Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:31, курсовая работа
В современных условиях перехода к рынку, руководству предприятия необходимо постоянно проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Введение 3
1 Теоретические основы управления себестоимостью на предприятии 5
1.1 Экономическое содержание себестоимости продукции 5
1.2 Управление затратами и себестоимостью продукции 9
1.3 Проблемы снижения себестоимости продукции в условиях трансформационной экономики 12
2 Анализ системы управления себестоимостью на предприятии ОАО «СтанкоГомель» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Состав и структура себестоимости продукции 18
2.3 Анализ управления отдельными видами затрат 19
3 Пути повышения эффективности системы управления себестоимости на предприятии 24
3.1 Оптимизация производственной структуры 24
3.2 Техническое перевооружение производства 29
3.3 Совершенствование кадрового состава 36
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 49
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления себестоимостью на предприятии 5
1.1 Экономическое содержание себестоимости продукции 5
1.2 Управление затратами и себестоимостью продукции 9
1.3 Проблемы снижения себестоимости продукции в условиях трансформационной экономики 12
2 Анализ системы управления себестоимостью на предприятии ОАО «СтанкоГомель» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Состав и структура себестоимости продукции 18
2.3 Анализ управления отдельными видами затрат 19
3 Пути повышения эффективности системы управления себестоимости на предприятии 24
3.1 Оптимизация производственной структуры 24
3.2 Техническое перевооружение производства 29
3.3 Совершенствование кадрового состава 36
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 49
В современных условиях перехода к рынку, руководству предприятия необходимо постоянно проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Главным мотивом деятельности любого предприятия в рыночных условиях является максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
В условиях отраслевой конкуренции устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере зависит от снижения издержек до среднеотраслевого уровня и ниже. Снижение себестоимости издержек влияет на следующие показатели:
– рост прибыли предприятия, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;
– снижение цен на изделие, что является важнейшим условием успешной конкурентной борьбы на рынке и повышения конкурентоспособности товаров. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низкой цене. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;
– уменьшение потребности в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия. Эти положения определяют актуальность исследуемой проблемы.
Объектом исследования является ОАО «СтанкоГомель».
Предметом исследования является управление себестоимостью на предприятии.
Цель работы – исследование системы управления себестоимостью на предприятии ОАО «СтанкоГомель» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы управления себестоимостью на предприятии;
2. Провести анализ системы управления себестоимостью на предприятии ОАО «СтанкоГомель»;
3. Разработать пути повышения эффективности системы управления себестоимости на предприятии.
Методы исследования: при выполнении работы использованы табличный метод, графический метод, метод сравнений, метод относительных величин.
Необходимым условием обеспечения
производственно–хозяйственной
Различают единовременные и текущие издержки.
Единовременные издержки на предприятии возникают периодически и осуществляются в форме инвестиций. В состав единовременных издержек включаются как капитальные вложения, так и другие затраты единовременного характера, необходимые для создания и выпуска продукции. К ним относятся инвестиции в создание, расширение, техническое перевооружение предприятия и связанных с этим пополнение оборотных средств, затраты на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы, освоение производства и доработку опытных образцов продукции, изготовление моделей и макетов основных средств. Единовременные затраты имеют циклический характер [14, с. 117].
Текущие издержки осуществляются на предприятии постоянно и непосредственно связаны с выпуском продукции. Они включают в себя расходы на сырье, материалы, заработную плату, топливо, энергию, проведение маркетинговых исследований и др. Кроме реальных затрат на производство и реализацию продукции к текущим издержкам относятся также, в соответствии с действующим законодательством, налоги, сборы и отчисления в целевые и бюджетные фонды. Это отчисления в фонд социальной защиты, экологический налог, таможенные пошлины и др. Текущие издержки на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость продукции [14, с. 119].
Эффективность работы организации в современных условиях хозяйствования во многом зависит от информации о формировании себестоимости производимой продукции.
Себестоимость является самостоятельной
экономической категорией и представляет
собой часть стоимости товара.
Себестоимость продукции – один
из основных обобщающих показателей, в
котором отражаются степень использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, технический уровень
Являясь экономической категорией, себестоимость выполняет ряд важнейших функций: учетную; стимулирующую; формирование отпускной цены и финансовых результатов предприятия; экономическое обоснование управленческих решений.
Исчисление себестоимости
– для определения отпускных цен на выпускаемую продукцию в целях ее реализации и получения прибыли;
– для определения рентабельности производства продукции в целом и отдельных видов изделий;
– для определения динамики изменения себестоимости в зависимости от технико-экономических факторов;
– для выявления резервов снижения себестоимости продукции;
– для расчета экономической эффективности внедрения новой техники, прогрессивных технологий и организационно-технических мероприятий;
– для обоснования решения о производстве новой продукции и снятия с производства устаревших изделий;
– для оценки качества [6, с. 105].
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг): природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции – это экономическая категория, которая отражает, как дорого в денежном выражении обходится конкретной организации производство и реализация выпускаемой продукции. Она позволяет объективно судить о том, насколько экономически выгодно данное производство продукции в конкретных условиях хозяйствования [10, с. 106].
В себестоимость продукции включаются затраты, связанные с:
– производством продукции, обусловленные технологией и организацией, подготовкой и освоением производства, обслуживанием производственного процесса;
– изобретательством и рационализацией;
– обеспечением нормальных условий труда и охраной окружающей среды;
– управлением производства и подготовкой кадров;
– отчислениями в целевые и бюджетные фонды.
На основе Положений министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий [20, с. 167].
В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости.
По последовательности и объему включения затрат различают технологическую, производственную и полную себестоимость.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, т.к. затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке.
Цеховая себестоимость – это сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологическую и общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.
Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и расходы на реализацию.
Кроме того, различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость продукции.
Нормативная себестоимость – себестоимость, исчисленная исходя из норм расхода материальных ресурсов и затрат живого труда, их нормативов по обслуживанию производства и управления, действующих на начало квартала.
Плановая себестоимость – себестоимость, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, рационального или возможного использования основных средств, действующих тарифных ставок и заданий по производительности труда, а также нормативов по обслуживанию производства и управлению. Таким образом плановая себестоимость представляет собой оптимальный уровень затрат, определенный в соответствии с объективными условиями конкретного предприятия.
Фактическая, или отчетная себестоимость – это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат труда и материальных ресурсов [22, с. 172].
На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:
– затраты на один рубль произведенной продукции;
– себестоимость единицы продукции;
– себестоимость произведенной и реализованной продукции;
– себестоимость сравнимой произведенной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде).
Показатель затрат на рубль произведенной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля произведенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей произведенной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это – наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.
Показатель себестоимости
В практической деятельности руководителю производственного предприятия приходится принимать множество управленческих решений, как, например:
– выпуск какой продукции продолжать или прекратить;
– производить или покупать комплектующие изделия;
– какую установить цену на продукцию;
– покупать ли новое оборудование;
– менять ли технологию и организацию производства и др.
Для достижения желаемых результатов необходимо пользоваться информацией о затратах, используя различные методы их группировки и обобщения, классификацию затрат [16, с. 91].
Разнородность затрат, включаемых в себестоимость продукции, по составу, экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции вызывает необходимость их классификации. Она имеет важное значение для совершенствования учета, планирования, выявление путей и резервов снижения себестоимости продукции.
Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация затрат на производство
Признаки классификации |
Виды затрат |
По принципу группировки затрат |
Экономические элементы, Калькуляционные статьи |
По месту возникновения |
Затраты основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений |
По однородности экономического содержания |
Простые и комплексные |
По влиянию объема производства |
Переменные и условно- |
По способу отнесения на себестоимость продукции |
Прямые и косвенные |
По отношению к |
Основные и накладные |
Группировка затрат по экономическим элементам производится, исходя из однородности их экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения. Различают следующие экономические элементы затрат:
– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
Информация о работе Совершенствование себестоимости на предприятии