Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:51, контрольная работа
Управление как процесс. Понятие процесса управления, его сущность и содержание. Характеристики процесса управления. Структура управленческого цикла. Схема процесса управления, его этапы и стадии.
Решение в процессе управления. Понятие, сущность и содержание управленческого решения. Требование к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Схема процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений. Организация разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Управленческие ситуации и проблемы.
Сообщения содержат
информацию, определяемую как изменение
вероятности осуществления
Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы можно разделить на средства массовой информации и межличностные каналы.
Каналы средств массовой информации - это такие средства передачи сообщений, как газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение, которые позволяют источнику доставить информацию многим получателям. Межличностные каналы - это такие каналы, которые используются при непосредственном обмене сообщениями между одним источником и одним получателем.
Одно из наиболее важных различий между средствами массовой информации и межличностной коммуникацией состоит в том, что в последнем случае облегчается обратная связь. Как было показано на рис.14 , коммуникация - это не однонаправленный поток сообщений от источника к получателю. Получатель также вырабатывает информацию и сообщения для источника, и такое взаимодействие является необходимым условием для успешности коммуникации.
Получатель - наиболее важный элемент коммуникационного процесса. Передатчики (источники) часто о нем забывают. Некоторые из них являются “ориентированными на источник”. Примером могут служить авторы учебника, которые пишут его, имея в виду не столько студентов, сколько своих коллег. Другие источники “ориентированы на сообщение”: они глубоко знают свой предмет, но не выражают его содержательно, т. е. не кодируют в терминах, понятных получателю. Третьи источники “ориентированы на канал” и настолько зависят от конкретного средства коммуникации, что забывают о получателе. Примером такого источника может служить руководитель организации, который передает получателям свои сообщения исключительно посредством распространения документов. Он не проводит совещаний с работниками даже в тех случаях, когда они могли бы быть более эффективными.
Обратная связь -
это реакция получателя на сообщение
источника. Источник может учесть обратную
связь при изменении
Обратная связь
может рассматриваться как
С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее значение, чемположительная. И тем не менее из-за ее разрушительного действия инициатор такой связи, вероятнее всего, останется непоощренным или даже будет наказан. Попробуйте сказать начальнику, что предложенная и ценимая им идея не работает!
В общем случае чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее. Внимание к обратной связи предполагает ориентацию на получателя, заботу о том, чтобы сообщение до него “дошло”. Такая ориентация требует для своего осуществления определенной упреждающей связи, т.е. информации о получателях, которая собирается источником до того, как осуществлен акт коммуникации и используется при формировании максимально эффективных сообщений. Важно знать свою аудиторию. Если у источника имеются ошибочные представления о получателях, то его коммуникативные усилия окажутся менее эффективными.
Типы результатов (эффект) коммуникации.
Результаты (эффект) коммуникации - это изменения в поведении получателя, которые происходят вследствие передачи сообщения. Следовательно, говоря об “эффективной коммуникации”, мы имеем в виду акт коммуникации, который привел к таким изменениям поведения получателя, которые входили в замысел источника. Существуют три основных типа результатов коммуникации:
1) изменения в знаниях получателя;
2) изменение установок
получателя, т. е. изменение относительно
устойчивых представлений
3) изменения явного
поведения получателя
Эти три типа изменений обычно (но не всегда) происходят в указанной выше последовательности, т.е. изменение в знаниях обычно предшествует изменению установки, которое в свою очередь происходит раньше изменения явного поведения.
Ошибочная интерпретация сообщений чаще возникает тогда, когда источник и получатель несхожи. Если между ними много общего, то коммуникация протекает легче и эффективнее, поскольку источнику достаточно знать самого себя, чтобы знать и получателя. Гомофилия - это степень сходства пары “источник-получатель” по определенным признакам, таким, как взгляды, образование или социальный статус. Гетерофилия - это степень различия той же пары но определенным признакам. Коммуникация в пределах гетерофильной пары “источник-получатель” обычно менее эффективна, чем в гомофильной паре. В тех случаях, когда источник и получатель вкладывают в сообщение одинаковый смысл, коммуникация протекает легче. С другой стороны, гетерофильная коммуникация часто сопровождается искажением смысла сообщения, задержкой передачи (из-за более длительного времени подготовки ответа), ограниченностью каналов и когнитивным диссонансом (получателю передано сообщение, не согласующееся с его взглядами). И тем не менее, хотя гетерофильная коммуникация протекает труднее, она в то же время обладает для получателя большей информационной ценностью и, следовательно, большей способностью изменять поведение.
Словом “шум”
обозначаются помехи и искажения
в процессе коммуникации, которые
препятствуют достижению заданного
результата. Примером может служить
попытка вести разговор во время
громкой музыкальной
Типы коммуникационных сетей.
Термин “сеть” используется учеными, изучающими организации, для обозначения трех различных понятий.
1. Коммуникационная
сеть полной системы,
2. Коммуникационная
группа, определяемая как подсистема,
элементы которой
3. Личностная сеть
коммуникации, определяемая как
устойчивая схема
Личностная сеть коммуникаций показана на рис. 16.
Рис.16. Личностная сеть коммуникации индивида 7
Ясно, что если мы хотим понять коммуникативное поведение индивида 7, в первую очередь следует обратить внимание на пять остальных членов его личностной сети (на рис.16 они соединены с ним сплошными стрелками). Можно расширить рассмотрение, включив в него личностные сети этих пяти индивидов (они показаны пунктирными линиями) и обратить внимание на силу их связей друг с другом.
Целесообразно различать два типа личностных сетей: радиальные и взаимосвязанные. Радиальная личностная сеть - это сеть, в которой индивид взаимодействует с другими, не контактирующими между собой лицами. Взаимосвязанная личностная сеть - это сеть, в которой те, кто связаны с индивидом, взаимодействуют также друг с другом. Взаимосвязанные личностные сети более распространены, чем радиальные, поскольку те, кто контактируют с данным индивидом, обычно общаются и друг с другом. Но большинство личностных сетей являются частично радиальными и частично взаимосвязанными. Например, индивид 7 на рис.16 имеет часть связанных с ним членов организации, которые контактируют между собой, и другую часть, которая не контактирует друг с другом.
Сила слабых связей. Сформировавшиеся устойчивые структуры коммуникации во взаимосвязанной личностной сети способствуют эффективному обмену информацией между их членами, но они могутобразовать барьеры, препятствующие поступлению новых сведений в эту сеть. Ближайшие друзья редко сообщают друг другу что-либо новое. Во взаимосвязанную личностную сеть поступает поэтому не слишком много новой информации. Для придания сети большей открытости необходимы потоки сообщений, не носящие сугубо личного характера. В противном случае может наступить нехватка необходимых сведений.
Общение людей обычно
ведет к установлению баланса
между новизной и схожестью передаваемых
ими друг другу сведений. Исследователи
межличностных сетей
Взаимосвязанные личностные сети (рис.17), таким образом, обладают малой информативной силой. Слабые связи позволяют информации о нововведениях широко распространяться от группы к группе через “связных” и “мостики”.
Нововведения распространяются легче во взаимосвязанных личностных сетях и соответствующих им группах. Но для того, чтобы связать эти группы, необходимы гетерофильные потоки информации. Эти потоки, реализующие слабые связи, обеспечивают возможность обмена и распространения идей между лицами с различным статусом. Таким образом, для быстрого распространения нововведений необходима хотя бы эпизодическая коммуникация типа диады между разнородными группами.
Рис.17. Увеличение степени
открытости системы при переходе
от радиальной к взаимосвязанной личностной
сети
Коммуникационные роли.
Члены организации
контактируют друг с другом, выполняя
разные функции. Коммуникационные роли
– это функции, которые выполняют
члены организации в процессе
передачи информации. Некоторые индивиды
являются как бы “сторожами”: они
контролируют входные потоки сообщений.
Другие занимают ключевые позиции, связывая
группы. Их называют “связными”. Основное
отличие третьей группы лиц состоит
в том, что они оказывают неформально
решающее влияние на поведение остальных,
это - “лидеры мнения” (неформальные
лидеры). Четвертая группа - “космополиты”
- это как бы “окна в мир” организации,
поскольку они связывают
Рис.18. Коммуникационные роли индивидов
1- “сторож”; 2 - “связной”; 3 - “лидер мнения”; 4 - “космополит”
“Сторож” - это индивид,
занимающий такое место в структуре,
которое позволяет ему
Информация о работе Роль и функции решения в процессе управления