Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования – обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ». Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- изучить мотивацию: теоретические аспекты, основные теории;
- изучить теории мотивации персонала, используемые в организации;
- изучить управление структурой системы мотивации персонала;
- рассмотрение оценки действующей системы мотивации персонала предприятия;
- составление общей характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- составление организационной характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- проведение анализа трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования;
- исследование мотивации работников Первоуральского почтамта;
- предложить и обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала……………… .8
1.1. Мотивация: теоретические аспекты, основные теории……………….. ….8
1.2. Теории мотивации персонала, используемые в организации.……….. …14
1.3. Управление структурой системы мотивации персонала…………………19
2. Оценка действующей системы мотивации персонала предприятия. ………26
2.1. Общая характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………………26
2.2. Организационная характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………29
2.3. Анализ трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования……………………34
2.4. Исследование мотивации работников Первоуральского почтамта………50
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в системе управления Первоуральского почтамте…………………….……….62
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом предприятия.. ……………….62
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала.. ……………………..………………72
Заключение…………………………………………………………………………86
Список использованной литературы ……………………………..………………90
1.3. Основные формы систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала.
Для того чтобы заинтересовать подчинённых выполнять свою работу так, как того требуют интересы компании, руководителю организации необходимо выстроить чётко организованную систему мотивации и стимулирования труда сотрудников. В случае успешной реализации предпринятых мер сам сотрудник будет заинтересован в повышении качества и эффективности работы.
Продуманный подход к вопросам разработки систем мотивации и стимулирования помогает и в решении проблемы удержания кадров. (Приложение 4). Текучка кадров – это симптом отсутствия системы мотивации или ее несостоятельности. Любой человек стремится туда, где ему предоставят достойные условия оплаты. Однако для того, чтобы удержать специалистов и заинтересовать их в повышении результатов работы, одного оклада недостаточно. Нужна комплексная система стимулирования эффективности труда персонала, включающая как материальное, так и нематериальное стимулирование.
Рассмотрим эти формы стимулирования более подробно.
Материальное стимулирование труда на сегодняшний момент это одна из самых эффективных систем для побуждения работников к повышению эффективности трудовой деятельности.
В условиях рыночной экономики предприятия ищут новые модели оплаты труда, ломающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. В рыночной экономике необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда.
В целях усиления материальной заинтересованности рабочих, руководящих работников, инженерно-технических работников, в улучшение качества работ, в увеличении прибыли, в повышении производительности труда и улучшение работы обслуживающих и прочих хозяйств на предприятии вводится положение о премировании.
Возрастание роли материальной заинтересованности в условиях рыночной экономики происходит, потому что это система инвестирования работников, настроенная на высокую эффективность. Рыночная экономика требует подход, в соответствии с которым оплата по труду приобретает функцию инвестиций в качестве рабочей силы. Такие инвестиции гораздо шире, чем традиционная заработная плата, они не сводятся к ней и не ограничиваются ею. Основной их источник – это конечный доход.
Рисунок 5– Методы материального стимулирования эффективности труда
Большое значение в современных организациях уделяют материальному стимулированию квалификации своих сотрудников, устанавливая зависимость между их заработной платой и уровнем полученной квалификации.
Система материального стимулирования при этом, должна быть ориентирована не на квалификацию, полученную по диплому, а на уровень квалификации выполняемой работы или используемой при принятии решения.
Сегодня на большинстве российских предприятий в основном используются именно методы материального стимулирования эффективности труда сотрудников, в то время как нематериальное стимулирование считается неэффективным, а если используется, то формально.
Тем не менее, методы нематериального
стимулирования играют немаловажную роль
для сотрудников организации, так
как формируют у них
К нематериальным методам
относятся, прежде всего, группы административных
и социально-психологических
Рисунок 6 – Система нематериальных методов стимулирования эффективности труда персонала
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
1. Организационно-
2. Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.
3. Дисциплинарные методы
(установление и реализация
Хочется отметить, что применение административных методов в организации непосредственным образом влияет на эффективность труда работников. Например, на тех предприятиях, где нарушается Трудовой кодекс РФ и налоговое законодательство, мотивация труда снижается.
Административные методы,
таким образом, несмотря на свой относительно
жёсткий и прямой характер применения
всегда будут присутствовать в системе
мотивирования эффективности
Группа социально-
В состав данных методов входят:
1. Формирование коллективов, учитывая типы личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы.
2. Личный пример руководителя своим подчиненным. Это создает имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе в фирме с эффективным руководителем.
3. Миссия организации и ее цели. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы реализовать цели, стоящие перед организацией в целом.
4. Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Если руководство определяет социальные нормы поведения или они вырабатываются на основе соглашения между членами коллектива и руководством либо на основании выработанных годами традиций, то такое положение вещей способствует повышению социально-нравственного климата в коллективе и является важным мотивирующим фактором.
5. Установление моральных санкций и поощрений, то есть разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. Моральные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия на тех предприятиях, где это выработано многолетней традицией. Меры морального поощрения, такие, как благодарность, почетная грамота или фотография на доске почета, оказывают свое мотивационное воздействие в организациях, где также принята многолетняя традиция таких поощрений. В странах Западной Европы и в США также применяются меры морального поощрения – например, отличившегося сотрудника фотографируют вместе с руководителем фирмы.
6. Социальная профилактика и социальная защита работников – это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд и другие виды неденежного стимулирования. Однако такие методы социальной защиты оказывают свое мотивационное воздействие на тех предприятиях, где стоимость рабочей силы относительно низкая и требуются дополнительные меры материального поощрения работников.
Таким образом, в каждой организации должна быть выстроена собственная система мотивации и стимулирования эффективности труда персонала, учитывающая специфику предприятия, ценности и установки сотрудников.
Можно отметить, что на предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени относится к государственным предприятиям. В организациях, где оплата труда играет решающее значение в мотивации эффективности труда работников, менеджеры применяют в основном методы материального стимулирования.
Тем не менее, только системный подход к использованию разнообразных стимулирующих систем позволит получить наибольший результирующий эффект.
При этом конечной целью систем мотивации и стимулирования должно стать формирование у сотрудника организации заинтересованности в результатах своей работы и результатах работы своей команды, появления осознания того, что чем качественнее будут выполнены возложенные на него обязанности, тем на более высокое вознаграждение своего труда он может рассчитывать. Сегодня всё чаще в экономической литературе встречается словосочетание «ориентация на результат», отражающее нацеленность субъектов деятельности на достижение конкретных результатов в своей работе и оценку степени её выполнения по конкретным достигнутым показателям. Именно принцип «ориентации на конечный результат» должен стать основополагающим принципом систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала.
Итак, в этой главе нами было дано понятие мотивации, выделены основные стимулирующие факторы и перечислены теории мотивации персонала: содержательные и процессуальные. Также мы описали механизм регулирования рынка труда и выявили основные принципы регулирования трудовых отношений.
2. Оценка действующей системы мотивации персонала предприятия.
2.1. Общая характеристика Первоурал
Управление федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" (УФПС Свердловской области) создано 16 июля 2003 года в результате полномасштабной реструктуризации федеральной почтовой службы России. Управление представляет региональный филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", созданного в результате Распоряжения правительства РФ от 5 сентября 2002 года.
Основные задачи развития федеральной почты России, реализуемые также в Свердловской области, содержат кардинальное изменение подхода к организации предоставления услуг, создание рыночно-ориентированной коммерческой структуры, что предусматривает проведение мероприятий по оптимизации сети почтовой связи, модернизации логистических, технических и технологических схем работы, реализации единой финансовой, маркетинговой и кадровой политики. Именно эти направления считаются стратегическим ориентирами развития свердловской почтовой службы.
Свердловская область является одним из крупнейших региональных филиалов "Почты России". УФПС Свердловской области объединяет 13 обособленных подразделения (почтамта), 916 стационарных отделений почтовой связи (в том числе в сельской местности 531), 4 пункта почтовой связи, 6 передвижных отделений почтовой связи. На территории области установлено 3391 почтовых ящиков, в том числе 1803 в сельской местности. Одним из филиалов УФПС является Первоуральский почтамт7.
Первоуральский почтамт, расположен по адресу: Первоуральск, ул. Трубников 52. В его состав входят:
- 31 городское отделение почтовой связи на территории г. Первоуральск;
- 18 отделения почтовой связи, расположенные в прилежащих посёлках;
- пункты приёма платежей
в отделах паспортно-визовой
- 4 городских отдела доставки пенсий и пособий, в каждом районе города.
Рассмотрим основные виды деятельности Первоуральский почтамт, который расположен по адресу: г. Первоуральск, ул. Трубников 52.