Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования – обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ». Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- изучить мотивацию: теоретические аспекты, основные теории;
- изучить теории мотивации персонала, используемые в организации;
- изучить управление структурой системы мотивации персонала;
- рассмотрение оценки действующей системы мотивации персонала предприятия;
- составление общей характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- составление организационной характеристики Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»;
- проведение анализа трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования;
- исследование мотивации работников Первоуральского почтамта;
- предложить и обосновать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования работников в Первоуральском почтамте ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала……………… .8
1.1. Мотивация: теоретические аспекты, основные теории……………….. ….8
1.2. Теории мотивации персонала, используемые в организации.……….. …14
1.3. Управление структурой системы мотивации персонала…………………19
2. Оценка действующей системы мотивации персонала предприятия. ………26
2.1. Общая характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………………26
2.2. Организационная характеристика Первоуральского почтамта филиал ФГУП «Почта России»………………………29
2.3. Анализ трудовых ресурсов Первоуральского почтамта и эффективности их использования……………………34
2.4. Исследование мотивации работников Первоуральского почтамта………50
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в системе управления Первоуральского почтамте…………………….……….62
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом предприятия.. ……………….62
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала.. ……………………..………………72
Заключение…………………………………………………………………………86
Список использованной литературы ……………………………..………………90
На основании расчетов
можно сделать следующие
- все изменения показателей движения рабочей силы в 2012 г. по сравнению с 2010 г. изменились незначительно, что говорит о стабильности кадровой политики предприятия Первоуральский почтамт;
- как положительный,
следует отметить факт
- следует отметить
уменьшение коэффициентов
Социальная защита работников:
- Медицинское страхование работников Первоуральского почтамта осуществляется в компании ОАО "СК "Астрамед+",
- Ежегодно, согласно договора с МУП "Городская поликлиника №1" все работники предприятия проходят полный медосмотр, оплачиваемый Первоуральским почтамтом;
- При предоставлении
ежегодного оплачиваемого отпус
- Работники почтамта, деятельность которых связана с риском (выплата денежных сумм и т.п.) застрахованы отдельными договорами;
- Работники обеспечиваются униформой, спецодеждой и обувью (посезонно на 2 года), средствами защиты (газовые баллончики, сигнальные устройства, фонарики), рабочими сумками и т.д.;
- На предприятии с
момента его создания
Подготовка и обучение кадров осуществляется следующим образом:
- Направление на курсы повышения квалификации, организованные при Московском университете связи и информатики;
- Обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях;
- В случае внедрения
новой техники или технологий
составляют классы обучения
Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию. Фонд рабочего времени зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня: Т=ЧР Д П. На Первоуральском почтамте фактический фонд рабочего времени больше планового на 13097,9 ч. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц, используя данные таблицы 6.
Таблица 6. Использование персонала предприятия в 2012 г.
Показатель |
2011г. |
2012 год |
Отклонение | ||
план |
факт |
От 2011 года |
от плана | ||
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) |
1067 |
1079 |
1094 |
+27 |
+15 |
Отработано за год одним рабочим дней (Д) |
220 |
220 |
215 |
-5 |
-5 |
часов (Ч) |
1727 |
1749 |
1698 |
-29 |
-51 |
Средняя продолжительность раб. дня (П), ч |
7,85 |
7,95 |
7,89 |
+0,04 |
-0,06 |
Фонд рабочего времени (Т), ч |
1842709 |
1887171 |
1857612 |
+14903 |
-29559 |
В т.ч. сверхурочно отработанное время, ч |
1630 |
— |
1485 |
-145 |
+1485 |
ТЧР=(ЧР1-ЧР0) Д0 П0=(1094-1067) 220 7,85= +46629 ч.;
ТД=(Д1-Д0) ЧР1 П0=(215-220) 1094 7,85 =-42939,5 ч.;
ТП=(П1-П0) Д1 ЧР1=(7,89-7,85) 215 1094 =+9408,4 ч.;
Всего: +13097,9
где: ЧР – численность работников;
Д - количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год;
П – продолжительность рабочего дня;
Т – фонд рабочего времени;
ТЧР – изменение фонда рабочего времени за счет изменения численности работников предприятия;
ТД – изменение фонда рабочего времени за счет изменения количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год;
ТП – изменение фонда рабочего времени за счет изменения продолжительности рабочего дня.
Исходя из приведенных данных, предприятие использует производственный персонал недостаточно полно. В среднем 1 рабочим отработано 215 дней вместо 220, в связи с чем сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на 1 рабочего 5 дней, а на всех - 5470 дней, или 42939,5 ч. (5470 х 7,85).
Существенны и внутрисменные потери рабочего времени: за один день они составили 0,06 ч, но за все отработанные дни всеми рабочими в 2012 г. по сравнению с 2011 г. они дают выигрыш в 9408,4 ч. В действительности они несколько ниже в связи с тем, что фонд фактически отработанного времени включает в себя и сверхурочно отработанные часы (в случае Первоуральского почтамта – это работа в выходные и праздничные дни с согласия работников) – 1485 ч. То есть фактически выигрыш за счет увеличения средней продолжительности рабочего дня за 2012 г. составил 7923,4 ч. (9408,4-1485). В целом же выигрыш рабочего времени с учетом переработанных часов составил 11612,9 ч. (13097,9-1485) или 0,63% от общего фонда рабочего времени за 2012 г. (1857612 ч.).
На уровень текучести рабочей силы воздействуют множество факторов, но в основном род деятельности предприятия. По известным причинам текучесть женской рабочей силы значительно превышает мужскую. Высокий уровень оборота рабочей силы может объясниться либо особенностями работы, либо неудачей кадровой политики. Существует ряд мер для исправления такого положения. Среди них следует выделить: использование необходимых процедур отбора работников; обеспечение выполнения менеджерами задач, связанных с кадрами; максимально широкое использование способностей работников; анализ качества работы сотрудников; анализ кадровой политики и затраты; совершенствование обучения; совершенствование коммуникаций; максимально возможное улучшение условий труда. Проведем анализ эффективности использования персонала Первоуральского почтамта в таблице 8.
Исходя из данных таблицы 7 к 2012 г. наблюдается увеличение численности работников по всем категориям. При этом наблюдается рост фонда заработной платы из-за роста среднемесячной заработной платы. А показатели производительности труда в 2012 г. выросли по сравнению с 2010-2011 гг. в три раза. Стоит отметить, что самые высокие показатели эффективности использования персонала были достигнуты в 2012 г.
Таблица 7. Анализ состава персонала и эффективности его использования Первоуральского почтамта за 2010-2012 гг.
Показатели |
Значение/год |
Показатели за 2012 г. в % к | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 г. | |
Численность работников всего, чел., в т.ч. |
1067 |
1079 |
1094 |
105,84 |
102,52 |
- руководители |
52 |
52 |
52 |
100,00 |
80,00 |
- инструктора, старшие инструктора |
22 |
21 |
22 |
100,00 |
94,44 |
- диспетчеры |
2 |
2 |
2 |
100,00 |
100,00 |
-почтальоны, операторы, сортировщики |
991 |
1004 |
1018 |
106,87 |
104,48 |
Фонд заработной платы всего, тыс. руб. |
9757,4 |
11741,8 |
13656,8 |
139,96 |
116,31 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
15280 |
16154 |
16982 |
132,23 |
113,45 |
Затраты труда за год, чел./час. |
64064 |
66144 |
67808 |
105,84 |
102,52 |
Годовая производительность труда, тыс. руб. |
164,03 |
317,75 |
495,51 |
302,08 |
155,94 |
Часовая производительность труда, руб. |
78,86 |
152,76 |
238,23 |
302,08 |
155,94 |
Влияние инфляции на доходы работников Первоуральского почтамта проявляется многообразно, но общим знаменателем является изменение относительных пропорций цен и уровня доходов. Рассчитаем реальную и номинальную заработную плату в таблице 8. По данным таблицы реальная заработная плата в среднем ниже номинальной в течение всего исследуемого периода на 10%.
Таблица 8. Соотношение реальной и номинальной заработной платы работников Первоуральского почтамта 2010-2012 гг.
Показатели |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Среднемесячная номинальная зарплата 1 работника, руб. |
15280 |
16154 |
16982 |
Индекс потребительских цен |
111,9 |
110,9 |
112,2 |
Среднемесячная реальная заработная плата 1 работника, руб. |
14718 |
15549 |
16223 |
Низкий уровень заработной платы уменьшает покупательную способность работников – основная часть заработка расходуется на продукты питания и покупку товаров первой необходимости. Все это вызывает на производстве конфликтные ситуации, усиливает социальную напряженность в коллективе.
В настоящее время к числу
важнейших проблем в
В управлении персоналом Первоуральского почтамта применяются следующие методы:
1. Административно - организационные методы управления:
- регулирование взаимоотношений
сотрудников посредством
- использование властной
- стимулирование труда
2. Экономические методы
3. Социально-психологические
- развитие чувства
- стимулирование на основе выражения общественного признания (доски почета, награды, вымпелы, публичные поощрения);
- оптимизация рабочих мест, создание комнат отдыха;
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на экономические методы стимулирования. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ предприятие самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников.
Анализ деятельности предприятия показывает, что в Первоуральском почте в целом, недостаточно внимание уделяется изысканию внутрипроизводственных резервов стимулирования трудовой активности работников. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда касаются, во-первых, слабой роли первичных трудовых коллективов в повышении эффективности труда: инициатива и предприимчивость на местах не поощряются, часто пресекаются; фонд экономического стимулирования в отделениях не образуется, а выделяется им из централизованных источников; отделения и отделы не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, материальных ресурсов. Во-вторых, оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для данного вида деятельности. Применительно к условиям предприятия Первоуральского почтамта, отмеченные выше проблемы необходимо решать путем совершенствования способов мотивации и стимулирования труда персонала предприятия (см. приложение 8).
2.4. Исследование мотивации работников Первоуральского почтамта.
Важнейшей задачей отдела управления персоналом на сегодня является рациональное определение приоритетов в реализации кадровой работы на основе оценки результатов деятельности, выявления проблем и оценки кадрового потенциала предприятия в соответствии со стратегией развития предприятия. По сути, встаёт задача перепроектирования кадровой политики предприятия. И решение этой задачи может быть найдено как при привлечении менеджмента среднего звена и наиболее квалифицированных специалистов к определению роли и места кадровой работы (а для этого необходимо рассматривать персонал предприятия, как его стратегический ресурс, необходимо партнерство в трудовых отношениях), так и "кулуарно", узким кругом лиц, принимающих ответственность за соответствующее решение и их последствия. Работники Первоуральского почтамта не могут оказывать существенного влияния на решения, принимаемые руководством. Возможно, определенное влияние на такое положение дел оказывают факторы внутренней среды предприятия: корпоративная культура, стиль руководства, структурные параметры управления, технология производства.