Стратегический менеджмент в Российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.

Содержание

Введение …………......……………………………………………………………….………... 3
1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4
1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7
1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11
1.3. Стратегический менеджер …………………..……………………………….……...….. 15
2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20
2.1. Роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………........................ 24
2.2. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях ….......................................................................................................................... 25
2.3. Перспективное планирование ………………………………………….……………….. 28
2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31
2.5. Этапы перспективного планирования на предприятии ………….……………………. 33
Заключение ………………………………………………………………................................. 35
Список использованной литературы ……………………………..……..............…...……… 37

Вложенные файлы: 1 файл

на печать.docx

— 78.86 Кб (Скачать файл)

Заданная цель заключает  в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуются  определенные усилия и организационные  действия. Определение целей переводит  стратегическое видение и общую  формулировку миссии в конкретные задачи для исполнения, связанные с результатами деятельности организации.

Роль постановки целей  невозможно переоценить. Цели являются исходным моментом процесса планирования деятельности, они лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации персонала. Цели также являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов деятельности организации в целом и отдельных работников.

Миссия и цели служат ориентирами  для всех последующих этапов разработки стратегии и одновременно накладывают  определенные ограничения при анализе  альтернатив развития.

Типы целей:

- финансовые (запланированные  финансовые показатели)

- стратегически (укрепление  положения организации в отрасли  и повышение конкурентоспособности)

3) Разработка стратегии

Стратегия отвечает на вопрос: как достичь поставленных целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения? При этом стратегия активна (т.е. спланирована заранее) и адаптивна (носит приспособительный характер).

Текущая стратегия- это сочетание  комплекса запланированных мероприятий  и специальных программ, которые вводятся в действие при наступлении определенных событий.

Миссия направленная на развитие, долгосрочные и краткосрочные цели и стратегии их достижения образуют стратегический план компании.

О.С. Виханский и А.И. Наумов рассматривают стратегию как  долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции фирмы в окружающей среде, приводящее ее к намеченным целям. Рассмотренный спектр отечественных определений понятия «стратегия» также показывает, что сущность стратегии — в разработке прогнозов среды и действий фирмы по адаптации организации к изменениям внешних условий.

Стратегия организации —  это совокупность ее главных целей  и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей.

Обычно стратегия планируется  на длительный период и разбивается  на долго-, средне- и краткосрочные  периоды процесса реализации. Стратегия  не просто сосредоточена на определенном будущем периоде, она определяет конкретные направления действий фирмы.

Именно стратегия устанавливает  направление деятельности организации: рост, стабилизацию, сокращение или  комбинацию вариантов; решения о  конкретных товарах и рынка для  направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного  преимущества. Стратегия включает в  себя детальный всесторонний комплексный  план, направленный на осуществление  миссии и достижение целей организации  с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана — обеспечение  нововведений и изменений в организации  в соответствии с переменами в  окружающей среде.

Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий и адаптивной реакции на возникшую ситуацию. Современные темпы изменений во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии возможно лишь единственным способом — на основе комплексного прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней среде.

При выборе стратегии можно  добиться большей определенности: организация  сможет предвидеть события во внешней  среде и быстрее на них реагировать. Практика стратегического менеджмента показывает, что именно те организации, которые давно действуют на базе стратегий, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов.

По своему существу сформулированная стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности, т. е. стратегию можно считать  зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Другими  словами, стратегия — это обязательство  действовать определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно иметь  только стратегический план; нужен  еще набор основополагающих принципов  и правил поведения персонала  всех уровней с учетом деятельности в постоянно изменяющихся условиях.

4) Воплощение и реализация  стратегии

Воплощение стратегии- превращение теоретические стратегии в набор конкретных мероприятий.

Реализация стратегии- набор конкретных действий по воплощению стратегий: развитие компетенций и возможностей организации финансирования, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство и т.д.

5) Оценка деятельности, отслеживание  изменений и корректировка

Если реализация стратегии  происходит не так как планировалось, то менеджмент обращается к таким  методам как пересмотр бюджета, реорганизация отдельных видов деятельности, перестановка кадров, развитие новых возможностей, изменение корпоративной культуры и системы оплаты труда и т.д.

Эффективная реализация стратегии это всегда продукт крупномасштабного организационного обучения.

Стратегический менеджмент- это непрерывный процесс, который  никогда не заканчивается, а является циклическим, а вышеперечисленные задачи логически вытекают одна из другой и в определенной степени отражают последовательность шагов в стратегическом менеджменте.

 

 

1.3. Разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом

 

   Так как в России до сих пор путают стратегический менеджмент со стратегическим планированием, то хотелось бы разграничить эти различные понятия.

Стратегическое планирование - фокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, а стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и (или) новых технологий.

Стратегическое планирование - управление планами, стратегический менеджмент - управление результатами. 
Стратегическое планирование - аналитический процесс, стратегический менеджмент - организационный. 
В стратегическое планирование используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», а стратегический менеджмент - на вопросы «как?» и «кто это будет делать?». 
Стратегический менеджмент состоит из:

  • формулирования стратегий;
  • развития деловых способностей компании;
  • управления внедрением стратегий и развитием способностей.

 
Стратегическое планирование - это  процесс формулирования миссии и  целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Задача СП заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации. 
Сложности организации процесса СП:  
1. Принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. 
2. Внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. 
Этапы СП:

  • формулирование целей организации;
  • идентификация действующих в настоящее время задач и стратегии;
  • анализ внешнего окружения под углом действительной возможности достижения поставленных целей;
  • анализ ресурсов, который, с одной стороны, дает возможность идентифицировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а с другой - позволяет выявить сильные и слабые стороны данного предприятия;
  • идентификация стратегически благоприятных случаев и угроз;
  • установление сферы и масштаба необходимых изменений стратегии;
  • принятие стратегических решений;
  • внедрение стратегии;
  • контроль за реализацией стратегии

Виды планов:  
1) по срокам- (-кратко-средне-долгосрочные и перспективные);  
2) по целям- стратегические и тактические.

Оперативная деятельность применяется  для разработки краткосрочных и  долгосрочных планов, т.е. является одной  из моделью стратегического поведения, но это не модель стратегического менеджмента.

В практике смешивание названных понятий приводит к  использованию таких методов  управления, которые далеко не соответствуют  ни стратегическому подходу, ни требованиям  внешней среды и будущего окружения  предприятия.

Для правильного осмысления стратегических аспектов в менеджменте  необходимо прежде всего уяснить, что  из трех характеристик стратегического  подхода: нацеленность решений на будущее  предприятия, признание особой важности этих решений и соответствие требованиям  внешней среды — самым значимым и характерным признаком стратегического  подхода является последний из названных, а именно соответствие внешней среде.

Стратегическое управление – это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.

В задачи стратегического  управления входят:

– обеспечение целевой  направленности всей деятельности предприятия;

– учет влияния внешней  среды;

– выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера;

– оценка альтернативных вариантов  решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;

– формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.

Проведенный анализ стратегического  управления с точки зрения мирового опыта в международном предпринимательстве позволяет заключить, что на сегодняшний день стратегический менеджмент представляет собой довольно большой системный комплекс различных методологических и прикладных знаний, помогающих изучать международную среду, в которой осуществляют международную бизнес-деятельность многочисленные бизнес-субъекты. При этом они выбирают международную рыночную стратегию для удовлетворения нужд потребителя и повышения собственной прибыли.

Поведение бизнес-структуры  – участницы международного бизнеса  строится как равнодействующая наиболее полного учета условий внешней и внутренней среды бизнес.

Международная предпринимательская  деятельность воздействует на национальный бизнес, а через него – на национальную экономику; одновременно международный бизнес оказывает серьезное и усиливающееся влияние на мировое хозяйство.

Направленность и интенсивность  такого разностороннего и разнообразного воздействия во многом предопределены тенденциями и характеристиками развития международных бизнес-отношений и организационно-правовыми формами международного бизнеса. Последнее прямо увязывается с различными формами бизнеса, ориентированными на стратегическое управление.

В качестве объектов, на которые  направлено воздействие международного предпринимательства, выступают все классы, формы и виды активов. В этом также проявляется один из важных сущностных признаков предпринимательской деятельности в международной сфере.

К числу условий возникновения  и развития в России стратегического  управления с различными конфигурациями и моделями и ведения ею международной  предпринимательской деятельности, а значит, и необходимости активного внедрения в практику стратегического управления следует отнести: разгосударствление и приватизацию экономических объектов, допущение частной собственности, принятие разрешающего законодательства по отношению к бизнесу, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение разумной открытости экономики, создание конкурентоспособной продукции и услуг, наращивание экспортного потенциала страны и др.

 

1.4. Стратегический менеджер

 

     В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам.

Информация о работе Стратегический менеджмент в Российских условиях