Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:55, дипломная работа
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Введение
3
1
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..
6
1.1
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..
6
1.2
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..
26
2
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..
50
2.1
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ………………………………
50
2.2
Состояние материально-технической базы предприятия
58
2.3
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..
63
3
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………
73
3.1
Характеристика работников предприятия ……………………….
73
3.2
Анализ социально-психологического климата в коллективе…
79
3.3
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..
99
Заключение …………………………………………………………………...
104
Список использованных источников и литературы ………………………..
Содержание
Введение |
3 | ||
1 |
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия …….. |
6 | |
1.1 |
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация ………………………………………….. |
6 | |
1.2 |
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ……………………………………………………….. |
26 | |
2 |
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………………………………………….. |
50 | |
2.1 |
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ……………………………… |
50 | |
2.2 |
Состояние материально-технической базы предприятия |
58 | |
2.3 |
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия …………………….. |
63 | |
3 |
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» …………………… |
73 | |
3.1 |
Характеристика работников предприятия ………………………. |
73 | |
3.2 |
Анализ социально-психологического климата в коллективе… |
79 | |
3.3 |
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия ………….. |
99 | |
Заключение …………………………………………………………………... |
104 | ||
Список использованных источников и литературы ……………………….. |
108 |
Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда современного руководителя с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82 % опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег [45].
Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Главная цель применения этих методов -- формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы -- человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Различные стороны проблемы нашли отражение в трудах ученых-экономистов А.Я. Кибанова, Л.В. Карташовой, Н.Л. Зайцева, Ю.Ф. Гордиенко, О.С. Виханского, В.Р. Веснина, В.А. Спивака и других.
Цель исследования состоит в разработке рекомендации по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «ДИНАМИКА-2» (ООО «ДИНАМИКА-2»).
Предмет исследования - процесс реализации социально-психологических аспектов управления персоналом ООО «ДИНАМИКА-2».
Практическая ценность исследования заключается в использовании его результатов в повышении эффективности работы предприятия. Разработанные рекомендации нашли применение в ООО «ДИНАМИКА- 2» г. Челябинск.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы; содержит 15 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы - 111 страниц машинописного текста. Список использованных источников и литературы 50 включает наименований.
1 Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия
Социально-психологические методы управления персоналом - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом.
Социально-психологические методы направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению им поставленной цели или выполнению заданной функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом выражается единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе
Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства - это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее - на результаты производственной деятельности. В основе этих методов лежат законы социологии и психологии.
Таким образом, эти виды методов делятся на социологические и психологические.
В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики. Знание психологических особенностей персонала, всесторонний учет психологического содержания управленческой деятельности, стимулирование работников в процессе совместной деятельности, создание в организации здорового социально-психологического климата - эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.
Основные психологические особенности управленческой деятельности:
Выделяют несколько уровней психологического исследования управления персоналом.
1. Психологические аспекты деятельности руководителя:
2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов представлена на рисунке 1 [31]. Дадим их характеристику.
Информация о работе Социально психологические методы управления персоналом