей в месяц. Одновременно указанный закон внес изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части изменения структуры МРОТ (включения в него доплат и надбавок), а также наделения субъектов Российской Федерации правом устанавливать региональным соглашением размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В целях дальнейшего повышения заработной платы на основании данного закона впервые в 2007 году заключены Региональные соглашения между органами государственной власти и областями РФ, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов о минимальной заработной плате на последующие годы, которое предусматривает ее установление не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (установленного на момент подписания Соглашений в размере 3265 рублей).
В 2006-2009 годах продолжалась работа по разработке наиболее эффективных методик выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер, они будут предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. Наряду с бюджетными ресурсами будут задействованы и другие источники финансирования оказания помощи нуждающимся категориям населения. С этой целью предусматривается развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлечение негосударственных организаций для совместной разработки и реализации программ повышения благосостояния малообеспеченных категорий граждан на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. В среднесрочной перспективе предусматривается продолжить работу по дополнительному совершенствованию законодательства и реализации мер по переводу натуральных льгот в денежные выплаты. При этом увеличение размеров ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан будет осуществляться с учетом ежегодной индексации ее размера.
Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы Новгорода в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для тех групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается возможность получения социальной помощи. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения.
В целом же ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как сложную. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность социально-экономической стабильности и согласию в обществе.
Многочисленные проблемы и негативные явления в социально-трудовой сфере в зависимости от степени остроты, настоятельности решения и их причин могут быть представлены следующим образом:
- бедность значительной части населения;
- длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения. Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает;
- глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;
- ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни;
- несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей;
- снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;
- низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;