Структура и функции аппарата управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и разработка путей совершенствования структуры управления райпо
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучена сущность и значение управления в развитии экономики,
 проанализированы структура и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение управления в развитии экономики
1.1 Сущность управленческой деятельности
1.2 Субъекты и объекты управления
1.3 Зарубежный опыт управления кооперативными организациями
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо
2.2 Система управления Буда-Кошелёвского райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности управления предприятием
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Структура и функции аппарата управления хозрасчетного объединения.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Показателями экономической эффективности управления в потребительской кооперации в широком смысле выступаеют:

 

  1. Эффективность ресурсная = чистая прибыль/ресурсы (среднегодовая величина основных фондов, оборотных средств и фонд заработной платы)
  2. Эффективность затратная = чистая прибыль/затраты

 

Э ресурс. 2002 = -149474/(6854517+9415979+14123540)= -0,048

Э ресурс. 2003 = -190970/(8014189+2609492+22350160)=-0,006

Э затр.2002 = -149474/2640619 = -0,057

Э затр. 2003 = -190970/ 2916871 = -0,065

 

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие частные показатели:

 

производительность труда = розничный товарооборот/ количество работников

ПТ 2002 = 9474961/1058= 8955,54 тыс. р./чел.

ПТ 2003 = 10928175/983=11117,17 тыс. р./чел.

  • рентабельность = прибыль/расходы *100

Р 2002 = -66509/2640619*100= -2,52%

Р 2003 = -62498/2916871*100 = -2,14%

  • Товарооборачиваемость=розничный товарооборот/ среднегодовая стоимость запасов

Т об.2002 = 9474961/1260726 = 7,5 раз

Т об. 2003 = 10928175/1559896= 7,0 раз

  • Фондовооружённость=средняя сумма основных фондов/количество работников

Ф 2002 = 6854517/1058= 6478,75 тыс. р./чел.

Ф 2003 = 8014189/983= 8152,8 тыс. р./чел.

  • Фондоотдача = розничный товарооборот/ средняя сумма основных фондов

Фо 2002 = 9474961/6854517= 1,38

Фо 2003 = 10928175/8014189= 1,36

 

В узком смысле частными показателями эффективности управления выступают:

 

  1. доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия:

 

Д упр. 2002 = 177786/2640619*100= 6,7%

Д упр. 2003 = 219452/2916871*100 = 7,5%

 

  1. доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации:

 

Д ч 2002 = 134/1058*100 = 12,7%

Д ч 2003 = 162/983*100 = 16,5%

 

  1. нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на 1 работника аппарата управления):

 

Н упр. 2002 = 924/134 = 7 чел.

Н упр. 2003 = 821/162 = 5 чел.

 

Экономическую эффективность управления в узком смысле характеризует обобщающий показатель:

 

Эу = Доходы/затраты на содержание аппарата управления

Эу 2002 = -149474/177786 = -0,84

Эу 2003 = -190970/219452 = -0,87

 

Так, изучив показатели эффективности управления Буда-Кошелёвского райпо, можно сделать вывод о том, что положительным моментом является лишь увеличение производительности труда как за счёт роста розничного товарооборота, так и за счёт сокращения числа работников. Сокращение товарооборачиваемости в 2003 году произошло за счёт значительного увеличения среднегодовой стоимости запасов.

Буда-Кошелёвское райпо в целом работает неэффективно. Подтверждением этому является его нерентабельная работа, то есть за последние несколько лет райпо работает убыточно, хотя и наметилась тенденция сокращения убытков. Также наметилась тенденция снижения фондоотдачи, нагрузки управляемости, показателя экономической эффективности по затратам. Поэтому с целью улучшения работы Буда-Кошелёвского райпо можно предложить некоторые пути совершенствования экономических методов управления.

 

3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо

 

В настоящее время постоянно происходят изменения в сфере управленческих структур. Научно-технический прогресс и конкуренция являются главными рычагами перемен, происходящих в организационных структурах различных организаций.

Основные направления совершенствования структуры аппарата управления в организациях потребительской кооперации следует устанавливать с учетом наметившихся тенденций в развитии потребительской кооперации, в получении экономической самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям.

При совершенствовании организационной структуры управления в Буда-Кошелёвском райпо следует руководствоваться следующими основными принципами:

  • полнота охвата всех функций аппарата управления;
  • отсутствие дублирования задач на всех уровнях управления;
  • соблюдение рациональных норм управляемости;
  • минимизация расходов на управление;
  • выделение самостоятельных подразделений, с учетом рационального сочетания административных и экономических методов и форм управления.

Также в системе управления следует применять принцип единоначалия, то есть необходимо устранить право руководителей высшего уровня чрезмерно командовать своими подчинёнными.

Структуру аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо можно упростить путём превращения линейно-функциональной структуры в более плоскую за счёт сокращения числа уровней управления. Этого модно достичь путём делегирования полномочий на более низкие уровни управления.

С целью более успешного принятия согласованных решений необходимо изменить взаимосвязи между отделами, усовершенствовать характер взаимодействия всех отделов и специалистов. Этого можно достичь путём оптимизации информационных технологий, внедрение автоматизации в систему планирования и управления.

Для осуществления более эффективной деятельности и выживания в конкурентной борьбе Буда-Кошелёвскому райпо следует создать отдел маркетинга или ввести должности специалиста по рекламе или маркетолога, которые должны изучать спрос потребителей и информировать их о видах и качестве реализуемой продукции и услугах, которые оказывает Буда-Кошелёвское райпо.

Следует также огромное влияние уделить функциям органов управления Буда-Кошелёвского райпо и должностным обязанностям руководителей и специалистов. Так, правлению общества следует обеспечивать соблюдение принципов кооперативной демократии, уставных прав пайщиков, принимать решения о поощрении работников, активно работающих в кооперативных органах самоуправления, проводить более чёткую работу по подбору, расстановке кадров, их подготовке и повышению квалификации, рассматривать критические замечания, предложения, заявления и жалобы работников общества, а также обслуживаемого населения и принимать по ним необходимые меры реагирования, обеспечивать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов с наибольшей эффективностью.

Совершенствование распределения и последующего более добросовестного выполнения функций аппарата управления Буда-Кошелёвское райпо предполагает пересмотр должностных инструкций руководителей и специалистов, положений об отделах, внесение в них соответствующих изменений и дополнений.

В должностных инструкциях следует уточнить ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей работников аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо. А также необходимо установить контроль за правильностью и своевременностью выполнения функций и должностных обязанностей всех категорий работников аппарата управления, в том числе и председателя правления и его заместителей.

В целом же оптимизация организационной структуры управления Буда-Кошелёвского райпо должна быть направлена на получение дополнительной прибыли, связанной с сокращением непроизводительных расходов, улучшением методов взаимодействия между структурными подразделениями и получением дополнительной прибыли.

Наиболее полное выполнение функций управления возможно лишь при использовании различных форм организации груда работников аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, выражающиеся в различных вариантах организационных структур управления. Поэтому возникает необходимость создания наиболее эффективной организационной структуры управления, способной обеспечить своевременное принятие качественных управленческих решений и доведение их до исполнителей. Выполнение этого требования во многом зависит от формирования информационной среды в системе управления Буда-Кошелёвского райпо.

Таким образом, среди основных направлений совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо можно выделить следующие:

  • изменение организационной структуры райпо с учётом основных принципов, заключающихся в полноте охвата всех функций аппарата управления, отсутствии дублирования задач на всех уровнях управления, соблюдении налаживание тесных взаимосвязей между всеми отделами,
  • создание отдела маркетинга и рекламы,
  • уточнение функций органов управления Буда-Кошелёвского райпо и должностным обязанностям руководителей и специалистов,
  • установление контроля за правильностью и своевременностью выполнения функций,
  • улучшение информационной среды в системе управления райпо.

В целом совершенствование структуры аппарата управления Буда-Кошелёвское райпо и распределения функций должно способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда работников аппарата управления при выполнении возложенных на них функций.

 

 

Заключение

 

Управление представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.

А управленческий труд выражает вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Управление возможно лишь в рамках определённых систем. При этом выделяют специфические особенности управленческого труда.

Взаимоотношение людей – это отношения между управляемой и управляющей подсистемами.

Под объектом управления, как правило, понимают отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие.

Субъект управления – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

Система управления организацией, её характер и компетенция органов управления определяются законодательством каждой страны.

Наибольшее распространение получили трех- и двухзвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие Правления, Наблюдательного Совета (Совета директоров) и Общего собрания акционеров. Такая система управления используется в США, Германии и Швейцарии. Двухзвенная структура управления предусматривает наличие Правления и Общего собрания акционеров. При этом каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции.

В ближайшие годы совершенствование организационной структуры потребительской кооперации Республики Казахстан должно предусматривать:

  • создание системы трехуровневого управления: Казпотребсоюз - облпотребсоюзы - потребительские кооперативы,
  • усиление интеграционной роли Казпотребсоюза. Руководство Казпотребсоюза должно постоянно иметь в виду общие задачи системы потребительской кооперации и столь же постоянно напоминать всем своим членам о необходимости концентрировать усилия именно на общих целях,
  • концентрацию кооперативных звеньев: упразднение региональных потребсоюзов, сокращение числа товариществ с ограниченно ответственностью,
  • налаживание тесной информационной взаимосвязи между уровнями управления и звеньями кооперативов,
  • дальнейший поиск эффективных вариантов организационной структуры по мере улучшения экономического положения в стране.

Основной целью деятельности Буда-Кошелёвского райпо является удовлетворение имущественных и иных потребностей членов потребительского общества и обслуживаемого населения.

Резкое сокращение численности работников в Буда-Кошелёвском райпо в 2003 году по сравнению с 2001 годом в значительной степени связано с сокращением численности работников по всем его подразделениям. При этом сокращение числа работников произошло по всем половозрастным группам.

Изучение динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует об увеличение валовых доходов, сокращении уровня издержек обращения в % к товарообороту и о низкой управляемости издержек обращения. В целом же Буда-Кошелёвское райпо за последние три года начало работать более эффективно. Подтверждением этому является сокращение убытка от реализации.

Аппарат управления Буда-Кошелёвского райпо строится по линейно-функциональному типу. Органы управления райпо включают в себя собрание уполномоченных потребительского общества и правление Буда-Кошелёвского райпо. Органом контроля выступает Ревизионная комиссия.

Высшим органом управления Буда-Кошелёвского райпо является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности.

Проведённый анализ деятельности органов управления Буда-Кошелёвского райпо за несколько последних лет позволил выявить множество недостатков их работы., которые значительно влияют как на эффективность работы всего райпо в целом, так и на финансовую устойчивость и конкурентоспособность райпо на рынке в современных условиях.

Информация о работе Структура и функции аппарата управления организацией