Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Российские власти удовлетворены экономической ситуацией в стране. Важнейшие показатели развития растут, инфляция находится в допустимых пределах, в стране увеличивается население. Одновременно с этим цены на нефть удерживаются выше отметки в 120 долл. за баррель, несмотря на всеобщий вопль аналитиков, что справедливая стоимость черного золота должна быть ниже текущей. Однако картина не столь радужна, как это может показаться на первый взгляд, и, по мнению экспертов, разрушиться идиллия может моментально, если экономическая конъюнктура станет подвержена резким колебаниям цен на нефть, а также давлению налогового бремени на субъекты российской экономики.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..…..3
2. Глава I.Менеджмент как организация управления предприятиями
нефтегазохимического комплекса…………………....……………………..5
3. Глава II.Основные стратегии диверсификационного роста на
предприятиях химического и нефтехимического профиля.......................32
4. Глава III.Обоснование организационной структуры управления при
организации нового производства на предприятие……......................…..36
5. Заключение…………………...…………………………………………..61
6. Список литературы………………………………………………………63
7. Приложение………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3. Целевой метод

1) Структура цели управления  системы;

2) Выведение объектов управления;

3) Структура процесса принятия  и реализации управленческих  решений;

4) Определение типовых функций управления;

5) Формирование подсистемы аппарата  управления и формирование задач  каждой подсистемы;

6) Технологическое и информационное  моделирование выполненных функций;

7) Организационное моделирование  процессов, решений и задач  управления;

8) Анализ и проектирование организационных форм для всех подсистем;

9) Формирование полной организационной  структуры управления и разработка  регламентирующих документов.   

1.5 Факторы эффективного функционирования организационной структуры управления предприятия химического и нефтехимического профиля.

    Эффективное функционирование  организационной структуры зависит  от следующих факторов:

- от соответствия важнейших характеристик структуры управления задачам производственно-хозяйственной деятельности;

     - учета  в   важнейших  характеристиках  структуры  управления 
нормативных требований или  наиболее рациональных достигнутых 
требований в построении ОС на передовых отечественных и зарубежных предприятиях;

  • степени влияния организационно-управленческих факторов на 
    конечные производственно-хозяйственные и финансовые результаты 
    деятельности;

- организационных средств  и  их величины.   Это  особенно  отчетливо проявляется  в  блоках общего руководства  (уровень генерального директора и его заместителей) и функционального руководства (отделы управления,  подчиненные  заместителям генерального директора). [7]

1.6 Критерии эффективности действующих организационных структур управления предприятиями.

В концепции организационного управления находятся три базовых положения. Суть этих положений сводится к следующему:

Во-первых, отказ от производственно  рационализма систем управления, ориентированных  на рынок и производство. Стратегию  развития и условия оперативного управления определяет внешняя среда. В этой связи поиск факторов и источников экономии всех видов ресурсов, обусловленных внутренними условиями предприятия, а так же улучшение методов и форм организации управления, не связанных с необходимостью учитывать изменившиеся условия внешней среды, признаются «вторичными» по отношению к управленческим функциям, обусловленным обстоятельствами внешних условий. Таким образом, в качестве основного фактора функционирования производства признаётся внешняя среда.

Во-вторых, ситуационный подход к управлению. Это означает, что всякая организация складывается (формируется) как реакция на воздействие внешней среды. Основным здесь является возникшая ситуация, конкретный набор обстоятельств, которые влияют на работу предприятия в текущий момент, а так же быстрота и адекватность реакции в принимаемых управленческих решениях, способности использования организационных механизмов и методов, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней и внутренней среды предприятия.

В-третьих, признание человека главным  ресурсом, от которого зависит эффективность предприятия. При этом обращается внимание на эволюцию человека, на изменение его роли в производственном процессе в связи с научно-техническим прогрессом и усилением значимости (ценности) информационных ресурсов. Данное положение обуславливает необходимость уделять особое внимание таким факторам, как организационная культура, стиль руководства, мотивация труда, кадровая политика и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные стратегии диверсификационного роста на предприятиях химического и нефтехимического профиля

В условиях глобализации и  мирового разделения труда среди  специализированных предприятий появляется новый уровень конкурентной борьбы, поэтому границы изменений производственной составляющей объекта управления, прежде всего, должны определяться областью специализации предприятия как совокупностью производственных процессов, направленных на удовлетворение конкретной потребительской потребности. В этом случае предприятие переходит на производство нового способа удовлетворения текущей потребности потребителей. Данный вариант стратегического решения наиболее приемлем в том случае, когда имеется технологически разработанный вариант производственного решения текущей потребности потребителей. Поскольку предприятие, занятое производством выпускаемого продукта, должно находится в постоянном поиске новых способов удовлетворения обслуживаемой потребности, диверсификация производства выступает естественным проявлением активного развития в модели устойчивости и преследует цель обеспечения конкурентоспособности на «завтрашних» рынках.

Влияние связанной диверсификации производства на конкурентоспособность  предприятия происходит путем реализации эффекта синергии, который проявляется  в сокращении удельных условно - постоянных затрат и дает возможность ценового конкурентного преимущества предприятия на рынке выпускаемой продукции. Несвязанная диверсификация производства является процессом повышения конкурентоспособности предприятия, если выпуск нового продукта позволяет аккумулировать большую норму прибыли и направлять ее на производство и реализацию прежнего продукта в периоды обострения конкурентной борьбы и появления новых технологий. При связанной и несвязанной диверсификации производства имеется возможность повышения конкурентоспособности за счет так называемого эффекта смежной потребности, который реализуется с ростом объемов продаж прежнего продукта за счет освоения выпуска сопутствующего продукта .

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

К основным задачам товарной диверсификации относятся:

1)разработка принципов формирования ассортимента сточки зрения ориентации на определенные категории потребителей,

ценовые ниши, каналы сбыта;

2)управление формированием ассортимента (включение в ассортимент новых изделий, исключение товаров из номенклатуры

выпуска);

3)анализ жизненного цикла конкретных продуктов;

4)управление позиционированием товара на рынке.

Различают три вида диверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.

Под горизонтальной диверсификацией понимается пополнение ассортимента продукцией, не похожей на товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры. Например, для предприятий по переработке нефтяного сырья к таким новым продуктам можно отнести кровельные и гидроизоляционные битумно-полимерные материалы. На таких предприятиях получило широкое распространение производство кровельного битума, а битумно-полимерные материалы являются для них новой продукцией.

Конгломератная диверсификация - это пополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия.

При концентрической диверсификации товарный ассортимент пополняется продуктами, похожими на товары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, более высокое качество. Примером такой диверсификации для ПО Киришинефтеоргсинтез может быть выпуск новых продуктов - бензинов с октановым числом 95 и выше, освоенным в последние годы или открытие новой заправки у предприятия имеющего уже сеть АЗС и.т.д.

На предприятиях отечественной промышленности сформировались различные предпосылки диверсификации производства, поэтому в России наблюдается не эволюционный характер развития явления (как на Западе), а наоборот, диверсификация осуществляется одновременно на различных этапах.

Можно выделить три основополагающие группы причин перехода к стратегии  диверсификации.

1. Внешние условия предпринимательской деятельности. Рынки для осуществляемого производства находятся в состоянии насыщения, либо спрос на продукт находится на низком уровне в течение довольно длительного времени. Диверсификация эффективна при благоприятной общей ситуации. Она может служить содействовать целям выживания и развития предприятия. Несколько предприятий могут объединиться с целью снижения налогов. Однако влияние внешних условий на эффективность работы предприятия необходимо рассматривать отдельно для каждого конкретного случая.

2. Объективные причины, влияющие на повышение прибыли и снижение хозяйственных рисков. Здесь можно выделить следующие факторы: экономия на масштабах производства; укрепление конкурентных позиций на рынке; синергетический эффект - следствие объединения усилий в области снабжения, производства, маркетинга, сбыта, управления и финансирования. Кроме этого, действующее производство может давать превышающее потребности поступление денег. В этом случае такие денежные ресурсы могут быть направлены на финансовые вложения в другие сферы бизнеса.

3.  Политика  управленческого   персонала.     При  расширении  деятельности     предприятия  руководство  получает

возможность   усилить   свою    власть        и   увеличить   собственные    доходы.   Диверсификация    позволяет    обеспечить

стабильную    занятость    благодаря         уменьшению    рыночных    рисков.    Также         могут     быть    привлечены     новые высококвалифицированные сотрудники.

Цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового  состояния  и возможностей предприятия. Убыточные предприятия стремятся  выжить за счет производства новой  прибыльной и конкурентоспособной продукции; предприятия со средней нормой прибыли    с помощью диверсификации стараются    поддержать установившуюся финансовую стабильность, а у преуспевающих фирм приоритеты целей смещаются в сторону экономической экспансии и завоевания новых рынков.

До   настоящего времени  в используемых технологических  процессах преобладают устаревшие технологии, внедренные в большинстве  в 60-х - 70-х  годах.  К  90 -  м  годам  сформировалась тенденция  нарастающего  отставания  технического.

Снижается число инновационно - активных организаций в отрасли, а, соответственно, и объем технических и продуктовых нововведений.

Таким образом, можно сказать, что  производственный процесс в химической отрасли в настоящее время  находится в состоянии неустойчивого  и хрупкого равновесия. Доминирующие позиции химической отрасли, как реального сектора экономки России говорят о необходимости дальнейшего развития данного сектора экономики и в частности за счет диверсификации детальности. Тем не менее, отрасль химии и нефтехимии уже характеризуется широчайшей внутриотраслевой диверсификацией деятельности, а также ассортиментного ряда внутри подотраслей. Одной из причин данного явления до сегодняшнего момента остается, то, что большая часть ассортимента производимой продукции, поставляемой на экспорт, в том числе в страны ближнего зарубежья, является сырьем и возвращается в Россию в виде товаров производства химической промышленности других стран. Только 32% хозяйствующих субъектов химического комплекса на сегодняшний день освоили полный производственный цикл производимой продукции. Это способствует формированию и увеличению разрыва в цене внутреннего и внешнего рынка, ставит отечественного товаропроизводителя в еще более неравное положение в конкурентной борьбе, следствием чего является подавление отечественного химического производства.

Рассматривая тенденции развития химического сектора, следует говорить о широкой конгломератной диверсификации деятельности предприятий отрасли. Многие хозяйствующие субъекты химической отрасли входят в крупные промышленные и финансово-промышленные группы, которые и являются наиболее значимыми фигурами российской химии и нефтехимии, во многом определяя тенденции и направления развития отрасли.

В связи с вышеперечисленными проблемами химического комплекса России, основными направлениями реформирования предприятий химической отрасли должны стать:

1)институциональные преобразования - реструктуризация активов предприятий,  создание и укрепление маркетинговых  и других подразделений рыночной  направленности; для преодоления кризиса неконкурентоспособности химической продукции и стимулирование их инновационно-инвестиционной активности;

2) структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта, переориентация деятельности этих предприятий на региональный рынок;

3)развитие вертикально-диверсифицированых структур с технологическим циклом от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющих комплексно, с высокой степенью переработки, использовать региональные ресурсы и, как следствие, повышать эффективность своей работы.

Это, в свою очередь, требует  укрупнения предприятий, расширения ассортимента выпускаемой продукции, создания новых  перерабатывающих производств по выпуску товаров, пользующихся спросом у населения и учитывающих ценовые и рыночные запросы потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.Обоснование организационной структуры управления при организации нового производства на предприятие

3.1. Основной областью потребления линейных алкилбензолов (ЛАБ) является производство поверхностно-активных веществ (ПАВ) - одного из основных полупродуктов синтетических моющих средств (СМС). Наиболее распространенные ПАВ, используемые в производстве СМС - применяемые в стране и за рубежом - алкилбензолсульфонаты натрия (NA ЛАБС), биоразлагаемость которых составляет 90%. NA-ЛАБС производится на установке ЛАБС комплекса ЛАБ-ЛАБС. NA- ЛАБС - основное сырье в производстве товаров бытовой химии - абразивной пасты и кремообразного моющего средства.

Область применения: абразивная паста - средство для мытья сильно загрязненных рук, для чистки сантехники. КМС - для чистки ковров, мебельной обивки, в промышленности - для стирки рабочей спецодежды.

1. Тип производства - малотоннажное,  серийное.

Информация о работе Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса