Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа
Для любой отрасли народного хозяйства необходимо тщательно спланированное управление, что способствует эффективному введению хозяйственной деятельности. Увеличение затрат на единицу продукции, уменьшение конкурентоспособности и, следовательно, уменьшение прибыли могут быть вызваны ошибками в планировании производства, оказании услуг. Для составления оптимального плана необходимо детальное изучение рынка, на котором функционирует предприятие, а именно спроса, уже существующие предложения, определяющие факторы конкурентоспособности. При анализе ситуации, сложившейся на рынке широко используются моделирование и экономико-математические методы.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Оптимизация грузопотоков для заданного региона транспортной се-ти…...5
1.1 Общее положе-ние……………………………………………………………5
1.2 Постановка и решение задачи оптимизации грузопото-ков……………….6
2 Определение оптимального замкнутого маршру-та……………………........15
2.1 Общие теоретические положе-ния……………………………………….....15
2.2 Расчет оптимального замкнутого маршру-та………………………………19
3 Выбор и расчет загрузки транспортных средств для доставки грузов потребите-лю……………………………………………………………………………24
3.1 Определение транспортных характеристик заданных гру-зов……………24
3.2 Транспортные тарифы и правила их примене-ния………………………...28
3.3 Выбор наиболее производительного транспортного средст-ва……….......31
4 Расчет оптимальной интенсивности поступления ваго-нов………………....37
4.1 Общие положения теории очере-дей……………………………………......37
4.2 Характеристика трехканальной модели очере-ди………………………….39
4.3 Расчет оптимальной интенсивности поступления вагонов в транспортно-грузовую систе-му………………………………………………………………..40
Заключе-ние………………………………………………………………………43
Список использованной литерату-ры……………………………………….…..45
Таблица 1.11 – Второй опорный план
Пункты отправления |
Пункты назначения | |||||
А (410) |
В (560) |
Д (250) |
Е (315) |
И (390) |
Избыток вагонов | |
Г (100) |
50 |
30 |
115 | |||
Ж (225) |
30 |
40 |
85 | |||
Недостаток вагонов |
50 |
50 |
30 |
30 |
40 |
200 |
L = (50·310 + 35·460 + 30·150 + 15·335 + 30·90 + 40·165) = 50425 ваг-км.
Осуществляем проверку:
U1 + L14 = 100 + 100 = 200 < 315 – условие не выполняется;
U1 + L15 = 100 + 290 = 390 ≥ 390 – условие выполняется;
U2 + L21 = 225 + 245 = 470 ≥ 410 – условие выполняется;
U2 + L23 = 225 + 275 = 500 ≥ 250 – условие выполняется.
Для улучшения плана (целевая функция L = 50425 ваг-км) необходимо переместить перевозку в ячейку, где условие оптимальности нарушено больше всего, то есть разность потенциалов максимальная (ячейка с индексом 14). Будем использовать ячейку с индексом 14. Третий опорный план представим в таблице 1.12.
Таблица 1.12 – Третий опорный план
Пункты отправления |
Пункты назначения | |||||
А (410) |
В (560) |
Д (250) |
Е (200) |
И (390) |
Избыток вагонов | |
Г (100) |
50 |
5 |
30 |
30 |
115 | |
Ж (225) |
45 |
40 |
85 | |||
Недостаток вагонов |
50 |
50 |
30 |
30 |
40 |
200 |
L=(50·310+5·460+30·150+30·100+
Осуществляем проверку:
U1 + L15 = 100 + 290 = 390 ≥ 390 – условие выполняется;
U2 + L21 = 225 + 245 = 470 ≥ 410 – условие выполняется;
U2 + L23 = 225 + 275 = 500 ≥ 250 – условие выполняется;
U2 + L24 = 225 + 90 = 315 ≥ 200 – условие выполняется.
Выполнив проверку по свободным ячейкам, видим, что условие выполняется. Количество занятых клеток равно 6, что также удовлетворяет требованиям. Следовательно, данный план является оптимальным.
2 Определение оптимального замкнутого маршрута
Рисунок 2.1 – Схема размещения транспортных узлов, посещаемых
коммивояжерами.
Дня решения этой задачи необходимо составить математическую модель. Введем обозначения: i и j – номера пунктов выезда и въезда, lij – расстояние от пункта i до пункта j. Из таблицы 2.1 видно, что lij в общем случае может быть не равно расстоянию в обратном направлении lij ≠ lji.
Таблица 2.1 – Расстояния между пунктами
Из пункта i |
В пункт j | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
l11 |
l12 |
l13 |
l14 |
l15 |
l16 |
2 |
l21 |
l22 |
l23 |
l24 |
l25 |
l26 |
3 |
l31 |
l32 |
l33 |
l34 |
l35 |
l36 |
4 |
l41 |
l42 |
l43 |
l44 |
l45 |
l46 |
5 |
l51 |
l52 |
l53 |
l54 |
l55 |
l56 |
6 |
l61 |
l62 |
l63 |
l64 |
l65 |
l66 |
Построим математическую модель задачи, введя булевы переменные:
xij={
1,если коммивояжер из пункта i переезжает в пункт j,
0, если не поедет,
где i,j - 1, 2, ..., n. Требуется минимизировать выражение:
(2.1)
при следующих ограничениях:
где Ui и Uj – произвольные вещественные значения.
Первое ограничение означает, что коммивояжер из каждого пункта выезжает только один раз; второе ограничение означает, что коммивояжер въезжает в любой пункт только один раз; третье ограничение обеспечивает замкнутость маршрута, содержащего п пунктов, и отсутствие петель.
Для решения
задач дискретного
Для реализации метода ветвей и границ применительно к задаче о коммивояжере необходимо конкретизировать правила ветвления, вычисления оценок и нахождения решений.
Сущность метода ветвей и границ применительно к задаче коммивояжера состоит в следующем.
1. Обозначим через G0 множество всех циклов, среди которых отыскивается кратчайший цикл t*: l(t*)=min l(t). При этом под циклом будем понимать набор из n упорядоченных пар городов, образующих замкнутый маршрут, который проходит через каждый город только один раз:
t=[(i1,i2),(i2,i3),…,(in-1,in)
Длина цикла равна
(2.2)
2. Вычислим оценку для множества G0.Для этого введем понятие приведенной матрицы и процесса приведения.
Пусть hi=minj Сij, тогда Cij'=Сij-hi³0 и l(t)= .
Пусть Hj=mini Cij', тогда Cij''=Cij'-Hj³0 и l(t)= .
Полученная матрица С" называется приведенной. Она обладает тем свойством, что в каждой ее строке и столбце имеется по крайней мере один нуль. Процесс, позволяющий из неотрицательной матрицы С получить приведенную неотрицательную матрицу С", называется приведением. Сумма вычитаемых в процессе приведения элементов называется приводящими константами и обозначается hΣ. Оптимальный план задачи о коммивояжере с матрицей С" является оптимальным и для задачи о коммивояжере с матрицей С. Длина цикла l(t) на приведенной матрице будет меньше длины цикла l(t) на исходной матрице на сумму приводящих констант: l(t)=l(t)+hΣ.
Так как приведенная матрица содержит только неотрицательные элементы, то сумма приводящих констант может служить нижней границей длины цикла при исходной матрице С, т. е. является оценкой исходного множества G0: ξ(G0)=hΣ.
3. Произведем ветвление множества G0 на два непересекающихся подмножества G1 и G2:
При этом пару городов (r, s) выбирают так, чтобы множество G1 с наибольшей вероятностью содержало оптимальный цикл, а множество G2 – не содержало. Следовательно, пара (r, s) выбирается из множества пар претендентов (i, j), которым соответствуют нулевые элементы матрицы С, то есть Сij=0, таким образом, чтобы циклам, входящим в подмножество G2, соответствовали как можно более длинные пути. Так как по определению подмножества G2 путь по любому из этих циклов переходит из города r в некоторый промежуточный пункт j (j¹s), а в город s коммивояжер приезжает из некоторого пункта i (i¹r), длина этого пути будет не меньше чем
Θ(r, s)=
Поэтому необходимо выбрать пару (r, s) так, чтобы Θ(r, s) было максимально, т. е.
Θ(r,s)= (2.3)
при условии, что Сij=0.
4. Выполним преобразование
матрицы расстояний при
ξ(G2)=ξ(G0)+Θ(r, s).
Для построения матрицы С1 соответствующей подмножеству G1 выполняются следующие преобразования матрицы С:
Оценка подмножества G1 равна оценке исходного множества G0 и сумме приводящих констант:
Для дальнейшего ветвления на следующем шаге выбирается то из двух полученных подмножеств G1 и G2, которое имеет наименьшую оценку. Процесс построения и оценивания подмножеств продолжается до тех пор, пока не будет получена матрица размерности 2´2, которая содержит только две допустимые пары городов. Эти пары являются замыкающими для некоторого маршрута без петель.
5. Проверим условие
оптимальности. Если оценка
Чтобы проиллюстрировать алгоритм метода ветвей и границ для решения задачи о коммивояжере приведем численный пример.
Условие задачи. Имеется 6 городов, соединенных между собой дорогами так, что из любого транспортного узла можно проехать в любой другой пункт. Выезжая из одного пункта, коммивояжер должен побывать в других пунктах по одному разу и вернуться в исходный пункт. Поэтому маршрут коммивояжера образует замкнутый цикл без петель. Требуется найти такой маршрут, проходящий через все пункты и заканчивающийся в пункте выезда, чтобы пройденное расстояние (время поездки) было минимальным. Расстояния между городами заданы матрицей C=(Сij); i=1, 2, 3, 4, 5, 6; j=1, 2, 3, 4, 5, 6.
Информация о работе Стратегия управления доставкой груза на транспорте