Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа
В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.
Введение …………......……………………………………………………………….………... 3
1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4
1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7
1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11
1.3. Стратегический менеджер …………………..……………………………….……...….. 15
2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20
2.1. Роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………........................ 24
2.2. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях ….......................................................................................................................... 25
2.3. Перспективное планирование ………………………………………….……………….. 28
2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31
2.5. Этапы перспективного планирования на предприятии ………….……………………. 33
Заключение ………………………………………………………………................................. 35
Список использованной литературы ……………………………..……..............…...……… 37
Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуются определенные усилия и организационные действия. Определение целей переводит стратегическое видение и общую формулировку миссии в конкретные задачи для исполнения, связанные с результатами деятельности организации.
Роль постановки целей невозможно переоценить. Цели являются исходным моментом процесса планирования деятельности, они лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации персонала. Цели также являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов деятельности организации в целом и отдельных работников.
Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов разработки стратегии и одновременно накладывают определенные ограничения при анализе альтернатив развития.
Типы целей:
- финансовые (запланированные финансовые показатели)
- стратегически (укрепление
положения организации в
3) Разработка стратегии
Стратегия отвечает на вопрос: как достичь поставленных целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения? При этом стратегия активна (т.е. спланирована заранее) и адаптивна (носит приспособительный характер).
Текущая стратегия- это сочетание
комплекса запланированных
Миссия направленная на развитие, долгосрочные и краткосрочные цели и стратегии их достижения образуют стратегический план компании.
О.С. Виханский и А.И. Наумов рассматривают стратегию как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции фирмы в окружающей среде, приводящее ее к намеченным целям. Рассмотренный спектр отечественных определений понятия «стратегия» также показывает, что сущность стратегии — в разработке прогнозов среды и действий фирмы по адаптации организации к изменениям внешних условий.
Стратегия организации — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей.
Обычно стратегия планируется на длительный период и разбивается на долго-, средне- и краткосрочные периоды процесса реализации. Стратегия не просто сосредоточена на определенном будущем периоде, она определяет конкретные направления действий фирмы.
Именно стратегия
Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий и адаптивной реакции на возникшую ситуацию. Современные темпы изменений во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии возможно лишь единственным способом — на основе комплексного прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней среде.
При выборе стратегии можно добиться большей определенности: организация сможет предвидеть события во внешней среде и быстрее на них реагировать. Практика стратегического менеджмента показывает, что именно те организации, которые давно действуют на базе стратегий, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов.
По своему существу сформулированная
стратегия и есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
4) Воплощение и реализация стратегии
Воплощение стратегии- превращение теоретические стратегии в набор конкретных мероприятий.
Реализация стратегии- набор конкретных действий по воплощению стратегий: развитие компетенций и возможностей организации финансирования, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство и т.д.
5) Оценка деятельности, отслеживание изменений и корректировка
Если реализация стратегии происходит не так как планировалось, то менеджмент обращается к таким методам как пересмотр бюджета, реорганизация отдельных видов деятельности, перестановка кадров, развитие новых возможностей, изменение корпоративной культуры и системы оплаты труда и т.д.
Эффективная реализация стратегии это всегда продукт крупномасштабного организационного обучения.
Стратегический менеджмент- это непрерывный процесс, который никогда не заканчивается, а является циклическим, а вышеперечисленные задачи логически вытекают одна из другой и в определенной степени отражают последовательность шагов в стратегическом менеджменте.
1.3. Разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом
Так как в России до сих пор путают стратегический менеджмент со стратегическим планированием, то хотелось бы разграничить эти различные понятия.
Стратегическое планирование - фокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, а стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и (или) новых технологий.
Стратегическое планирование
- управление планами, стратегический
менеджмент - управление результатами.
Стратегическое планирование - аналитический
процесс, стратегический менеджмент -
организационный.
В стратегическое планирование используются
экономические и технологические переменные.
В стратегическом менеджменте, кроме того,
учитываются еще и психологические, социологические
и политические факторы. Таким образом,
стратегическое планирование отвечает
на вопрос «что делать?», а стратегический
менеджмент - на вопросы «как?» и «кто это
будет делать?».
Стратегический менеджмент состоит из:
Стратегическое планирование - это
процесс формулирования миссии и
целей организации, выбора специфических
стратегий для определения и получения
необходимых ресурсов и их распределения
с целью обеспечения эффективной работы
организации в будущем. Задача СП заключается
в обеспечении нововведений и изменений
в достаточном объеме для адекватной реакции
на изменения во внешней среде. Планирование
стратегии не завершается каким-либо немедленным
действием. Обычно оно заканчивается установлением
общих направлений, следование которым
обеспечивает рост и укрепление позиций
организации.
Сложности организации процесса СП:
1. Принятия предварительных решений находится
в зависимости от структуры полномочий
в организации. Новая стратегия, как правило,
разрушает сложившийся в организации
тип взаимоотношений и может войти в противоречие
с политикой руководства. Естественная
реакция на это - борьба против любых нововведений,
нарушающих традиционные взаимоотношения
и структуру полномочий.
2. Внедрение стратегического планирования
приводит к конфликту между прежними видами
деятельности (оперативным управлением),
обеспечивающими получение прибыли, и
новыми. В организациях на первых стадиях
внедрения стратегического планирования
нет ни соответствующей мотивации, ни
склонности мыслить стратегически.
Этапы СП:
Виды планов:
1) по срокам- (-кратко-средне-долгосрочные
и перспективные);
2) по целям- стратегические и тактические.
Оперативная деятельность применяется для разработки краткосрочных и долгосрочных планов, т.е. является одной из моделью стратегического поведения, но это не модель стратегического менеджмента.
В практике смешивание названных понятий приводит к использованию таких методов управления, которые далеко не соответствуют ни стратегическому подходу, ни требованиям внешней среды и будущего окружения предприятия.
Для правильного осмысления
стратегических аспектов в менеджменте
необходимо прежде всего уяснить, что
из трех характеристик стратегического
подхода: нацеленность решений на будущее
предприятия, признание особой важности
этих решений и соответствие требованиям
внешней среды — самым значимым
и характерным признаком
Стратегическое управление – это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.
В задачи стратегического управления входят:
– обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия;
– учет влияния внешней среды;
– выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера;
– оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;
– формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.
Проведенный анализ стратегического управления с точки зрения мирового опыта в международном предпринимательстве позволяет заключить, что на сегодняшний день стратегический менеджмент представляет собой довольно большой системный комплекс различных методологических и прикладных знаний, помогающих изучать международную среду, в которой осуществляют международную бизнес-деятельность многочисленные бизнес-субъекты. При этом они выбирают международную рыночную стратегию для удовлетворения нужд потребителя и повышения собственной прибыли.
Поведение бизнес-структуры – участницы международного бизнеса строится как равнодействующая наиболее полного учета условий внешней и внутренней среды бизнес.
Международная предпринимательская деятельность воздействует на национальный бизнес, а через него – на национальную экономику; одновременно международный бизнес оказывает серьезное и усиливающееся влияние на мировое хозяйство.
Направленность и
В качестве объектов, на которые направлено воздействие международного предпринимательства, выступают все классы, формы и виды активов. В этом также проявляется один из важных сущностных признаков предпринимательской деятельности в международной сфере.
К числу условий возникновения и развития в России стратегического управления с различными конфигурациями и моделями и ведения ею международной предпринимательской деятельности, а значит, и необходимости активного внедрения в практику стратегического управления следует отнести: разгосударствление и приватизацию экономических объектов, допущение частной собственности, принятие разрешающего законодательства по отношению к бизнесу, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение разумной открытости экономики, создание конкурентоспособной продукции и услуг, наращивание экспортного потенциала страны и др.
1.4. Стратегический менеджер
В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам.
Информация о работе Стратегический менеджмент в Российских условиях