Современные подходы к исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовмк 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

а = а (рефлексивность отношения равенства),

в = в (рефлексивность отношения равенства) Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000..

При этом если событие  х произошло одновременно с событием у, то это значит, что каждое из них  произошло одновременно. Рефлексивное отношение может быть записано так:

хRу - хRх - уRу.

Из этого свойства рефлексивности вытекает очевидное  правило:

если суждение хRу правильное, то таковыми же будут  и суждения хRх и уRу (например, с = к, то и с = с и к = к).

Д. Сорос считает, что восприятия человеком реальности по самой своей природе содержат ошибку, и при этом существует двусторонняя связь - между ошибочными восприятиями и действительным ходом событий, а результатом служит отсутствие соответствия между ними. Эту двустороннюю связь он называет рефлексивной.

Мыслительная  деятельность, по мнению Д. Сороса, может  быть разбита на две зависимые  друг от друга функции:

- пассивную (когнитивную), которая может быть определена  как "функция обдумывания";

- активную (воздействующую), определяемую как "функция участия".

При выполнении пассивной функции восприятия участников процесса (в нашем случае исследователей) зависят от ситуации, т.е. здесь ситуация - независимая переменная, а при  активной функции восприятия участников влияют на ситуацию, т.е. независимой переменной здесь выступает непосредственно мышление человека. Очевидно, что эти две функции по своей направленности являются противоположными.

Данные функции  могут выполняться как отдельно, так и одновременно.

Примером пассивной  функции восприятия исследователем можно назвать обучение на основе опыта других исследователей, а примером активной - определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры рынка.

При одновременном  выполнении обеих функций они  интерферируют друг с другом, и тогда независимая переменная одной функции становится зависимой переменной другой. При этом они взаимодействуют друг с другом, т.е. ситуация и знания исследователя являются зависимыми переменными и первичное изменение ускоряет наступление дальнейших изменений как в самой ситуации, так и во взглядах участников. Д. Сорос называет это взаимодействие "рефлексивностью". Следует отметить, что французы это слово употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Математически понятие рефлексивности можно представить  в виде двух рекурсивных функций:

у = f(х) - пассивная  функция,

х ==G(у) - активная функция.

Следовательно:

y=f [G(х)],

х = G [f(у)].  

Эти две функции  в управлении ведут не к равенству, как в естественных науках, а к бесконечному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской ситуации явления представляются в уме исследователя не сами по себе, а отражаются совместно с его восприятиями и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются с происходящими фактами.Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнурованным", или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Здесь также  уместно напомнить о терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".

Рефлексология (от греч. logos понятие, учение) - одно из направлений в психологии, основанное В.М. Бехтеревым, рассматривающее всю психическую деятельность как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безусловный рефлекс, в основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (например, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое всегда вызывает слюноотделение).

Близким по смыслу к приведенным словам является термин "рефлекторный" (если это, например, объект исследования), т.е. реагирующий  на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам (объект имеет соответствующую реакцию  на раздражитель).

Обычно СУ носят  рефлекторный характер, так как в  большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать  ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более  сильное воздействие система  отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так  как действия индивидуума трудно прогнозировать при наличии у  него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр). Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Очевидно, что  в процессе исследования СУ исследователь  должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского "чутья".

Основой рефлексивного  подхода к исследованию служит систематизированная  и доступная для обработки  объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой  СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит  ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать  познавательный процесс в большей  части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя зависит  то, какой подход к исследованию доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает как правило тот  подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее конструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности (рис.3). При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.

Рис.3. Идеальный  вариант использования рефлексивного и интуитивного подходов к исследованию систем управления

2.3. Системный  подход к исследованию, его сущность

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического  подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный  методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная  совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.  

В качестве примера  можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом  известного н тем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

2.2. Рефлексивный подход к исследованию

Термины и определения  в области рефлексивности.

В государственном  образовательном стандарте для  специальности "Менеджмент организации" записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

Для понимания  сущности рефлексивного подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием "рефлексивный". Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2002.

Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

В работе Д. Юма "Трактат о человеческой природе" рефлексия характеризуется как  вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном  чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.

Следует сказать, что исходя из этих определений рефлексия  у человека может проявляться  в реальных условиях и при наличии  знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия  исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных проблем и задач. В логике отношение называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком же отношении к самому себе.

Таким образом, соблюдается правило тождества  и одновременности явлений, например:

если а = в,

то в = а (симметрия),

а = а (рефлексивность отношения равенства),

в = в (рефлексивность отношения равенства) Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000..

При этом если событие  х произошло одновременно с событием у, то это значит, что каждое из них произошло одновременно. Рефлексивное отношение может быть записано так:

хRу - хRх - уRу.

Из этого свойства рефлексивности вытекает очевидное  правило:

если суждение хRу правильное, то таковыми же будут  и суждения хRх и уRу (например, с = к, то и с = с и к = к).

Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления