Стратегический анализ внешней среды как исходный пункт разработки стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — выявить значение стратегического анализа внешней среды в разработке стратегии. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
o ознакомиться с содержанием внешней среды
o изучить инструменты анализа внешней среды
o собрать необходимую информацию для анализа внешней среды

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней среды……..………4
1.1. Роль и значение стратегического анализа внешней среды в
разработке стратегии………………………………………………4
1.2. Инструменты анализа внешней среды………………………….12
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней среды на примере ОАО «Лето Банк»………………………………………………………..
2.1. PEST анализ на примере ОАО «Лето Банк» ……………………...27
2.2. SWOT анализ на примере ОАО «Лето Банк» …………………...30
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы и источников…………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический анализ в.с.(курсовая).docx

— 148.35 Кб (Скачать файл)

При составлении карты  стратегических групп необходимо учитывать  следующие соображения:

1. Две переменные, соответствующие  осям карты, не должны быть  сильно коррелированы, то есть зависеть друг от друга.

2. Рыночные факторы, которые  выбираются для изображения на  осях, должны наилучшим способом  показывать большое различие  в том, как соперники рассредоточились  в конкуренции по рынку.

3. Факторы - переменные  не должны быть количественными  и непрерывными, напротив, они могут  быть дискретными или определятся  как строго очерченные классы  или комбинации.

4. Диаметр круга, характеризующий  продажи группы, характеризует ее размеры.

5. Желательно составить  несколько карт, пользуясь различными  комбинациями переменных, которые  дадут различные представления  о конкурентных позициях и  существующих взаимодействиях в  рыночной структуре со стороны  предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты анализа внешней среды на примере ОАО « Лето Банк»

 

2.1. PEST – анализ ОАО «Лето Банк»

14ОАО «Лето Банк» новый коммерческий банк,  входящий в группу ВТБ. Банк занимается кредитованием физических лиц. Услуги, предоставляемые банком, постоянно обновляются, на данный момент это кредит наличными, автокредит и кредит на потребительские нужды. Банк стартовал стремительно, и сразу составил конкуренцию многим крупным банкам. Такой успех можно обосновать оригинальностью идеи оформления офисов и самого процесса выдачи кредита. По данным информационного агентства Bankir.ru «Лето Банк» стал лучшим банковским проектом 2012 года. В Саратове первый офис Лето Банка открылся 30 января 2013 года, в дальнейшем открылись еще 6 офисов по городу. За 3 месяца работы кредитный портфель Банка по Саратову составил 130млн.р. Успеху так же содействовало и то, что Лето Банк - это дочка ВТБ. В наличии у банка имеются интересные дополнительные услуги, которых не ни у одного конкурента, что является соблазнительным для клиентов. Клиентами Банка могут быть люди с разным уровнем дохода. Кредит могут получить, как люди с постоянным местом работы, так и студенты и домохозяйки.

Лето Банк все сделал для  удобного пребывания своих клиентов в офисах. Оформлены офисы солнечно: на потолках облака, на стенах изображены поля, красные удобные диванчики на которых сидят во время оформления кредита, клиентам также предлагается чай, кофе. Сам же кредитный договор умещается на листке А4, что очень удобно, т.к. люди не любят читать длинные и непонятные договоры.

Проведем PEST – анализа ОАО «Лето Банк» и выявим как политические, экономические, социальные и технологические факторы влияют на развитие банка.

 

матрица PEST – анализа  ОАО «Лето Банк»

Политические  факторы

Экономические факторы

Изменение в законодательстве влияет на изменение стандартов работы банка, также — на изменения договоров и других юридических документов банка.

Изменение ставки рефинансирования влияет на   установление кредитной ставки  банком.

На банковский сектор очень  сильно влияют политические выборы, потому что меняется политика а, следовательно и экономика.

Изменение налогового законодательства влияет кредитные ставки.

Ужесточение государственного контроля над деятельностью банка влияет  на банк. Это приводит  к изменению внешней и внутренней политики

Уровень инфляции влияет на ставки по кредитам, а также на тарифы банка по оказанию различных услуг.

Изменение потребностей конечного  клиента сильно влияет на развитие, ведь в таких изменчивых условиях необходимо постоянно придумывать  новые продукты, услуги, совершенствовать процесс обслуживания клиентов.

И Лето Банк это с успехом  делает.

Социальные факторы

Технологические факторы

Изменение законодательства в социальной сфере.

Появление новых технологий и изменение их влияет на работу банка, а также на дополнительные сервисы Лето Банка. Так, при появлении интернета и его развития была создана услуга — интернет-банкинг

Изменение структуры расходов и доходов способствовала созданию продуктов Лето Банка, таких как с

При активном развитии интернет происходит совершенно другой процесс  коммуникации между банком и потребителями. Так, из-за сильного развития социальных сетей появилась необходимость  выводить бренд Лето Банк в Контакт, Facebook, Твиттер

Тенденции образа жизни. Взять кредит это удобно, банк разработал продукты даже для студентов.

Банк в последние два  года следит за инновационными тенденциями. Появилась необходимость разработки мобильного приложения, потому что  многим потребителям удобно пользоваться банковскими услугами с помощью гаджетов.

После создания бренда банка  необходимо было выстроить корпоративные  стандарты, а также политику работы банка с клиентами.

Инновации имеют определённый потенциал, поэтому Лето-Банк  следит за развитием рынка, чтобы держать руку на пульсе.

Потребительские предпочтения влияют непосредственно на услуги банков, потому что в изменчивых условиях необходимо придумывать новые продукты и услуги.

 

Мнение журналистов и  их публикации влияют прежде всего на имидж и репутацию банка. Лето Банк в этой ситуации выглядит в очень выгодном свете по сравнению со многими другими банками.

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что на деятельность Лето Банка влияют не только опасности и угрозы, которые мы будем рассматривать в другом вопросе, но и изменения в экономике, политике, тенденциях рынка. Учитывая все полученные данные, банк может развиваться в правильном направлении и стать активно развивающим банком, который держит руку на пульсе.

 

2.2. SWOT анализ на примере ОАО «Лето Банк»

Банк Лето молодой, только начинающий свою деятельность банк. Выйдя на рынок, банк взаимодействует с внешней и внутренней средой. Банк является конкурентоспособным и имеет  все шансы выбиться в лидеры в своем сегменте.

Проведя SWOT анализ определим его конкурентные преимущества и выявим слабые стороны.

Матрица SWOT-анализа

 

Угрозы

Возможности

 

Сложность возврата

просроченных кредитов;

Постоянный выход на рынок

новых конкурентов;

Насыщенность рынка

услугами кредитования;

Изменений предпочтений

Клиентов;

Минимальное время

оформления кредита и

минимальный пакет

документов для оформления

кредита у конкурентов;

Нехватка качественных

заемщиков;

Наличие неплательщиков,

затраты на судебные предоставления кредита

(комиссии, проценты);

Ухудшение позиций

конкурентов;

Увеличение количества

предприятий,

сотрудничающих с банком;

Предложение

долгосрочных отношений

с добросовестными

клиентами (кредиты на

более выгодных условиях,

льготные условия

получения кредита);

Наличие большой

клиентской базы;

Региональная экспансия

разбирательства;

Большое количество

предприятий, на которых

люди работают за «черную» зарплату;

Ужесточение политики ЦБ;

Паника на банковском рынке.

Улучшение инвестиционного  климата в регионе и по всей России, рост доходов населения;

Рост спроса на отдельные виды банковских услуг и продуктов;

Разработка новых маркетинговых  стратегий;

Разработка мотивации  персонала;

Развитие  новых видов  услуг.

Сильные стороны

Как воспользоваться

открывающимися

возможностями, используя

сильные стороны?

За счет каких сильных сторон

можно нейтрализовать

существующие  угрозы?

Надежность банка;

Доступ к «длинным»

денежным ресурсам;

Известность торговой марки ВТБ;

Опыт привлечения и

удержания клиентов у ВТБ;

Индивидуальное

обслуживание клиентов;

Динамичное реагирование

на рыночные изменения

Концентрация на

определенных продуктах и

услугах;

Передовые

информационные технологии

и высокое качество

обслуживания;

Профессиональный

персонал и

высокопрофессиональная система управления;

Эффективная связь с

местными органами власти;

Удачное

месторасположение (в центре города, в местах с большой проходимостью).

Передовые

информационные

технологии позволят

расширить круг

потенциальных клиентов

среди молодежи и

офисных работников;

Расширение и

повышение

эффективности

региональной сети -

открытие дополнительных

офисов банка,  установка

банкоматов в каждом

районе города (В Москве находится центральный офис)

Контроль над издержками

банка и их рациональное

сокращение;

Увеличение ассортимента

банковских услуг,

предлагаемых

непосредственно одному

клиенту.

Отслеживание предпочтений

клиентов поможет внедрить

клиентоориентированную

стратегию и структуру

(усиление маркетингового

подразделения, постоянный

мониторинг рынков,  анализ

клиентской базы,  анализ

предпочтений клиентов,

планов их развития);

Усиление работ по созданию

привлекательности образа

банка – за счет узнаваемости

брэнда выделяется на фоне

других банков,  тем  самым,

привлекая потенциальных

клиентов;

Разработка и внедрение

системы обучения и

мотивации персонала;

Возрастающий уровень

образованности клиентов

приводит к тому, что  клиенты перестанут брать кредиты

«вслепую»

Слабые стороны

Какие слабые стороны

могут помешать

воспользоваться

возможностями?

Каких угроз, в сочетании со слабыми сторонами, нужно больше всего опасаться?

Неочевидные преимущества

от новых проектов

Плохое управление

активами

Не совершенствует

основные бизнес-процессы

Не отслеживает

конкурентов

Не обучает персонал

Отрицательная динамика по

сравнению с конкурентами.

В результате отсутствия

информации о

конкурентах и их

предложений возникает

возможность потери

клиентов

Низкая квалификация

персонала снизит качество

и количество

предлагаемых услуг

Появление большого

количества новых банков

может повлечь за собой

полный пересмотр ценовой

политики и снижение

стоимости услуг,  что

приведет к финансовым

потерям;

Нехватка качественных

заемщиков влечет за собой высокий процент не возврата кредитов.


 

Таким образом исходя из полученной информации Лето банк может диверсифицировать свою политику в соответствии с расширяющимися возможностями и делать ставку на свои сильные позиции. Так, банк имеет серьезные преимущества для выхода в регионы, в которых пока нет его филиалов. Уже существует достаточно большая региональная сеть, но, банк не останавливается на достигнутом. Лето Банк успешно и хорошо внедряет новые технологии, создает новые продукты, такие как, автокредит, интернет-банкинг, потребительское кредитование. И самое главное Лето Банк — это банк, который успешно выдает кредиты, и обеспечивает гарантию их возврата. Не смотря на то, что банк выдает больше кредитов и под больший процент, чем самый крупный банк - Сбербанк, процент дефолтности у нее не на много выше, если у Сбербанкка это 6%, то у Лето Банка это 9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги хочется  отметить значимость проведения стратегического анализа для организаций. Для каждой организации важно анализировать факторы, опираясь на которые она строит стратегию. Организации постоянно взаимодействуют с внешней средой косвенно или напрямую, и важно предвидеть изменения в среде. В целях успешного развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней и внутренней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Из всего выше сказанного становиться понятно, что для выбора успешной стратегии развития просто не обойтись без анализа факторов на нее влияющих. Немаловажное значение при этом имеет SWOT-анализ, который позволяет четко представить слабые и сильные стороны, возможные угрозы и преимущества.

Очевидно что, не зная среды, организация не может существовать. 15Руководитель обязан не только считаться со средой взаимодействия своего предприятия, но и ставить во главе принципов управления трезвую оценку имеющихся факторов, для того чтобы правильно разработать основы своей деятельности. Фирма живет и развивается внутри огромной взаимосвязанной среды. Ей необходимо приспосабливаться к условиям политики, экономики, требованиям клиентов, моде, географическим особенностям страны в которой существует. Это, в свою очередь, требует от нее умения приспосабливаться и адаптироваться. Организация изучает среду, для успешного продвижения к намеченным целям.

Немало важным в выборе и продвижении стратегии является понимание работниками миссии и целей организации. При их знании каждый сотрудник предприятия будет стремиться к поставленным целям и пытаться, чтобы выполняемая ими работа соответствовала миссии и стратегии. При этом работники должны отождествлять свое благополучие с благополучием всего предприятия. В соответствии с этим руководство должно защищать интересы работников на всех уровнях, что повлечет за собой чувство уверенности, защищенности и надежности. Фактором процветания предприятия является сплоченность коллектива, поэтому необходимо развивать чувство уважения и взаимопонимания путем развития старых традиций и закладки новых.

Кроме того любая организация  обязана принимать во внимание вкусы  и предпочтения потребителей, стараться  привлекать как можно более широкую  аудиторию покупателей. В первую очередь, чтобы быть привлекательным  для потребителей фирме нужно  иметь развитый благоприятный имидж, репутацию, быть на слуху, быть востребованной. Что касается ценообразования и, то здесь для привлечения клиентов важны цены, цены более низкие, чем  у конкурентов.

Для того чтобы использовать потенциал фирмы в полной мере руководитель должен использовать определенные методы для оценки ситуации. Одним из таких методов и является SWOT-анализ, который в полной мере охватывает все стороны существования организации. Позволяет оценить риски, достоинства, преимущества, потенциал фирмы.

 Рассмотрев внешнюю  среду банка ОАО «Лето Банк» можно отметить, что основные угрозы для деятельности банка состоят сильной конкуренции, потеря клиентов из-за неконкурентных продуктов. Банк имеет сильные стороны - известность торговой марки, удобную систему обслуживания. В связи с этим основной конкурентной стратегией банка может быть: Формирование и совершенствование продуктового портфеля; изменение маркетинговой политики с целью привлечения клиентов и повышения конкурентной привлекательности; укрепление позиций на рынке путем формирования эффективной стратегии; развитие корпоративной культуры и совершенствование внутренней среды предприятия.

 

 

Список  использованной литературы и источников:

  1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
  2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2006
  3. Березин И.С. Аналитическая схема Портера и СВОТ-Анализ. - М, 2002, с. 102-118.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардарика, 1999.
  5. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - СПб.: СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.
  6. Дюков И. Стратегия развития бизнеса.- СПб.: Питер, 2008
  7. Зайцев Л.Т., Соколова М.И. Стратегический менеджмент, - М, 2002, с. 215-247.
  8. . Ильин А.М. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, - М, 2000, с. 139-164
  9. 7. Кабушкин Н.И Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ТОО «Остожье», 1999.
  10. Попов С.А. (1999) Стратегическое Управление. Москва: Инфра - М.
  11. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.- 3-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
  12. Петрова А.Н.Стратегический менеджмент.-2-е изд.-СПБ.: Питер, 2008
  13. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия, - М, ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  14. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент/- Кнорус, 2012
  15. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие /  - М.: ИНФРА - М, 1999
  16. Романов Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие , - 2-e изд., перераб. и доп. - (Гриф), 2013
  17. Саймон А.Г., Смитбург У.Д., Томпсон А.В. Менеджмент в организации. - М: Рагс «Экономика», 1999.
  18. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ Вильямс,2013
  19. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2008. — 448 с
  20. Ибрагимова М. Х.– Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
  21. http://www.letobank.ru
  22. http://www.strategplann.ru
  23. http://gaap.ru/articles/77273

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды как исходный пункт разработки стратегии