Совершенствования использования торговой площади на примере ООО «Сибириада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля является важнейшим направлением хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли завершается процесс обращения товаров, за ним следует их переход в сферу личного потребления.
Розничная торговля сегодня является, пожалуй, одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Конкуренция в этой сфере стала расти высокими темпами на фоне активной экспансии западных торговых сетей на российский рынок, высоких темпов распространения электронной торговли и т.д.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления использования площадей розничного торгового предприятия 4
1.1. Виды и назначение торговых площадей магазина 4
1.2. Планирование торговых площадей в рознице 8
1.3. Показатели эффективности использования торговой площади 15
Глава 2. Особенности использования торговой площади 22
2.1. Экономическая характеристика 22
2.2. Анализ торговой деятельности ООО «Сибириада» 27
2.3. Анализ эффективности использования торговой площади 29
ООО «Сибириада» 29
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования торговой площади на примере ООО «Сибириада» 31
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Пичугин1.docx

— 136.21 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский государственный  университет путей сообщения  (ОмГУПС)

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

 

 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОЩАДЕЙ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 
 

Студент гр. 51 ц

Пичугин В.

 

__.09.2013

 

Руководитель

Преподаватель кафедры 

Е.Л.Безрукова

 

__.09.2013




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления использования площадей розничного торгового предприятия 4

1.1. Виды и назначение торговых площадей магазина 4

1.2. Планирование торговых площадей в рознице 8

1.3. Показатели эффективности использования торговой площади 15

Глава 2. Особенности использования торговой площади 22

2.1. Экономическая характеристика 22

2.2. Анализ торговой деятельности ООО «Сибириада» 27

2.3. Анализ эффективности использования торговой площади 29

ООО «Сибириада» 29

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования торговой площади на примере ООО «Сибириада» 31

Заключение 33

Список литературы 34

 

Введение

Розничная торговля является важнейшим направлением хозяйственной деятельности. В сфере  розничной торговли завершается  процесс обращения товаров, за ним  следует их переход в сферу  личного потребления. 
Розничная торговля сегодня является, пожалуй, одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Конкуренция в этой сфере стала расти высокими темпами на фоне активной экспансии западных торговых сетей на российский рынок, высоких темпов распространения электронной торговли и т.д.

В соответствии с ГОСТ Р 51303-99. «Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» предприятием розничной торговли признается торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. 
Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки. 
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается бесчисленное множество розничных торговых точек самых различных размеров и форм.

 

Глава 1. Основные направления  использования площадей розничного торгового предприятия

1.1. Виды  и назначение торговых площадей  магазина

Торговое предприятие - это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.

Основная задача торговых предприятий — обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели.

Под торговым предприятием, в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъект, обладающий правовым статусом юридическою или физического лица, созданный в целях получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.

Законодательно  основные виды торговых площадей предприятия  определены в ГОСТ Р 51303-99. «Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", (далее – ГОСТ). 
В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

ГОСТ предусматривает  следующие виды торговой площади  магазина:

Площадь торгового зала магазина – это  часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Установочная  площадь магазина - часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Экспозиционная площадь магазина (демонстрационная площадь магазина) - суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

Классификация торговых площадей по размеру


Гипермаркет (от 5 000 кв.м.)

универмаг (от 3 500 кв.м.)

магазин-склад (от 650 кв.м.)

универсам (от 400 кв.м.)

минимаркет (от 18 кв.м.)

Контрольно-кассовый узел магазина - специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Классификация торговых площадей по размеру.



 

Торговые  площади предприятий розничной  торговли делятся на:

  • Торговую площадь – полезная площадь магазина. Это часть помещения, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. Торговый зал – специально оборудованная часть торгового помещения предназначенная для обслуживания покупателей. Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
  • Помещения для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже – специально оборудованные помещения для этих операций. Размеры этих помещений зависят от типа предприятия, структуры товарооборота, структуры торгового зала, и норм для хранения отдельных видов товаров. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
  • Подсобные помещения – часть помещений магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб, и выполнению работ по обслуживанию технологического процесса: помещения для хранения тары, инвентаря, упаковочных материалов, отходов, экспедиция и доставка товаров на дом, тамбуры, вестибюли. Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
  • Административно-бытовые – часть помещений магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения (кабинеты, пункты питания, здравпункт, санитарные). Состав и размеры подсобных и административно-бытовых помещений зависят от: типа предприятия, размера торговой площади и могут составлять подсобные 9%, административно-бытовые 6%.

Состав  технических помещений


Вентиляция

Машинные  отделения лифта

Электро-щитовая

Пункты автоматиза-ции систем управления

Радио, и  телефонные узлы

Технические помещения – часть помещений магазина, предназначенная для размещения технических служб и  или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования.


 

Рисунок 2. Состав технических помещений.


 

Площадь технических помещений 10-15% от неторговых помещений магазина.

Элементы  целостного образа магазина (побуждающие  покупку)


Месторасположение и доступность  магазина

Дополнительные  услуги

Архитектурное решение фасада

Удобная внутренняя планировка

Привлекательный интерьер

Каждому розничному предприятию присущ собственный, индивидуальный облик. Этот образ магазина иногда складывается в сознании покупателей непроизвольно, в результате длительного пользования  его услугами. Однако в значительной мере определенное представление о  магазине может быть сформировано руководителями посредством определенных организационных  мероприятий и маркетинговых  усилий.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Элементы целостного образа магазина.



 

Потенциальные возможности использования мерчандайзинга во многом определяются удобством планировки и способностью планировочных мероприятий выделить наиболее выгодные для магазина группы товаров с целью их успешной реализации. Планировка торгового зала может быть самой разнообразной и часто не зависит от желаний и предпочтений розничного торговца. В идеальном варианте торговый зал должен иметь круглую или квадратную форму. Однако, как показывает практика, удобной и достаточно приемлемой для продажи товаров и обслуживания покупателей является прямоугольник с соотношением сторон 2:3 или 1:2 при высоте торгового зала 3,3 м. Более «вытянутые» торговые помещения снижают эффективность продаж и ослабляют мотивацию покупателей к совершению покупок. Общепризнанным фактом является утверждение, что в торговом зале оптимальной формы отношение его периметра к площади должно стремиться к минимальному значению. Реализация данного принципа в процессе проектирования розничного торгового предприятия позволит в дальнейшем уменьшить издержки обращения, ускорить процесс продвижения покупателей по торговому залу и улучшить психологическую атмосферу во время совершения покупок.

1.2. Планирование  торговых площадей в рознице

Одной из важных составляющих концепции  торгового объекта является технологическая планировка, т.е., совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового объекта, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей.

Основной принцип планировки магазина — максимально возможное увеличение площади торгового зала, например, за счет использования современных  систем контроля за товарными запасами и управления ими, либо за счет вынесения части технологических операций и работ за пределы магазина. При этом очевидно, что на размер торговой площади будут влиять широта и сортимента, средние габариты единиц товара и размеры торгового оборудования, необходимого для выкладки товаров. Полезно также оценивать сезонные колебания в поставках и реализации многих товаров.

Основная задача планировки — заставить покупателя пройти по всему магазину, рассмотреть товар и сделать покупку. Роль мерчандайзинга состоит в том, чтобы, учитывая профиль, размеры и место расположения магазина, определить, какую планировку торгового зала следует использовать.

В процессе планирования расположения отделов  на торговой площади следует учитывать  следующие факторы:

  • удобство работы для торгового персонала;
  • рентабельность;
  • возможность предотвращения хищений;
  • удобство для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при просмотре товаров;
  • специфические свойства товара и степень привлекательности его внешнего вида;
  • сложившиеся традиции и др.

В процессе планировки внимание следует уделять формированию зоны торгового зала, наиболее часто посещаемой покупателями. Наличие «золотого треугольника» обусловлено физиологическими особенностями покупателей (формированием «петли» движения против часовой стрелки) и местом расположения точек, наиболее значимых с позиций посетителей. Схема «золотого треугольника» представлена на рисунке 4.

При выборе наилучшего расположения места  продаж в торговом зале следует соблюдать  определенные принципы:

  • интенсивность и направление движения потока покупателей
  • наличие определенного пространства, необходимого для дальнейшего расширения торговой площади, отводимой под товар;
  • хорошая видимость места продажи с позиции движения основного потока покупателей;
  • удобство места продажи для покупателей;
  • учет расположения других товаров в торговом зале.

Рисунок 4. Схема планировки типовой торговой точки с учетом движения потоков покупателей и формирования территории продаж "Золотой треугольник"

Информация о работе Совершенствования использования торговой площади на примере ООО «Сибириада»