Совершенствование мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ». Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- изучить мотивацию: теоретические аспекты, основные теории;
- изучить теории мотивации персонала, используемые в организации;
- изучить управление структурой системы мотивации персонала;
- рассмотрение оценки действующей системы мотивации персонала предприятия;
- составление общей характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- составление организационной характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- проведение анализа трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования;
- исследование мотивации работников Первоуральского почтамта;
- предложить и обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала……………… .8
1.1. Мотивация: теоретические аспекты, основные теории……………….. ….8
1.2. Теории мотивации персонала, используемые в организации.……….. …14
1.3. Управление структурой системы мотивации персонала…………………19
2. Оценка действующей системы мотивации персонала предприятия. ………26
2.1. Общая характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………………26
2.2. Организационная характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………29
2.3. Анализ трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования……………………34
2.4. Исследование мотивации работников Первоуральского почтамта………50
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в системе управления Первоуральского почтамте…………………….……….62
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом предприятия.. ……………….62
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала.. ……………………..………………72
Заключение…………………………………………………………………………86
Список использованной литературы ……………………………..………………90

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 738.00 Кб (Скачать файл)

Современная сеть отделений  Почты России – это мощный централизованный механизм торговли не только почтовыми  услугами, но и сопутствующими товарами. Розничная сеть продаж на почте входит в пятерку крупнейших розничных сетей России. Также почтамт осуществляет: реализацию парфюмерно-косметических товаров, канцелярских принадлежностей, периодических изданий в розницу; приём объявлений в газеты «Десница»; реализацию сувениров, филателии, лотерейных билетов; реализацию товаров «Кодак»; страхование, автострахование.

Первоуральский  почтамт  работает согласно Актам Всемирного почтового союза, Почтовых правил. ПОУПС, ФЗ «О почтовой связи» и действующего законодательства РФ. Первоуральский почтамт несёт имущественную ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшее причинение ущерба указанному пользователю, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ. Обеспечивает соблюдение тайны связи. Тарифы на предоставление услуг почтовой связи устанавливаются на договорной основе. Тарифы на универсальные услуги почтовой связи регулируются законодательством РФ.

Гарантии услуг почтовой связи: конфиденциальность; сохранность отправлений, денежных средств; вручение отправлений лично в руки адресату или его доверенному лицу. Дополнительные услуги: приём отправлений на дому или на предприятии, офисе; страхование почты; система скидок для контрактных клиентов при распространении рекламы, корпоративных клиентов. Если раньше почта в основном выполняла исключительно социальную роль, то сегодня, не отказываясь от предоставления универсальных услуг, нам необходимо стать активным рыночным субъектом, интересным для крупных государственных и коммерческих структур.

Не последнее место  в формировании имиджа у потребителя  занимает эстетическая привлекательность  предприятия. Почта России делает все, чтобы соответствовать ожиданиям  населения и корпоративных клиентов.

За последние два  года реконструировано 24 отделения почтовой связи (приложение 5).

2.2. Организационная характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России».

Рассмотрим более подробно структуру управления организации (См. Приложение 6 рис.7). Организационная структура управления Первоуральского Почтамта строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Например, начальники отделений почтовой связи подчиняются непосредственно заместителю начальника Почтамта. По признаку функционального разделения труда создаются отделы по управлению имуществом, управления персоналом, планирования, бухгалтерского учета. Функциональное управление состоит в том, что начальник предприятия передаёт часть своих полномочий функциональным заместителям или руководителям отделов. Например, заместитель начальника почтамта, являясь заместителем начальника по почтовой связи, от своего имени издает приказы, распоряжения по всем вопросам, связанным с поступлением, обработкой, хранением и выдачей почтовых отправлений и т.д., не спрашивая на это разрешения у начальника. Функциональное управление позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить её наиболее квалифицированным кадрам. Недостаток – необходимость сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, что снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решений.

Возглавляет почтамт начальник, работающий по доверенности с УФПС Свердловской области9 – филиал ФГУП "Почта России", сроком на 5 лет. Начальник действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством, лицензией, уставом предприятия, он издаёт приказы, осуществляет найм и увольнение работников, накладывает взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу. Распоряжается имуществом предприятия, заключает договора со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчётные счета и распоряжается денежными средствами на счетах. Заместитель начальника почтамта занимается организацией работы отделений почтовой связи, порядком перевозки почты, руководит отделами: организации эксплуатации сети почтовой связи; отделом обработки переводов и оприходования денежных средств; отделом учета регистрируемых почтовых отправлений, квитанционного материала; диспетчерской группой, которая осуществляет контроль использования автотранспорта.

Отдел организации эксплуатации сети почтовой связи контролирует и  оказывает помощь в работе отделениям почтовой связи по вопросам эксплуатации почтовой связи, оказанию договорных услуг, координирует работу с магистральным  сортировочным центром по перевозке принятой и входящей почты, организует обучение кадров отделений почтовой связи и производственных участков.

Плановый отдел разрабатывает  текущие планы предприятия и  доводит их до отделений почтовой связи, определяет экономическую эффективность производства по предоставлению тех или иных услуг, реализует анализ хозяйственной деятельности предприятия и отделений почтовой связи. Разрабатывает планы доходов и расходов.

Отдел управления персоналом осуществляет найм и увольнение работников, контролирует соблюдение режима рабочего дня и трудовой дисциплины, контролирует соблюдение трудового законодательства, нормирует и рассчитывает штат предприятия, производит расстановку штата в отделениях почтовой связи, разрабатывает порядок нормирования труда персонала. В соответствии с политикой предприятия в области качества большое значение уделяется непрерывному повышению квалификации персонала.

Бухгалтерия учитывает  поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов, управляет  финансовыми операциями предприятия, контролирует поступление денежных средств на расчётный счет и порядок их расходования, производит начисление и выплату налогов в бюджет.

Проанализируем основные экономические показатели деятельности Первоуральского отделения почтовой связи, представив их в виде таблице . Исходя из данных таблицы по всем доходам, полученным отделением, наблюдается устойчивый рост показателей, как в абсолютном, так и в относительном выражении. В таблице приведены именно доходы, полученные от оказания услуг почтовой связи, поскольку отделения не имеют самостоятельной финансовой отчетности, то перед обособленным структурным подразделением Первоуральский почтамт они отчитываются только по движению товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и по полученным доходам.

Таблица 1. Основные экономические показатели Первоуральского почтамта 2010-2012 гг.

Показатель/годы

2010

2011

2012

Изменение,

тыс. руб., +/-

%

Сумма ТМЦ, находящаяся  в ОПС для реализации, тыс. руб.

158,6

179,4

201,9

43,3

127,30

Доходы, тыс. руб., в т.ч.

3998,6

4461,8

4724

725,4

118,14

- заказные почтовые  отправления

348,9

357,6

368,2

19,3

105,53

- письма и бандероли

676,8

698,3

704,7

27,9

104,12

- посылки

276,9

298,8

315,6

38,7

113,98

- EMS Почта России

125,7

159,6

193,4

67,7

153,86

- сборы за электронные  переводы

517,2

587,4

609,5

92,3

117,85

- сбор за различные  виды платежей

396,4

447,5

456,8

60,4

115,24

- реализация товаров

179,6

187,3

196,1

16,5

109,19

- комиссия за доставку пенсий, пособий, электронную обработку

612,8

742,6

827,5

214,7

135,04

- организация подписки

387,2

456,9

487,3

100,1

125,85

- прочие доходы

477,1

525,8

564,9

87,8

118,40


 

По данным таблицы 1 сумма ТМЦ, находящихся в распоряжении Первоуральского почтамта выросла за исследуемый период на 27,3% или в абсолютном выражении на 43,3 тыс. руб., при этом происходит постоянное расширение ассортимента реализуемой продукции. Рост доходов за 2010-2012 гг. составил 18,14% (725,4 тыс. руб.), наиболее быстрыми темпами возросли доходы, полученные от отправлений 1 класса EMS Почта России (53,86%) и доходы от оказания услуг по доставке пенсий и пособий (35,04%).

Эти два направления  деятельности Первоуральского почтамта, несомненно, являются самыми перспективными, т.е. требуют дальнейшего развития и постоянного мониторинга со стороны руководства. Постоянный стабильный доход приносят: комиссия за подписку на периодические издания (рост 25,85%), прием различных видов платежей, в т.ч. коммунальных (15,24%), электронные переводы (17,85%) и посылки (13,98%).

Рис 8. Рост доходов на 2010-2012г.

Рост доходов объясняется  финансовой политикой Первоуральского почтамта и всей почты в целом – на отделения спускается план о выполнении всех видов услуг в количественном выражении (например количество подписанных изданий за 1 полугодие 2012 г. на 1 почтальона составляет 72) и в денежном выражении (например доход от подписки на 1 почтальона должен составить не менее 12,5 тыс. руб. на 1 полугодие).

Каждое полугодие, основываясь  на полученных результатах и их соотнесением с плановыми данными, планово-экономический  отдел Первоуральского почтамта пересматривает и утверждает плановое задания по всем видам услуг на следующее полугодие, как в целом для отделения, так и в среднем на 1 работника. Как таковых самостоятельных расходов у отделений почтовой связи нет. Все расходы по текущему ремонту, выплате заработной платы, оплате услуг поставщиков (в т.ч. коммунальных), закупке спецодежды и хозяйственного инвентаря, несет Первоуральский почтамт.

В целом Первоуральский почтамт стабильно выполняет плановые задания, приносит стабильный доход предприятию. Первоуральский почтамт является самым большим из всех отделений Первоуральского почтовой связи и расположено по ул. Трубников, 52


2.3. Анализ трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования.

Проанализируем существующую на предприятии кадровую политику и оценим ее эффективность. В обязанности кадровой службы Первоуральского почтамта входит решение следующих задач:

- организация работы  по обеспечению набора, отбора, ротации,  расстановки, изучения и использования  рабочих кадров и специалистов, участие в формировании стабильного коллектива, создание кадрового резерва и работа с ним;

- разработка текущих  и перспективных планов комплектования  предприятия кадрами с учетом  изменения внешней и внутренней  среды предприятия;

- анализ состава, деловых и других качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуры руководителя предприятия,

- представление руководству  предприятия предложения по улучшению  расстановки и использованию рабочих кадров;

- подготовка и систематизация  материалов на работников при  собеседовании и реализации совместно  с соответствующими подразделениями  предприятия решений аттестационной  комиссии;

- оформление приема, перевода  и увольнения работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ;

- анализ причин текучести  кадров (см. приложение 4);

- принятие мер по  трудоустройству высвобождающихся  специалистов;

- осуществление систематического  контроля и инструктажа работников  по учету кадров.

Реализация всех задач отдела кадров Первоуральский почтамт происходит посредством следующих механизмов:

- Коллективный договор  УФПС Свердловской области – филиал ФГУП "Почта России" 10(приложение 7 );

- Положения о подразделениях;

- должностные инструкции работников;

- Положение об оплате труда работников;

- Положение об установлении  персональных надбавок работникам;

- штатные расписания;

- Нормы труда, обслуживания, управляемости;

- Договора о сотрудничестве  с учебными заведениями;

- Программы подготовки  рабочих и специалистов;

- Положение о формировании  и развитии кадрового резерва;

- Система показателей  оценки результатов труда;

- Социальный пакет.

Рабочее время и время  отдыха работников регулируется в строгом  соответствии с требованиями трудового  законодательства, статьями Коллективного договора и Правилами внутреннего трудового распорядка.

Режимы рабочего времени  для работников обособленных структурных  подразделений (почтамтов) устанавливаются  по согласованию с профсоюзным органом  приказом по Первоуральскому почтамту. Приказ о режиме является обязательным дополнением к Правилам внутреннего трудового распорядка.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Для женщин, работающих в сельской местности, устанавливается 36-часовая рабочая неделя. При этом производится выплата заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Если нормальное рабочее время работника не заполнено выполнением обязанностей по занимаемой должности (работе), то работодатель возлагает на этого работника другую дополнительную работу, соответствующую его квалификации, исполнение которой оговаривается в должностной инструкции. Выполнение дополнительной работы не удлиняет рабочий день данного работника. В этом случае доплата за выполнение дополнительной работы не устанавливается. При невозможности возложить на работника дополнительной работы, ему устанавливается режим работы с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей с оплатой труда, пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

В отделениях Первоуральского почтамта, где по условиям работы не может быть организован режим рабочего времени по графикам пяти — или шестидневной рабочей недели, применяются графики сменности, обеспечивающие непрерывную работу персонала, сменами равной продолжительности. Графики утверждаются руководителем и профсоюзной организацией. В выходные и праздничные дни на Первоуральском почтамте может вводиться дежурство для решения возникающих текущих неотложных вопросов. Привлечение к дежурству допускается с письменного согласия работника с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Компенсация за дежурство производится в соответствии с законодательством.

Информация о работе Совершенствование мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте