Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:33, дипломная работа
Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.
Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.
Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.
Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет, при этом в различных источниках его называют и бюджетирование, и долгосрочное планирование, и стратегическое планирование, и стратегическое рыночное управление, и стратегические программы. [4, c.32]
Существует два взгляда на понимание сущности стратегии:
1) стратегия как долгосрочный план достижения цели: определяется конечное состояние, фиксируются действия для достижения данного состояния, составляется план действий с разбивкой по временным интервалам. Выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана
2) стратегия как долгосрочное направление развития компании: понимание стратегии исключает детерминизм в поведении, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. [6, c. 11]
Все стратегические решения должны отвечать трем требованиям, понятным всей организации: опираться на факты; появляться в результате отбора из нескольких вариантов; быть последовательными. [2, c. 148]
Рассмотрим составляющие стратегии компании [2, c. 215]
Рис. 1.4 – Составляющие стратегии компании
Рассмотрим этапы разработки и внедрения стратегии: анализ инвестиционной привлекательности отрасли; оценка конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса); финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии. [2, c. 214] Представим факторы, определяющие стратегию.
Рис. 1.5 - Факторы, определяющие стратегию компании
Рассмотрим элементы стратегического выбора в свете порядка разработки стратегии. [6, c. 21]
Стратегическое видение – это маршрут движения компании в будущее: идеальное представление о бизнесе: смысле деятельности и перспективах. Выбор направления развития начинается с осознания: куда компания должна идти; как изменится ситуация в отрасли; как это изменение скажется на положении компании.
Для выбора направления развития компании необходимо оценить ряд важных параметров, среди которых: изменения в сегменте рынка, на котором работает компания, и их влияние на развитие компании; изменение (и появление новых) потребностей покупателей; изменение (и появление новых) потребительских сегментов; новые географические или товарные рынки; имидж компании и будущее компании. [6, c. 22]
Рис. 1.6 - Элементы стратегического выбора
Видение относится к будущему и теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния организации. Видение в первую очередь нацелено на внутренние субъекты управленческого процесса: менеджеров и сотрудников, поэтому формулирование видения является необходимым условием единения организации и создания корпоративного духа, мотивации, решения долгосрочных задач. [7, c. 203]
Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность в настоящее время: какие товары компания производит, каковы технологические возможности, кто ее клиенты, а главное, в чем отличие организации от конкурентов. Формулировка миссии должна быть удобной для восприятия, содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии. Часто считается, что миссия компании – получение прибыли. Прибыль это, с одной стороны, цель, а с другой – результат деятельности, поэтому, тот факт, что компания стремится к получению прибыли, еще ничего не сообщает о том, в какой сфере и каким образом будет создаваться эта прибыль: эти моменты должны быть отражены именно в миссии.
Миссия должна вырабатываться с учетом истории фирмы, философии бизнеса, стиля поведения и действия собственников и менеджеров, состояния внешней среды организации, ресурсов и отличительных особенностей.
Формулировка миссии содержит описание 3-х элементов: потребности покупателя (которые необходимо удовлетворить); группы покупателей (кто будет объектом обслуживания); действия, технологии, знания (как компания создаст потребительскую ценность). [26, c. 140]
Рассмотрим особенности формулирования миссии компании.
1. Миссия может быть
2. Миссия может быть
3. Важным является понимание
и принятие миссии
4. Удачная формулировка миссии должна быть индивидуальной и подходить только той компании, для которой она разработана.
5. Главным критерием эффективной формулировки миссии является направленность миссии не на продукт, а на определенную потребность клиентов. [6, c. 23]
Миссия бизнеса трансформируется в конкретные результаты и итоги, к которым стремится организация. Одним из существенных решений при планировании является выбор цели организации.
Цель – конечные результаты, которые должны быть достигнуты в будущем, то на что направлены действия и ресурсы [29, c. 326]. Различия между миссией и целями представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Отличительные характеристики миссии и целей компании
Показатели |
Миссия |
Цели |
Временной критерий |
Устремлена в будущее, но не имеет временных определений |
Всегда предполагают сроки их достижения |
Направленность информации |
На внешнюю среду: потребителей, общество, регион, их интересы, ценности и ожидания |
Внутрифирменная ориентация (улучшение ресурсов, резервов) |
Особенности формулировки |
Общие термины, которые освещают образ компании, стиль и т.п. |
Имеют конкретное выражение результатов |
Измеримость |
Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения |
Цели количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными |
Цели должны обладать рядом характеристик.
1. Цели должны быть конкретными для того, чтобы можно было определить, в каком направлении осуществлять движение.
2. Цели должны быть измеримыми
и сформулированы таким
3. Цели должны быть достижимыми с точки зрения ресурсов и возможностей компании.
4. Цели должны устанавливаться
на конкретный горизонт
5. Цели должны быть взаимно поддерживающими и совместимыми. [17, c. 162]
С точки зрения стратегического анализа выделяют финансовые и стратегические цели. Финансовые цели определяют деятельность компании, запланированную и выраженную финансовыми параметрами. Стратегические цели связаны с конкурентной борьбой (например, опережение конкурентов по качеству, улучшение репутации, инновационной составляющей, маркетинга и т.д.) Достижение стратегической цели требует усилий всех подразделений компании. Считается, что сформулированные стратегические цели должны быть амбициозными.
Задачи имеют конкретное измерение и временную привязку.
Программа – это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам. Каждая программа включает различные работы, в ходе которых решается общая задача.
В основании пирамиды лежат ресурсы и способности, необходимые для достижения целей организации, реализации стратегии и для выполнения отдельных программ и проектов.
Таким образом, мы подошли к понятию стратегической программы. Стратегические программы тесно связаны с операционным менеджментом (который является противоположностью менеджмента стратегического).
Стратегические программы – это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.
В качестве стержня выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет существующие программы. [5, c. 154]
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются эталонными стратегиями.
Таблица 1.2
Эталонные стратегии развития
1.1.Концентрированный рост (за счет продукта или рынка) | |||||||
1.1.1.Усиление позиции на |
1.1.2.Развитие продукта |
1.1.3.Развитие рынка | |||||
Продукт – существующий; Рынок – существующий; Внутри отрасли. |
Продукт – новый; Рынок – существующий; Внутри отрасли |
Продукт – существующий; Рынок – новый; Внутри отрасли | |||||
Стимулирование увеличения объёма потребления существующими потребителями (средства продвижения, расширение каналов товародвижения, ценовая конкуренция). |
Стратегия охватывает следующие возможности:
|
| |||||
1.2. Диверсификация (стратегия, связанная
с коренным изменением | |||||||
1.2.1. Концентрированная |
1.2.2.Горизонтальная |
1.2.3.Конгломератная диверсифи | |||||
Продукт – частично новый; Рынок – частично новый; Выход за рамки отрасли за счет внутреннего развития |
Продукт – новый; Рынок – частично новый; Выход за рамки отрасли в смежные по горизонтали. |
Продукт - новый Рынок - новый Переход в другую отрасль | |||||
|
|
| |||||
1.3..Интегрированный рост (за счет
присоединения смежных | |||||||
1.3.1.Обратная вертикальная |
1.3.2.Вертикальная интеграция вперед |
1.3.2. Стратегия горизонтальной | |||||
Интеграция с поставщиком по цепочке добавленной стоимости |
Интеграция с покупателем по цепочке добавленной стоимости |
Интеграция с конкурентом | |||||
|
|
| |||||
2. Целенаправленные сокращения | |||||||
2.1.»Сбор урожая» |
2.2.Сокращение расходов |
2.3.Сокращение объемов |
2.4.Ликвидация | ||||
Максимально долгое присутствие на рынке того же продукта без изменений, с последующей продажей бизнеса |
Присутствие на рынке со значительным снижением издержек, избавлением от непрофильных активов, оптимизацией товарной линейки |
Продажа части предприятий для мобилизации ресурсов |
Уход с рынка, прекращение производства. | ||||
Является вынужденной стратегией. Осуществляется при спадах и кардинальных потрясениях в экономике, ведущая к серьезным изменениям конъюнктуры рынка, а так же, когда организация нуждается в перегруппировке сил после длительного роста или в связи с необходимостью повышения эффективности. Стратегия сокращения заключается в том, что организация закрывает или продает одно или несколько своих подразделений, филиалов, дочерних фирм. Преследуется цель экономии средств и сокращения непроизводительных затрат за счет отсечения неэффективных звеньев. |
Рассмотрим их состав на следующем рисунке. [3, c. 32]
Рис. 1.7 – Эталонные стратегии
Существует и иная классификация стратегий развития, которые тесно связывают с конкурентными стратегиями. [6, c. 59]
Таблица 1.3
Характеристики конкурентных стратегий
Наименование |
Продуктовая дифференциация |
Рыночная сегментация |
Отличительная компетентность |
Ценовое лидерство |
Низкая (в основном по цене) |
Низкая (массовый рынок) |
Производство и управление материалами |
Дифференциация |
Высокая (в основном по свойствам) |
Высокая (много рыночных сегментов) |
НИОКР, сбыт и маркетинг |
Фокусирование |
От низкой до высокой (цены или свойства) |
Низкая (один или немного сегментов) |
Все виды отличительной компетентности |
Стратегии конкуренции это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий: ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке; дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов; фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.
Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании. На практике конкурентные стратегии требуют дополнений. [6, c. 58]
1. Кроме лидерства по ценам
существует стратегия
2. Реализация стратегии
3. Возможны варианты объединения стратегии ценового лидерства и дифференциации. Методами снижения издержек при дифференциации является широкое применение стандартных узлов и деталей, снижение маркетинговых расходов. Компании назначают премиальную цену по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора.