Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:40, доклад
Потребительские свойства (пищевая ценность) творога и творожных изделий.
Творог (ТУ 9222-008-05268977)белковый кисломолочный продукт, получаемый из цельного, нормализованного или обезжиренного пастеризованного молока путём сквашивания чистыми культурами молочнокислых бактерий с применением или без применения хлористого кальция, сычужного фермента и отделением сыворотки от сгустка.
Совсем другая "брендовая"
ситуация складывается на рынке глазированных
творожных сырков и мягкого творога
с фруктовыми добавками. Этот рынок
практически полностью
Рынок творожной продукции представлен самыми разнообразными ее видами. Однако самым популярным продуктом из творога являются творожные глазированные сырки.
Самой продаваемой маркой глазированных сырков у большинства россиян является Рыжий Ап! (Вимм-Билль-Данн) - продукции этого брэнда отдают предпочтение порядка 40% потребителей.
Среди разнообразной творожной
продукции почти у 60% россиян популярны
творожные массы и мягкий творог
с добавками, а вот фасованный
творог без добавок и сахара потребляют
только 22% жителей страны.
Наибольшим спросом у потребителей пользуются
творожные массы с изюмом и курагой их
покупают 37,5 и 27,3% покупателей, соответственно.
Меньше всего почитателей у лимонного
и черносмородинного вкуса.
На рынке фасованной творожной продукции
лидирует, как и в сегменте глазированных
сырков, лидирует компания Вимм-Билль-Данн
творожки различных марок этого производителя
пользуются наибольшим спросом у россиян:
их потребляет порядка 45% покупателей.
Характер потребления различных видов
фасованных продуктов из творога существенно
различается. Творожки, несмотря на их
упаковку, продукт, предназначенный в
большей степени для семейного потребления.
При этом расфасовка творожной массы в
каждой упаковке примерно одна порция
позволяет создать ощущение индивидуального
выбора даже в том случае, когда все члены
семьи (или какого-либо коллектива) едят
творожки одинаковых марок и видов.
Глазированные сырки это своего рода разновидность снэков, т.е. продуктов сугубо индивидуального потребления. Их потребители люди, ведущие активный образ жизни, и дети. Если первая группа, безусловно, предпочитает традиционные ванильные сырки, то среди детей 10-15 лет около 45% - любители сырков со сгущенкой, а около 30% - сырков с различными добавками (мед, кокосовая стружка, орехи и т.д.).
Творожные пудинги сравнительно новый для России продукт, поэтому нет ничего удивительного в том, что доля людей, его потребляющих, составляет около5%.
Такое потребительское поведение не в последнюю очередь связано с непривычностью самого продукта. Не исключено, что потенциальные покупатели не воспринимают пудинги как кисломолочный продукт, а расценивают его как сладкое блюдо. В России на рынке творога и продуктов, приготовленных на его основе, лидируют три производителя Danone, Вимм-Билль-Данн и Campina. Стратегию продвижения марок этих компаний можно, наверное, назвать образцовой.
Их продукция узнаваема потребителями, и каждый брэнд вызывает определенные ассоциации, сформированные, в том числе, под влиянием рекламы.
Так, марка Campina ассоциируется у потребителей с чем-то ярким, нарядным. Продукция этого брэнда, по мнению респондентов, предназначена для коллективного поедания в семейном кругу, в компании, на пикнике. Словом, творожки и пудинги этой марки в какой-то степени атрибут праздника. Кроме того, многие потребители воспринимают данный брэнд как некий показатель успешности, престижа.
Продукция Danone воспринимается
покупателями как дорогая и качественная.
В то же время благодаря рекламе
некоторые представители
Вимм-Билль-Данн - отечественный игрок рынка, причем является одним из самых успешных российских производителей, поэтому вызывает чувство патриотической гордости у потребителей и, как следствие, лояльное отношение к выпускаемой продукции. Интересно, что в начале 1990-х годов, когда понятие российская продукция означало, скорее, продукция невысокого качества, этот производитель из-за своего необычного названия воспринимался как иностранный. Сегодня Вимм-Билль-Данн для представителей целевой группы крупное современное российское предприятие, давно присутствующее на рынке.
Тем не менее, в каждом регионе
России очень сильны позиции локальных
брэндов. В этом нет ничего удивительного
из-за короткого срока хранения молочных
и кисломолочных продуктов
Таким образом, при выборе
марки каких-либо кисломолочных
продуктов ключевым фактором оказывается
доверие, которое вызывает производитель
у потенциальных покупателей
его продукции. Доверие можно
вызвать давним присутствием на рынке,
широкой ассортиментной линейкой и
разнообразием продукции, соответствующей
рекламной политикой и... высокой
ценой. Как ни странно, но упаковке придается
меньшее значение, чем всем перечисленным
критериям. Для глазированных сырков
дизайн упаковки, с точки зрения
представителей целевой аудитории,
практически не имеет значения. Те
немногие требования, которые они
предъявляют к внешнему виду глазированных
сырков это привычная форма и
стандартная масса: 45-50 граммов. Такая
форма и вес оказываются
Хотя, по мнению отдельных экспертов, рынок творожков и глазированных сырков практически насыщен, на нем вполне можно найти свободные ниши. Например, фактически не развит рынок готовых творожных пудингов, основные потребители этой продукции сосредоточены в крупных городах с высоким уровнем жизни населения.
В целом у рынка кисломолочных
и в частности творожных
Объем рынка творога в России стабильно рос на протяжении периода с 2005 по 2009 гг. Рост рынка не остановило даже резкое повышение цен на творог в 2007-2008 гг, которое было вызвано подорожанием молока. В 2008 г объем продаж творога в России составил 385 тыс т. В 2010 г рынок снова показывает положительную динамику. Творог – относительно дешевый продукт, поэтому он отбирает определенный объем потребления у более дорогих категорий молочной продукции – сыра, сливочного масла, йогуртов и пр.
1.5. Современные тенденции экспертизы творога и творожных изделий.
В настоящее время значительно
ужесточились российские законы в области
стандартизации пищевых продуктов,
что затруднило выход на рынок
недоброкачественной и
На органолептическую оценку влияет внешний вид творога, его вкус, запах, цвет, консистенция. Для грамотной и объективной оценки эксперту необходимо знать дефекты творога, представленные в таблице 9.
Таблица 9: «Дефекты творога»
Порок |
Причины возникновения |
Меры предупреждения |
Кормовой привкус |
Передается творогу и творожным изделиям из исходного молока |
Строго контролировать качество сырья |
Нечистый, старый, затхлые вкус и запах |
Обусловлен использованием плохо вымытой тары, оборудования, а также хранением продукта в плохо проветренном помещении; может быть вызван развитием о твороге гнилостных бактерий из-за применения неактивной закваски и несоблюдения режимов производства |
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при производстве продуктов, применять хорошо вымытую посуду; использовать хорошую закваску и соблюдать технологические режимы |
Излишне кислый вкус |
Возникает при нарушении технологического режима производства в результате усиления молочнокислого брожения при удлинении сроков самопрессования и прессования творога и несвоевременном и недостаточном охлаждении его |
Строго соблюдать режимы технологических процессов |
Уксуснокислые, едкие вкус и запах |
Появляется в результате развития уксуснокислых бактерий, развивающихся в твороге во время хранения при повышенных температурах |
Хранить творог при относительно низких положительных температурах |
Прогорклый вкус |
Возникает при низких температурах переработки молока и вызывается плесенями и бактерия ми, образующими фермент липазу, или липазой, находящейся в сыром молоке |
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила обработки молока; пастеризовать молоко при соответствующих режимах с целью инактивации липазы, за счет которой и происходит разложение жира и образование горечи в продукте |
Горький вкус |
Появляется при поедании коровой полыни, лютика и других растений с горьким вкусом; образованию горечи способствует также развитие гнилостных бактерий, расщепляющих белки молока |
Обеспечить качественный контроль молока при приемке; соблюдать санитарно-гигиенические условия выработки творога |
Грубая, крошливая, сухая консистенция |
Обусловлен повышенной температурой отваривания и излишним дроблением сгустка при производстве творога кислотным способом |
Соблюдать режимы технологического процесса |
Резинистая консистенция |
Характерна для творога, приготовленного кислотно-сычужным способом; появляется при внесении больших доз сычужного фермента при сквашивании молока при повышенных температурах |
--«-- |
Мажущаяся консистенция |
Возникает в результате переквашивания творога |
--«-- |
Вспучивание |
Вызывается дрожжами при упаковке недостаточно охлаждённого творога, неплотной набивке его в кадки и повышенной температурой хранения |
Соблюдать режимы хранения и упаковки творога |
Выделение сыворотки |
Наблюдается при недостаточном прессовании |
Проводить прессование при
условиях, предусмотренных |
Ослизнение и плесневение творога |
Наблюдается при рыхлой упаковке продукта, неплотном прилегании крышки к поверхности творога и при хранении его в сырых помещениях |
Соблюдать режимы хранения и упаковки творога |
В зависимости от всех этих показателей творог 9-18%-й жирности и нежирный делят на высший и 1-й сорта.
Творог высшего сорта должен" и меть мягкую, мажущуюся, рассыпчатую консистенцию (допускается неоднородная, с наличием мягкой крупитчатости). Вкус и запах - чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, Цвет - белый с кремоватым оттенком
В твороге 1-го сорта допускается неоднородная консистенция с наличием крупитчатости, слабокормовой привкус, привкус тары
(дерева) и наличие слабой горечи.
Не допускается к реализации творог с чрезмерно кислым или сильно выраженными посторонними привкусами, заплесневелый, с ослизлой консистенцией и другими дефектами.