Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является понимание того, что представляет собой разработка стратегии в реально существующем бизнесе. Рассмотреть способы анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на организацию, ее деятельность и сферу в которой она работает.
Задачами в данной курсовой работе являются:
1. Определение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на формирование стратегического планирования.
2. Этапы разработки внутрифирменного плана.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Конкретная характеристика объекта исследования…………………….…4
1.1 Цели и критерии развития организации…………………………………..5
2. Стратегический анализ внешней макросреды (STEP-анализ)…………….7
3. Стратегический анализ бизнес области………………………………….…9
3.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды………………………9
3.1.1 Характеристика и основной показатель бизнес отрасли………………9
3.1.2 Анализ конкурентных сил по модели Портера………………………….10
3.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………..….14
3.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли…...16
3.2 Анализ внутренней среды и ресурсов организации…………………….17
3.2.1 Стратегические ресурсы и потенциал фирмы……………………..….17
3.3 SWOT-анализ………………………………………………………………19
3.4 Матричный анализ бизнес портфеля предприятия…………………..…21
3.4.1 Матрица БКГ……………………………………………………………..21
3.4.2 Матрица Мак-Кинси…………………………………………………….28
4. Программа управления персоналом при реализации бизнес стратегии…33
4.1 Разработка кадровой политики………………………………………..…33
4.2 Метод основы оценки персонала…………………………………………37
4.3 Рекомендации по проведению аттестации……………………………….38
5. Обоснование выбора стратегии развития предприятия………..………..40
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………..….44
Каждая нанесенная окружность характеризует только 1 бизнес - область, характерную для данной организации.
Величина окружности пропорциональна общему размеру всего рынка. Чаще всего этот размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса ее конкурентов.
Иногда на каждой окружности выделяется сегмент, характеризующий относительную долю в бизнес - области организации на данном рынке, хотя для получения стратегических выводов в данной модели - это не обязательно.
Деление осей на 2 части сделано не случайно. В верхней части матрицы оказываются бизнес - области, относящиеся к отраслям с темпами роста выше средних. В нижней соответственно с более низкими.
В оригинальной модели BCG принято, что границей высоких и низких темпов роста является 10% увеличения продаж в год.
Каждому из этих квадратов даются образные названия (например: матрицу BCG называют «Зоопарком»).
«Звезды»: это новые бизнес - области, занимающие относительно большую долю бурно развивающегося рынка, на котором приносят высокие прибыли. Это бизнес - области можно назвать лидерами своих отраслей, так как они приносят организации очень высокий доход. Однако главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возврат последних.
«Дойные коровы»: это бизнес - области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка, однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился, поток денежной наличности в этой позиции хорошо сбалансирован, поскольку для инвестиций в такую бизнес - область требуется самый необходимый минимум. Такая бизнес - область может принести хороший доход организации (Это бывшие «Звезды»).
«Трудные дети»: эти бизнес - области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций, с целью защиты своей доли рынка. Высокие темпы роста требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту.
«Собаки»: это бизнес - области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности незначителен, порой даже отрицателен.
Но не многие используют Классическую модель, так как она непрактична из-за необходимости получения актуальных данных о состоянии рынка и доли, занимаемой компанией и ее конкурентом. Поэтому для расчетов используем Адаптированную модель:
Адаптированная модель BCG:
Адаптированная матрица BCG строится на основе внутренней информации компании. Необходимые данные - объемы продаж продукции за определенный период, который не может быть менее 12 месяцев, в дальнейшем, для отслеживания динамики, необходимо добавлять данные за следующие 3 месяца (т.е. данные за 12, 15, 18, 21, 24 месяца). Данные необязательно должны начинаться с января месяца, но должны быть по месяцам. Также важно учитывать сезонность продаж товаров или услуг для продукции вашей компании.
В рассматриваемой компании товарный портфель состоит из 5х групп товаров, а также имеются данные об их продажах за период июнь - май 2009-2010 г.
Таблица 6 . Данные о продажах за июнь - май 2009 - 2010г., у.д.ед.
Группа |
июн. 09 |
июл. 09 |
авг. 09 |
сен. 09 |
окт. 09 |
ноя. 09 |
дек. 09 |
янв. 10 |
фев. 10 |
мар. 10 |
апр. 10 |
май. 10 |
ИТОГО |
|
1 |
120 |
130 |
135 |
140 |
150 |
170 |
160 |
155 |
140 |
135 |
120 |
100 |
1655 |
|
2 |
170 |
165 |
150 |
140 |
135 |
120 |
110 |
135 |
150 |
160 |
180 |
200 |
1815 |
|
3 |
200 |
230 |
250 |
255 |
270 |
230 |
200 |
190 |
190 |
170 |
150 |
120 |
2455 |
|
4 |
100 |
110 |
120 |
125 |
160 |
130 |
145 |
155 |
185 |
170 |
165 |
150 |
1715 |
|
5 |
160 |
175 |
180 |
185 |
200 |
220 |
240 |
250 |
255 |
240 |
230 |
200 |
2535 |
|
Всего |
750 |
810 |
835 |
845 |
915 |
870 |
855 |
885 |
920 |
875 |
845 |
770 |
10175 |
|
Необходимо рассчитать данные для оси У. Для этого построим Кривую продаж по каждой группе товаров и отметим на ней Линию тренда. Линия тренда - линия на графике движения цен, обозначает общее направление движения цен.
Группа |
ось Х |
ось У |
||
1 |
16 |
-1,066 |
-28 |
|
2 |
18 |
2,01 |
53 |
|
3 |
24 |
-9,632 |
-254 |
|
4 |
17 |
5,926 |
156 |
|
5 |
25 |
6,555 |
173 |
|
Всего |
100 |
3,793 |
100 |
|
В столбец «ось х» проставляем процент по каждой группе:
1 группа: 1655 * 100% / 10175 = 16%;
2 группа: 1815 * 100% / 10175 = 18%;
3 группа: 2455 * 100% / 10175 = 24%;
4 группа: 1715 * 100% / 10175 = 17%;
5 группа: 2535 * 100% / 10175 = 25%
Затем учитываем коэффициент, стоящий в уравнении перед х и заносим в таблицу во второй столбец. И определяем значения для столбца «ось у»:
1 группа: -1,066 * 100% / 3,793 = -28%;
2 группа: 2,01 * 100% / 3,793 = 53%;
3 группа: -9,632 * 100% / 3,793 = -254%;
4 группа: 5,926 * 100% / 3,793 = 156%;
5 группа: 6,555 * 100% / 3,793 = 173%
Строим матрицу BCG:
Затем наносим на диаграмму разделительные прямые.
Границу по оси У устанавливаем на уровне годового темпа инфляции (10,8%) по данному виду продукции.
Границу по оси Х определяем
по закону Парето, для этого суммируем
доли занимаемыми товарными
Вывод: На диаграмме видно,
что две группы уже попали в
разряд «Трудные дети» и одна только
начинает. Товары этой группы могут
оказаться очень
Возможной стратегией является анализ: сможет ли бизнес подняться до уровня "звезды"?
Прибыли, полученные от эксплуатации "дойных коров", а именно 3 группы товаров, следует использовать на финансирование развития потенциально выгодных, но убыточных в связи с небольшими объемами выпуска, "трудных детей", чтобы вырастить из них "звезд" завтрашнего дня.
Для улучшения сложившейся
ситуации организации следует
привлечь новых инвесторов
сотрудничество с новыми банками.
3.4.2 Матрица McKinsey
Данная матрица была разработана в начале 70-х годов в результате совместной работы корпорации General Electric и консалтинговой фирмы McKinsey & Co по реорганизации бизнеса General Electric и представляет собой усовершенствованную матрицу BCG. В отличие от матрицы BCG она использует иные факторы, а также позволяет позиционировать организацию на рынке относительно его привлекательности и конкурентных преимуществ продукции.
Матрица Мак - Кинси имеет размерность 3х3 (см. рисунок 4). По осям Y и X определяются интегральные оценки привлекательности отрасли и относительные конкурентные преимущества организации на рынке.
Привлекательность определяется
как интегральная оценка емкости
рынка, тенденции изменений положения
конкурентов, темпов роста, цикличности
спроса, динамики цен, общей ситуации
на рынке, особенностей его правового
регулирования, а также других общих
социально-экономических
Конкурентные преимущества
представляют собой совокупность таких
показателей как
Для того, чтобы получить формальные количественные показатели по каждому фактору, используют экспертный метод:
Отобранным факторам придают вес с учетом их значимости для руководства организации. Сумма веса должна составлять 1,0;
Затем этим факторам присваивается рейтинговый балл (от 1 до 5 баллов); Взвешенные рейтинги привлекательности получают путем умножения рейтинга организации по каждому из факторов на вес фактора. (Например, рейтинговый балл 5 при весе 0,25 дает взвешенный рейтинг привлекательности, равный 1,25).
Рисунок 4. Матрица Мак - Кинси
«Успех 1» характеризует
высокую степень
«Успех 2» - высокая степень
привлекательности рынка и
Положение «Успех 3» присуще
организациям, рыночная привлекательность
которых держится на среднем уровне,
но при этом их преимущества на данном
рынке очевидны и сильны. Для таких
организаций необходимо, прежде всего,
определить наиболее привлекательные
рыночные сегменты и инвестировать
именно в них, развивать свои преимущества
и противостоять влиянию
«Поражение 1» - это позиция
со средней привлекательностью рынка
и низким уровнем относительных
конкурентных преимуществ. Необходимость
искать возможности улучшения
«Поражение 2» - позиция с низкой привлекательностью рынка и средним уровнем относительных конкурентных преимуществ на рынке. Данная позиция не имеет никаких особенно сильных сторон или возможностей. Сфера бизнеса относительно непривлекательная. Организация не является лидером, но ее можно и необходимо рассматривать, как рассматривать как серьезного конкурента.
«Поражение 3» - позиция с
низкой привлекательностью рынка и
низким уровнем относительных
Бизнес - области, которые попадают в три ячейки, расположенные по диагонали, идущие от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называются пограничными. Такие сферы бизнеса могут, как развиваться, так и сокращаться.
Если сфера бизнеса относится к сомнительным видам (верхний правый угол), то предлагаются следующие варианты стратегических решений:
развитие организации в направлении усиления тех ее преимуществ, которые обещают превратиться в сильные стороны;
выделение организацией своей ниши на рынке и инвестирование в нее;
прекращение данного вида бизнеса.
В качестве главных достоинств матрицы Мак - Кинси является то, что различным факторам (оси Y и X) могут даваться различные весовые коэффициенты в зависимости от их относительной важности для того или иного бизнеса в той или иной организации, что делает оценку более точной.
Главный недостаток данной матрицы заключается в том, что она не дает возможности ответить на вопрос о том, как именно надо перестроить структуру бизнес - портфеля.
Для построения матрицы рекомендуется выполнить следующие шаги:
1. Оценить привлекательность
отрасли, выполнив следующие
А) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха для данного отраслевого рынка);
Б) Присвоить вес каждому фактору, который отражает его значимость в свете корпоративных целей (сумма весов равна единице);
В) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериев от единицы (не привлекательный) до пяти (очень привлекательный);
Информация о работе Разработка стратегии развития строительной организации ООО «Татдорстрой»