Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа
Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала, это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности.
Введение_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы______________________________________________6
1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6
1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности________________________________________________20
ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников__________________________________________30
2.1. Методы оценки персонала______________________________________30
2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39
ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных работников______________________________________________________51
Заключение______________________________________________________62
Список использованной литературы_________________________________66
Далее лицо, производящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику. В период оценки лицо, ее производящее, записывает примеры поведения работника (правильного или неправильного) по каждой рубрике, позже этот журнал используется для оценки результативности труда работника.
Использование решающих ситуаций
удачно применяется в беседе с
целью оценки, поскольку при использовании
этого метода избегаются ошибки по
свежести впечатлений, и лицу, проводящему
оценку, легче подмечать детали при
вынесении решения о
Шкала рейтингов
Данный метод основан на использовании решающих ситуаций, которые служат ключевыми позициями на шкале. Анкета рейтинга обычно содержит от 6 до 10 специально определенных характеристик результативности работы, каждая из которых выводится из 5 или 6 решающих ситуаций. Шкала обычно включает следующие пункты:
- определяются от 6 до 10 характеристик.
Их установление производят
- характеристики определяются
«ключевыми пунктами»-
- по этим характеристикам
проводится оценка
- оцениваемым сообщаются их рейтинги, и при этом используются описания, отраженные в анкете.
Точный состав шкалы слишком сложен, чтобы его можно было представить ниже. К тому же исследования не показали преимуществ данного сложного метода оценок относительно других. При использовании этого метода лица, производящие оценку, делают ошибки как типа «эффекта ореола», так и слишком снисходительной или требовательной оценки. Тем не менее, существуют определенные соображения в пользу подобного метода. Подчиненные, вовлеченные в программу, более сосредоточены, менее напряжены и более удовлетворены.
• Шкала наблюдения за поведением. Как и вышеизложенные методы, данный прием использует решающие ситуации для фиксирования поступков, определяющих поведение работника в целом. В отличие от предыдущих методов в данном случае вместо того, чтобы определять поведение работника в решающих ситуациях текущего времени, лицо, производящее оценку, отмечает на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Ограничениями в использовании метода являются время и материальные затраты, необходимые для разработки шкалы результативности труда.[20]
Все описанные выше методы
оценки результативности труда рассчитаны
на оценку одного человека. Рассмотрим
теперь три метода, используемые для
сопоставительной оценки работника
по сравнению с другими
• Метод классификации. При использовании метода классификации лица, проводящие оценку, должны распределить работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь общему критерию. Это может стать довольно сложной задачей, если группа работников, подвергающаяся оценке, превосходит 20 человек. Кроме того, гораздо проще определить лучшего и худшего работников, чем ранжировать работников со средними показателями. Выход может быть найден применением метода так называемой альтернативной классификации. Причем лица, проводящие оценку, сперва отбирают лучшего и худшего работников, затем отбирают следующих за лучшим и худшим и, таким образом, доходит до середины.
• Сравнение по парам. Этот подход делает метод классификации проще и достовернее. Сначала имена оцениваемых работников наносятся на отдельные карточки в заранее определенном порядке, чтобы каждый
оцениваемый сравнивался
с остальными. Затем лица, проводящие
оценку, помечают карточку с именем
человека из каждой пары, который, как
считают оценщики, лучше по тому
или иному заранее
оцениваемых работников. Полученные оценки рейтинга можно
сравнивать со средним рейтингом.
Какой же метод оценки следует использовать в том или ином конкретном случае? Каждый из этих методов иногда бывает результативен, а иногда – совершенно неприменим. Главное при этом- не сами методы, а формы их использования. Некомпетентные оценщики, или лица, не имеющие ни таланта, ни желания, могут свести на нет любой метод. Таким образом, при разработке эффективных систем оценки большое значение имеет лицо, производящее оценку, а не метод. Тем не менее, некоторые общие предпочтения здесь следует указать. Они даны в Приложении 4.
Для того, чтобы работник
всегда эффективно выполнял свою работу,
необходимо корректно ему сообщить
о результатах оценки. Для этого
руководитель должен постараться дать
работнику возможность
2.2. Аттестация как комплексный
метод оценки социальных
Оценка персонала- это
процесс определения
Оценка- более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей организации.
Аттестация- это процедура
систематической
Аттестация как явление,
связанное с проверкой
Под аттестацией работников,
как правило, понимают периодическую
комплексную проверку уровня деловых,
личностных, а порой и моральных
качеств работника по соответствующей
должности. В современных российских
актах по аттестации наблюдаются
различные подходы в
- она проводится в
организации, с которой у
- объектом проверки является теоретическая и практическая
подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;
- аттестация осуществляется периодически, т.е. единожды в интервале от года до пяти;
- совершается в специально
создаваемых аттестационных
- используются разнообразные формы проведения аттестации.
Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала.
Аттестация включает:
1.Оценку результативности
сотрудников и их личностно-
2.0ценку эффективности
при решении задач в рамках
должностной инструкции, а так
же новых и сверхнормативных
задач, осуществляемых
Целями аттестации являются:
• регулярная оценка успешности деятельности сотрудника
• осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий
• основание для оперативного перераспределения задач между сотрудниками
• формирование кадрового резерва
• составление плана обучения и развития сотрудников
• планирование карьеры сотрудников
• внедрение систем гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда).
При проведении аттестации необходимо выработать критерии оценки. Предметами оценки могут быть:
1. способность к учебе
(общие умственные способности)
2. умение делать устные
обобщения (насколько хорошо
3. умение делать письменные
обобщения (насколько успешно
сотрудник может составить
4. контактность (в какой
степени данный человек
5. восприятие порогового
социального мнения (насколько легко
работник воспринимает
6. способность к творчеству
(какова вероятность того, что
человек способен решить
7. самооценка (насколько
реалистично представление
соотношении своих достоинств
и обязанностей, насколько глубоко
его понимание мотивов
8. общественная задача (отношение
к расовым, этническим, социально-экономическим,
образовательным и другим
9. гибкость поведения
(насколько легко человек в
случае принуждения изменяет
свое поведение или
10. необходимость одобрения
со стороны вышестоящего лица
(степень эмоциональной
11. необходимость одобрения
со стороны равных по
12. внутренние рабочие
нормативы (насколько высоко
13. необходимость продвижения
(учитываются стремление к
14. необходимость надежности
положения (в какой степени
сотрудник хочет быть
15.гибкость при достижении
цели (жизненные цели, их соответствие
реальным возможностям и
16. первостепенность работы
(в какой степени
17. система акцентов
(способность выделить
положительные стороны
18.реальность надежд (в
какой степени надежды в
19.терпимость к
20.способность работать длительный период времени без достаточного вознаграждения с перспективой получить награду позже;
21 .сопротивляемость стрессу
(до какого предела
22. разнообразие интересов (различные сферы деятельности и увлечения - такие, как политика, музыка, искусство, спорт);
23. энергия (как долго сотрудник может выдерживать высокий уровень нагрузки);
24. организованность и
способность к адекватному
25.готовность принимать
решения и умение их
При выборе предмета оценки следует понимать, насколько организация способна определить стандарты. Например, в социальной работе трудно определить стандарты эффективности труда, поэтому при аттестации работника результат оценки может быть поверхностным и субъективным.
Аттестация может проходить одновременно по трем направлениям: оценка деятельности, оценка квалификации, оценка личности.[21]
1. Оценка деятельности
включает в себя выполнение
должностных обязанностей, выполнение
плана работ (сроки, качество),
достижение поставленных задач.
Информация о работе Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы