Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучение теоретических основ науки управления, проведение анализа практики стратегического планирования и предложение мероприятий по совершенствованию системы планирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи
• изучение теоретических основ стратегического планирования;
• анализ практики построения стратегических планов за рубежом и в России;
• изучение методов выбора стратегических направлений деятельности;
• исходя их результатов анализа предложить мероприятия по совершенствованию стратегического планирования.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы планирования на предприятии 3
1.1. Сущность стратегического планирования. 3
1.2. Характеристика основных этапов стратегического планирования 9
1.3. Понятие стратегического плана, порядок его составления 14
Глава 2. Анализ современной системы стратегического планирования в России и за рубежом. 21
2.1. Практика использования стратегических планов в России 21
2.2. Пути повышения эффективности стратегического планирования 27
2.3. Методология разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Оглавление
Введение
Ни одна организация,
ни один процесс не может продуктивно
функционировать без
Многолетний опыт управления в зарубежных странах выработал определенную модель разработки и реализации стратегического плана. В России же, напротив, стратегическое планирование является довольно молодой отраслью, требующее проработки и адаптации к современным условиям российского рынка.
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.
Исходя из вышесказанного,
тема исследования является актуальной
и имеет теоретическую и
Исходя из актуальности темы, цель курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучение теоретических основ науки управления, проведение анализа практики стратегического планирования и предложение мероприятий по совершенствованию системы планирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи
Источниками информации
явились нормативно-
Методами исследования являются монографический, аналитический, расчетно-конструктивный, сравнительный, абстрактно-логический методы.
По структуре курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и изложена на 40 стр. машинописного текста. Работа содержит 5 приложений и 30 литературных источников.
Глава 1. Теоретические основы планирования на предприятии
1.1. Сущность стратегического планирования.
В рыночных условиях для того, чтобы выжить, быть успешной в течение долгого времени, достичь своих целей, организация должна быть как результативной, так и эффективной. Любая организация — это совместная координируемая деятельность группы людей для достижения их общей цели.
Именно посредством
Деятельность по разработке планов
охватывает все стороны жизни, все
этапы деятельности организации. На
этапе планирования определяются все
необходимые параметры
Процесс планирования в организации не является (точнее, не должен являться) отдельным одноразовым актом, а представляется непрерывным в силу двух существенных причин. Во-первых, многие организации стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они должны заново определять или менять цели, даже если полностью достигли своих первоначальных целей. Вторая причина, по которой планирование должно быть непрерывным, — это постоянная неопределенность будущего [9, с.115].
Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в)собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию фирмы.
Стратегия — это обобщающая
модель длительных действий, необходимых
фирме для достижения поставленных
целей при имеющихся
Термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду [4, с. 468]. Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:
Разрабатывая стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований, а именно: содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела; обозначала скоординированное руководство; поддерживала прогрессивную инициативу; предусматривала гибкость поведения для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.
Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности [6, с.350].
Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении.
Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработки персоналу и т.д. [11, с. 216]
Стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Не всегда сразу удается в ней продумать все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды. А так как на рынке проявляется непредсказуемый характер конкуренции, бывают взлеты и падения цен, появляются новые подходы в государственном регулировании и другие события, то они могут потребовать изменения стратегии субъекта предпринимательства. Всегда находится нечто новое, на что фирме надо реагировать, и в результате этого у нее могут открыться новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Стратегия развития фирмы должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию ее поведения, а также возможность реагирования на ключевые новшества [11, с. 218].
Но любое предприятие независимо от среды обитания имеет свою стратегию действий, потому что бизнес не может постоянно менять свой курс, не может быть стопроцентно гибким и реагировать на каждое изменение в среде хозяйствования изменениями своей организации. Месторасположение предприятия, его помещения, оборудование, технология, персонал и другое имеют определенные пространственные и временные рамки. Однажды принятые решения и выполненные для их реализации действия влияют на инертность хозяйствования. Если бы предприятие существовало в статическом окружении, без изменений, то тогда не было бы необходимости в стратегическом планировании. Однако среда хозяйствования динамично меняется экономически, технологически, политически и т.д. [9, с. 117]. Поэтому стратегическое планирование предприятия является и реакцией, и средством адаптации к таким изменениям для создания его будущего в контексте этих изменений.
Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения [15, с. 98]. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.
Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями [4, с. 327].. Оно:
Основными задачами стратегического планирования являются:
Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочные планы разрабатываются на период от 5 до 15 и болт лет, среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год. В среднесрочном плане показатели даются более детально с учетом выбора средств, необходимых для выполнения поставленных в долгосрочном плане задач. Он является более конкретным и детализированным. В долгосрочном плане определяется стратегия развития предприятия, и содержаться решения относительно сфер деятельности и выбора направления деятельности [11, с. 222].
В таком масштабном и
системном документе, каким является
стратегический план невозможно в деталях
и конкретно описать все
Обобщая вышесказанное можно отметить что планирование является объективной необходимостью эффективного функционирования любой организации. При этом разработка планов начинается с определения общей стратегии деятельности фирмы, под которой понимается обобщающая модель длительных действий, необходимых организации для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование, т.е. документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы. Оно осуществляется посредством последовательного прохождения восьми основных этапов, подробнее которые будут рассмотрены ниже.
1.2. Характеристика основных этапов стратегического планирования
Стратегическое планирование – длительный и трудоемкий процесс, осуществляемый посредством выполнения ряда последовательных мероприятий. Существуют разные точки зрения на то, какие именно этапы должна пройти фирма в процессе стратегического планирования. При этом не имеет особого значения в какой именно системе происходит планирование (прил. 1). Обобщая можно отметить что стратегическое планирование осуществляется посредством прохождения восьми основных этапов: 1)миссия организации; 2) цели и ценности организации; 3) оценка и анализ внешней среды; 4) управленческое обследование сильных и слабых сторон; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии; 8) оценка стратегии.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии