Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:06, реферат
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.
Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа.
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы
чрезвычайные расходы.
Объем затрат на отдельных стадиях жизненного цикла зависит от характера продукции, ее технической сложности и новизны. Принципиально новая, технически сложная и наукоемкая продукция требует больших затрат на НИОКР, порой во много раз превышающих затраты на всех остальных стадиях жизненного цикла.
Стадии экономического жизненного цикла влияют определенным образом на методику расчета затрат.
На стадии НИОКР затраты исчисляют укрупненно по этапам работ. На этапе НИР затраты устанавливают как лимитные, т. е. как ориентировочную границу, определяемую конкурентоспособной ценой. При выполнении технического задания на разработку продукции точность определения суммарных затрат увеличивается: конкретизируются затраты на ОКР и затраты на подготовку производства, лимитные затраты в производстве дополняются расчетами удельных показателей трудоемкости и материалоемкости. На этапе создания и испытания опытного образца (партии) продукта достигается такая степень детализации затрат ресурсов, которая позволяет принять их в качестве укрупненных плановых норм и нормативов на стадии изготовления продукции.
На стадии производства точность определения затрат зависит от масштабов выпуска продукции: чем он больше, тем точнее должны быть нормы и нормативы, используемые для определения затрат.
На стадии реализации методика исчисления затрат зависит от конструктивных особенностей продукции, условий ее транспортировки, хранения и сбыта. Реализация малогабаритных, простых по конструкции изделий, выполненных из материала, который не требует особых условий транспортировки и хранения, обходится дешевле. Однако независимо от характера продукции (работ, услуг) в затраты на реализацию включают расходы на маркетинг, которые зависят от рыночной стратегии предприятия.
На стадии эксплуатации степень детализации и точности норм и нормативов, на основании которых рассчитывают затраты, обусловливается сроком эксплуатации продукции.
Затраты на утилизацию предопределяются характером продукции, тем вредным влиянием, которое она способна оказать на окружающую среду. Во всех случаях затраты на утилизацию снижают на стоимость используемых остаточных ресурсов: общего лома, лома драгоценных металлов, узлов и деталей, пригодных для вторичного использования или использования при пониженных потребностях в эксплуатационных свойствах.
11. определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения
Определение затрат по стадиям экономического жизненного цикла продукта является важной и сложной задачей, решение которой позволяет сделать изделие экономически конкурентоспособным. Сложность этой задачи обусловливается тем, что число факторов, влияющих на формирование затрат, довольно велико. Основными среди них являются сложность продукции, требования к качеству, характер производства продукции, требования к условиям транспортировки, эксплуатации и утилизации.
Большое разнообразие факторов, воздействующих на суммарные затраты, ведет к множественности способов расчета затрат на различных стадиях жизненного цикла, а также методов определения отдельных элементов расчета затрат.
Всю совокупность методов расчета отдельных элементов затрат можно объединить в четыре группы.
Нормирование затрат ведется в соответствии с размерными, весовыми и качественными характеристиками составных элементов и продукции в целом. При этом учитываются технология изготовления продукции, а также условия транспортировки, хранения, эксплуатации и обслуживания, утилизации.
Нормы и нормативы, используемые для возможно более точного расчета затрат ресурсов, весьма разнообразны. В число их входят:
- типовые нормы и нормативы
затрат на производство
- укрупненные нормы и нормативы на детали и операции, типовые технологические процессы;
- математические зависимости
- отдельные переходы, приемы и движения регламентно-расчетных и планово-управленческих работ процедур;
- нормы и нормативы
- нормы управляемости;
Область использования тех или иных методов расчета затрат ограничена достигаемой с их помощью расчета затрат ограничена достигаемой с их помощью степенью точности: если на стадии НИОКР находят применение методы 1-й и 2-й групп, то на стадии производства, где к точности расчетов предъявляются более строгие требования и она зависит от типа производства, используются методы 3-й и 4-й групп.
Существует правило: чем больше объем производства и реализации продукции, тем более тщательно должны нормироваться затраты рабочего времени и тем более дифференцированными (по переходам, операциям, деталям, стадиям технологического процесса и т.п.) должны быть нормативы.
Даже небольшие превышения фактических затрат рабочего времени против нормативных вызывают существенное увеличение фонда заработной платы, рост себестоимости и снижение рентабельности продукции. В массовом, крупносерийном и серийном производстве при изготовлении продукции используют методы технического нормирования труда.
Недостатком, сдерживающим применение технического нормирования труда, является трудоемкость и длительность расчета норм времени. Поэтому в единичном и мелкосерийном производстве при выполнении разовых заказов техническое нормирование труда часто нецелесообразно: пока идет нормирование работ и корректировка норм с учетом фактических условий их выполнения, срок выполнения заказа может закончиться. В единичном и мелкосерийном производстве используются, как правило, опытно-статистические нормы времени. Для ускорения нормирования и уменьшения его трудоемкости разрабатываются укрупненные нормы времени – на отдельные детали, узлы и даже на изделия. Точность таких норм ниже, чем технически обоснованных, но и они должны учитывать, возможно, большее количество конкретных факторов и условий, для которых рассчитаны.
Точность опытно-статистических норм времени зависит от квалификации и опыта разработчика. Он должен хорошо знать технику, технологию и организацию конкретного производства.
На стадии реализации, где расчет затрат ведется укрупненно, на партию продукции (договорное количество поставки), используются методы 2-й и 3-й групп.
При эксплуатации расчет затрат осложняется большой неопределенностью показателей надежности, ремонтопригодности, сохраняемости. Затруднено исчисление прямых эксплуатационных затрат, которые рассчитывают, как правило, укрупненно с использованием методов 4-й группы. Широко применяются нормативно-справочные материалы по нормам потребления энергии в единицу времени, укрупнены нормативные нормативы затрат на выполнение работ и оказание услуг по поддержанию и восстановлению эксплуатационных характеристик продукции, нормативы затрат на ремонт.
Наименее исследован вопрос определения затрат на утилизацию. Точные методы нормирования на стадии утилизации не применяют, довольствуясь укрупненным расчетом затрат.
Расчет и нормирование на всех стадиях экономического жизненного цикла продукта необходимы для управления затратами, их стабилизации и систематического снижения. В отсутствие расчета и нормирования затраты носят стихийный характер, не поддаются управлению и имеют тенденцию к росту, что снижает конкурентоспособность продукции.
Нормативная база используется при прогнозировании и планировании затрат, организации и регулировании производственного процесса, оплате и стимулировании труда, учете и анализе затрат. Постоянное сравнение фактических затрат с нормативными позволяет вскрыть резервы их снижения.
12. особенности
затрат на маркетинговую
Затраты на маркетинговую деятельность предприятия имеют следующие особенности:
Обязательность затрат на маркетинг. Маркетинговая деятельность предприятия невозможна без затрат на реализацию функций маркетинга, а именно маркетинговых исследований и анализа рынка, выбора целевых рынков и разработка маркетинговых стратегий, управлением каналами распределения и комплексом маркетинговых мероприятий, оценкой и контролем маркетинговой деятельности.
Систематичность (регулярность) затрат на маркетинг. Затраты на маркетинговую деятельность предприятия могут быть регулярными и нерегулярными. К регулярным затратам относятся затраты на оплату труда специалистов службы маркетинга, затраты на содержание и эксплуатацию рекламного оборудования, затраты на сбыт, представительские расходы службы маркетинга и др.
Инвестиционность затрат на маркетинг. С экономической точки зрения затраты на маркетинг делятся на инвестиционные и текущие. К инвестиционным относят затраты, эффект от которых планируется получить в течение нескольких хозяйственных циклов. К ним относятся затраты на приобретение технологического оборудования, технологий, патентов, лицензий, торговых марок.
Текущими затратами считаются затраты на осуществление маркетинговой деятельности предприятия.
Необходимость осуществления маркетинговых затрат «до – во время – после производства». Затраты на маркетинговую деятельность у предприятия возникают до момента начала производства продукции, а также после производства – на стадии реализации. До начала производства новой продукции предприятие несет затраты на проведение маркетинговых исследований, разработку концепции нового товара, ценовой политики, структуры канала сбыта и системы товародвижения. Этап реализации требует затрат на рекламу и стимулирование сбыта. Затраты на связи с общественностью (PR) и сбыт связаны с функционированием предприятия в целом.
Реструктуризация затрат во времени. Структура затрат на маркетинговую деятельность предприятия изменяется в течение жизненного цикла товара. На стадии разработки товара основные затраты связаны с маркетинговыми исследованиями и анализом рынка, разработкой ценовой политики. На этапе внедрения товара на рынок большая часть затрат приходится на рекламу и стимулирование сбыта. На этапах зрелости и упадка большая доля затрат приходится на стимулирование сбыта.
Управленческие затраты на маркетинговую деятельность предприятия практически неизменны на всех этапах жизненного цикла товара. Изменения в структуре этих затрат обусловлены, в основном, внешними факторами: состоянием рынка, уровнем инфляции и т.п.
Возможность создания запаса. В отличие от затрат на производство избыточное финансирование маркетинговых мероприятий не может быть преобразовано в запас. Маркетинговые исследования, рекламные материалы со временем устаревают, поэтому их запасы могут быть нецелесообразны.
Отложенный характер эффекта. Эффект от затрат на маркетинг проявляется с задержкой во времени, причем для различных маркетинговых мероприятий период проявления такого эффекта различен. Он может быть достаточно большим (до 1 года и более) и достаточно маленьким - для рекламных мероприятий, обеспечивающих резкое повышение объема продаж.
13.состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
Затраты предприятия на маркетинговую деятельность включают:
- затраты на выполнение маркетинговых мероприятий с целью управления предприятием на принципах маркетинга;
- затраты, обусловленные маркетинговой деятельностью;
- затраты, косвенно связанные с маркетинговой деятельностью предприятия.
В состав затрат на осуществление маркетинговой деятельности включают:
№ п/п |
Группы затрат |
Статьи затрат |
1. |
Осуществление исследовательско-аналитической деятельности | |
1.1. |
Затраты на текущую маркетинговую информацию |
- затраты на сбор внешней текущей информации; - затраты на сбор внутренней текущей информации |
1.2. |
Затраты на маркетинговые исследования
| |
1.2.1. |
Затраты на исследования, проводимые собственными силами предприятия |
Затраты на сбор вторичной информации: - покупка изданий - затраты на оплату труда сотрудников, занятых сбором вторичной информации |
Затраты на сбор первичной информации: - оплата труда сотрудников, проводящих сбор информации; - затраты на орудия исследования: анкеты, механические устройства, средства связи; - затраты на оплату
труда персонала, занятого обработкой
собранной информации и - затраты на оборудование,
используемое при обработке - затраты по созданию
презентации проведенного | ||
1.2.2. |
Заказ исследования специализированным организациям |
- оплата смет, представленных организацией, осуществляющей исследования |
2. |
Разработка комплекса решений по продукту выбором целого сегмента и позиционированием | |
- затраты на разработку дизайна нового товара; - затраты по разработке
дизайна упаковки нового - затраты на разработку и патентование марки нового товара; - оплата труда менеджеров по продукту; - оплата консультантов | ||
3. |
Формирование ценовой политики предприятия | |
- оплата труда специалистов отдела маркетинга, занятых решением вопросов ценообразования; - оплата консультантов и специалистов; - потери от предоставления скидок; | ||
4. |
Распределение товаров (разработка политики товародвижения и структуры каналов сбыта) | |
- оплата труда специалистов
отдела маркетинга, занятых в
разработке системы каналов - мотивирование участников канала (предоставление более высоких скидок, премии, зачеты на совместную рекламу); - оценка деятельности участников канала (затраты по созданию отдела по работе с дистрибьюторами); - оплата труда специалистов
отдела маркетинга, занятых в
разработке системы | ||
5. |
Продвижение товаров | |
5.1. |
Реклама |
- затраты на создание рекламы; - затраты на проведение (демонстрацию) рекламы; - прочие затраты на рекламу |
5.2. |
Стимулирование сбыта |
- купоны, возвращение части цены или товарная скидка, пакетные продажи по сниженным ценам; - затраты на проведение
конкурсов, тотализаторов и игр,
дающих потребителю шанс что- - деньги, товары, путешествия; - краткосрочные поощрительные премии ля покупателей, оптовиков и розницы; - предоставление образцов; - затраты на экспозицию и демонстрацию вывесок, плакатов, образцов и т.п. в местах реализации продуктов; - сувениры и конкурсы |
5.3. |
Личные продажи – устная презентация товаров |
- оплата труда торговых агентов; - затраты на поиск и отбор торговых агентов; - обучение торговых агентов; - затраты на контроль работы торговых агентов |
5.4. |
Участие в выставках и ярмарках |
- регистрационный сбор (за право участия в выставке); - оплата труда представителей предприятия (стендистов); - затраты по подготовке стендов; - затраты на раздаточный материал; - затраты на транспорт; - затраты на проведение пресс-конференций; - затраты на размещение персонала (если выставки проводятся в других городах или странах) |
5.5. |
Связи с общественностью |
- затраты, связанные с размещением статей в СМИ; - затраты на установление связей с прессой; - затраты, связанные с рассылкой пресс-релизов; - затраты по организации пресс-конференций; - затраты по выпуску корпоративных изданий |
6. |
Управление маркетинговой деятельностью | |
6.1. |
Затраты на персонал службы маркетинга |
- заработная плата сотрудников; - отчисления на социальные нужды от заработной платы сотрудников; - премии и бонусы, выплачиваемые сотрудникам; - оплата сверхурочных работ; - единовременные выплаты сотрудникам службы; - затраты по страхованию сотрудников; - прочие расходы на персонал |
6.2. |
Прочие затраты, связанные с осуществлением маркетинговой деятельности |
- командировочные расходы; - обучение персонала, повышение квалификации; - консультации специалистов; - представительские расходы; - расходы на связь; - затраты на канцелярию
и прочие хозяйственные - затраты на ремонт
и содержание рекламного - амортизация рекламно оборудования; - налог на имущество (по рекламным основным средствам); - ремонт помещений; - затраты на топливо и ГСМ; - прочий хозяйственный инвентарь; - содержание помещений |
7. |
Налоговые платежи |
- налог на имущество (по основным средствам, используемым в маркетинговых целях); - выплаты по налогу на рекламу |