Стратегические цели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия ……………...3

1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием ………………...5

1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6

1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10

2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12

2.1 Разработка стратегии предприятия ………………………………………………12

2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15

3. Стратегические цели предприятия ………………………………………………...16

3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16

3.2 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия …………………………16

Заключение ………………………………………………………………………………29

Список использованных источников ………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегические цели в системе целей предприятия.doc

— 681.50 Кб (Скачать файл)

Предложение: «Снизить стоимость закупок ресурса "Алюминий"»

Оценка предложения: Снижение закупочных цен на ресурс «алюминий» призвано увеличить значение показатели рентабельности реализации (доля прибыли в выручке) и, по мнению руководства предприятия, возможно за счет соответствующих переговоров с поставщиками и поиска альтернативных поставщиков. Однако такая деятельность относится к числу «рутинных»  задач службы снабжения. Выполнение этой цели необходимо для поддержания нормальной деятельности предприятия. Такого рода базовые требования, как правило, не должны зависеть от используемой ВКП «Сигнал-Пак»   стратегии. В результате дискуссий было решено все цели, связанные с работой службы снабжения, объединить в рамках формулировки  «Улучшить работу отдела маркетинга и продаж».

Предложение: «Охват прибыльных сегментов»

Оценка предложения: «Охват прибыльных сегментов» - это  цель, которая всегда будет правильной. Последовательная оптимизация процессов служит достижению этой цели. Однако руководство компании решило, что в ближайшее время стратегическое значение этой цели придавать вряд ли стоит (может быть, за исключением процессов, связанных с разработкой новых вариантов продуктов, или процесса обработки заказа).

Этап 5. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе  «Инфраструктура \ Сотрудники» (Какие инфраструктура и сотрудники нам необходимы для достижения целей по перспективе  «Бизнес-процессы»?)

Предложение: «Набрать больше сотрудников в отдел маркетинга и продаж».  
Оценка предложения: В пользу постановки такой цели свои аргументы приводил руководитель отдела маркетинга:  «Большее число сотрудников в отделе маркетинга и продаж увеличит наш потенциал продаж, что имеет большое в конкурентной борьбе». Вообще говоря, увеличение числа сотрудников является так называемым «структурным» мероприятием, а не стратегической целью. Такое мероприятие может рассматриваться как одно из средств достижения цели «Увеличить продажи  существующим клиентам».

Предложение: «Разработать долгосрочную программу карьерного роста»  
Оценка предложения: «Разработать долгосрочную программу карьерного роста» - это одна из самых общих целей, которые предприятия могут использовать в рамках Balanced Scorecard. Повышение квалификации и карьера относятся к самым общим целям большинства предприятий. Именно поэтому при постановке такой цели следует подумать о том, как именно она вписывается в стратегию. Карьеру каких именно сотрудников предприятия следует разработать? Руководство ВКП «Сигнал-Пак»   собирается уделить особое внимание, прежде всего, компетенциям своих маркетологов и сотрудников, занимающихся продажами и разработками.

Предложение: «Согласовывать цели с сотрудниками»  
Оценка предложения: Согласование целей с сотрудниками ВКП «Сигнал-Пак»   следует рассматривать, скорее, как мероприятие, необходимой для достижения стратегически важной цели «Повысить удовлетворенность сотрудников».

Предложение: «Повысить удовлетворенность сотрудников предприятия»  
Оценка предложения: Удовлетворенность сотрудников, работающих на предприятии, в настоящий момент оценивается руководством как «достаточно высокая». Однако если анализировать ситуацию в отдельных подразделениях, но по косвенным признакам можно отметить определенные проблемы в отделе сбыта, в отделе подготовки производства, в бухгалтерии, на некоторых участках производства.

Предложение: «Реализовать на практике идею непрерывного совершенствования (continuous improvement)» 
Оценка предложения: Руководство ВКП «Сигнал-Пак»   считает, что совершенствование компетенций персонала должно быть непрерывным и последовательным (как при езде на велосипеде - крутить педали нужно постоянно). Одно из самых важных требований к сотрудникам, работающим в компании - готовность к изменениям, стремление к постоянному повышению квалификации и социальных компетенций (работа в команде, коммуникабельность, гибкость, креативность). Достижению этой цели будет способствовать, в частности, реализация новых идей (проектов) - как внутри отдельных подразделений, так и межфункциональных (внедрение системы менеджмента качества ISO 9000, повышение степени автоматизации системы управленческого учета и др.).

Предложение: «Сохранить приверженность принципам командной работы и демократизма менеджмента» 
Оценка предложения: Система менеджмента ВКП «Сигнал-Пак»   базируется на принципах командной работы (коллегиальное решение проблем, реализация межфункциональных проектов, построение процессно-ориентированной организации, создание кружков качества) и демократизма менеджмента (обсуждение целей с подчиненными, выпуск внутрифирменной газеты, «плоская» организационная структура). Эти принципы рассматриваются как принципиальные (базовые).

Предложение: «Удержать технологов» 
Оценка предложения: Цель была предложена директором по производству, озабоченным возможностью ухода двух ключевых специалистов (технологов) на предприятия, предлагающие этим сотрудникам более выгодные условия. Аналогичные проблемы имеют место быть и в других функциональных подразделениях. Было принято решение сформировать перечень ключевых специалистов и разработать мероприятия по их «удержанию» в ВКП «Сигнал-Пак».

В таблице 4   Приложения  Д   даны  «Показатели измерения стратегических целей» по перспективе «Инфраструктура \ Сотрудники»

Этап 6. Построение причинно-следственной цепочки стратегических целей

После определения стратегических целей по каждой перспективе, разработки показателей по каждой цели и присвоения показателям целевых значений выстраивается причинно-следственная цепочка целей предприятия и создается  «стратегическая карта».

Итак,  на нижнем уровне системы целей располагаются цели перспективы «Инфраструктура \ Сотрудники», служащие средством реализации целей перспектив «Бизнес-процессы»,  «Рынок \ Клиенты» и  «Финансы \ Экономика» (см. Приложение Е).

Этап 7. Разработка мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей, определение  бюджетов, сроков и ответственных  за реализацию мероприятий.

Разработка  системы Balanced Scorecard завершается разработкой мероприятий, реализация которых необходима для достижения поставленных стратегических целей. Для разработанных мероприятий, как правило, определяется бюджет, сроки выполнения и ответственное лицо. Тем самым модель Balanced Scorecard прокладывает «мостик» из стратегического планирования в планирование оперативное. Информацию этапа 7 удобно представлять в виде следующей таблицы:

Стратегическая  цель

Индикаторы

Целевое значение

Мероприятия

Ответственный

Бюджет

Сроки

             

Дополнительные возможности использования  системы Balanced Scorecard состоят в так  называемом «каскадировании» - разбиении  системы показателей компании как  бизнеса в целом на системы  показателей для отдельных подразделений. Если компания построена по функциональному принципу, то Scorecard'ы разрабатываются для отдельных структурных подразделений - снабжение, производство, маркетинг \ сбыт (см. рисунок 5).

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Схема «каскадирования»  в функциональных структурах

 

Внедренческое конструкторское предприятие  «СИГНАЛ - ПАК»  построено  по функциональному  принципу, следовательно,  Scorecard'ы  разрабатываются для отдельных  структурных подразделений - снабжение, производство, маркетинг \ сбыт (см. рис. 9).

 

Таблица 3 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы <Снабжение>

Финансы \ Экономика

  • отклонение <план-факт> по бюджету закупок
  • стоимость отдельных позиций А-ресурсов
  • величина кредиторской задолженности
  • оборачиваемость кредиторской задолженности

Рынок \ Клиенты

  • продолжительность простоев в производственном процессе из-за отсутствия необходимых ресурсов
  • число рекламаций из производственной сферы
  • доля брака в закупаемых ресурсах

Бизнес-процессы

  • число альтернативных поставщиков по каждому виду ресурсов
  • оборачиваемость (срок хранения) отдельных позиций ресурсов на складе
  • объем запасов отдельных позиций ресурсов на складе (в натуральном и стоимостном выражении)
  • величина транспортных затрат (перевозки, ремонт, ...)
  • оперативность выполнения заказов производства

Инфраструктура \ Сотрудники

  • изношенность транспортных средств
  • величина затрат на хранение ресурсов
  • индекс удовлетворенности персонала
  • заработная плата
  • число рационализаторских предложений
  • затраты на обучение персонала

Таблица 4 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы  «Производство»

Финансы \ Экономика

  • отклонение <план-факт> по бюджету затрат (в разрезе ЦФО)
  • доля энергозатрат
  • доля материальных затрат
  • отклонение <план-факт> по производственной себестоимости единицы продукции

Рынок \ Клиенты

  • число рекламаций из <Маркетинг\Сбыт>
  • время выполнения заказа
  • оборачиваемость (срок хранения) запасов готовой продукции на складе

Бизнес-процессы

  • продолжительность простоев в производственном процессе
  • доля брака в НЗП
  • доля брака в готовой продукции
  • производительность труда сотрудников
  • средняя степень загрузки мощностей

Инфраструктура \ Сотрудники

  • состояние производственных мощностей
  • индекс удовлетворенности персонала
  • заработная плата
  • число рационализаторских предложений
  • производительность труда
  • затраты на обучение персонала

Таблица 5 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы  «Маркетинг \ Сбыт»

Финансы \ Экономика

  • отклонение <план-факт> по бюджету выручки (в разрезе ЦФО)
  • отклонение <план-факт> по бюджету коммерческих затрат (в разрезе ЦФО)
  • отклонение <план-факт> по бюджету поступлений (в разрезе ЦФО)
  • величина дебиторской задолженности
  • оборачиваемость дебиторской задолженности

Рынок \ Клиенты

  • число рекламаций от клиентов
  • индекс удовлетворенности клиентов
  • доля рынка
  • <раскрученность> брэнда
  • имидж фирмы
  • число новых клиентов
  • число постоянных клиентов

Бизнес-процессы

  • среднее время обработки заказа
  • величина транспортных затрат (перевозки, ремонт, ...)
  • оборачиваемость (срок хранения) запасов готовой продукции на складе
  • рост объема продаж (%)

Инфраструктура \ Сотрудники

  • качество CRM-системы
  • индекс удовлетворенности персонала
  • заработная плата
  • число рационализаторских предложений
  • затраты на обучение персонала

 

В ходе каскадирования выстраивается комплексная система  показателей, в которой показатели нижнего уровня «работают» на достижение целевых значений показателей верхнего уровня.

Таким  образом,  можно  обобщить,  что  для успешного внедрения системы Balanced Scorecard  рекомендуется  следовать следующим основным правилам:

  • Система Balanced Scorecard не должна разрабатываться руководителем в одиночку и втайне от сотрудников компании. Balanced Scorecard - это продукт работы команды. Совет для руководителя – обязательно согласовывайте цели с сотрудниками и привлекайте их к процессу постановки целей.
  • Будьте готовы к тому, что жизнеспособный вариант системы Balanced Scorecard сходу выработать не удастся. Разработка Balanced Scorecard - это итерационный процесс и, скорее всего, потребуется n-ное количество уточнений и корректировок первого варианта, прежде чем система начнет работать.
  • Одна из основных сложностей при построении Balanced Scorecard - подбор адекватного показателя (показателей) для измерения той или иной стратегической цели. Та или иная проблема может быть трудноизмеримой вообще (например, готовность персонала к изменениям, атмосфера в коллективе, качество системы управленческого учета, имидж компании). Вторая проблема - сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно дорогим (например, расчет приемлемо точного значения доли рынка может потребовать от компании огромных усилий по сбору и обработки информации). В таких случаях для оценки проблемы используется текстовая информация, не выраженная в форме индикатора (-ов).
  • По идее создателей, система показателей Balanced Scorecard для руководителя должна выполнять основную задачу: в краткой форме информировать о состоянии системы. Совет для руководителя: почаще анализируйте информацию, которая не представлена в виде показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в заключение работы хотелось бы отметить следующее. Всякая организация функционирует  как целостный организм или система.

Как показывают многочисленные исследования и мировой  опыт ведения бизнеса, успех компании на 90% — это результат правильно  выбранной стратегии, и только на 10% он обязан тактическому преимуществу на рынке.

Наличие стратегии  и стратегических целей для ключевых сфер предприятия — это пульт управления, позволяющий эффективно руководить всей компанией. Без этих целей менеджеры не имеют твердой опоры в принятии решений и, как правило, имеют разные представле ния о направлении развития с собственниками компании.

Информация о работе Стратегические цели предприятия