Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа
Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала, это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности.
Введение_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы______________________________________________6
1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6
1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности________________________________________________20
ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников__________________________________________30
2.1. Методы оценки персонала______________________________________30
2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39
ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных работников______________________________________________________51
Заключение______________________________________________________62
Список использованной литературы_________________________________66
Обязанности заведующей ОСП:
1. Организовать работу с обслуживаемыми
А) обследование в микрорайоне, выявление резерва на обслуживание
Б) морально-психологическая поддержка подопечных при параллельной проверке работы социальных работников
2. Организовать деятельность социальных работников
А) обеспечение оперативной связи по телефону, контроль за качеством обслуживания
Б) проверка дневников и месячных отчетов социальных работников и их сверка
В) плановая проверка работы на участке (одновременно с посещением обслуживаемых)- 2 участка в месяц
Г) оперативные совещания по итогам месяца, изучение нормативных документов
3. Обеспечить ведение
документации и достоверной
4. Принимать активное
участие в работе Районного
управления социального
5. Обеспечить связь
и совместную работу с
У заведующего ОСП должны быть следующие документы:
- рабочий дневник заведующего ОСП
- список обслуживаемых
социальными работниками
- журнал учета обслуживаемых
- табель учета рабочего времени сотрудников ОСП по месяцам
- тетрадь учета первичных обследований в зоне обслуживания ОСП
- отчеты социальных работников по месяцам и копии сводных отчетов.
У социального работника должны быть следующие документы:
- дневник социального
работника (руководство по
- список обслуживаемых граждан с указанием адресов и телефонов
- памятка с указанием выполняемых видов услуг
В отчетах социальных работников и заведующих должно быть отработанное количество дней тем или иным социальным работником и реальное количество выходов к подопечным, кроме того, в отчете дается полная картина о подопечных (если был в больнице, то с какого по какое время, в графе «прочие»- количество выходов в больницу; если уехал к родственникам или на дачу- также с какого по какой период и т.д.)
Методические рекомендации Управления социальной защиты населения «О работе с одинокими гражданами «группы риска».
К «группе риска» относятся одинокие граждане и пожилые супружеские пары, которые пока самостоятельно удовлетворяют свои основные жизненные потребности, но в ближайшее время вследствие возможного ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, по состоянию здоровья и возраста, будут нуждаться в социальном обслуживании.
Во всех ЦСО на лиц «группы риска» должны быть открыты карточки, содержащие сведения первичного материально-бытового обслуживания и информацию текущего обслуживания, с указанием даты проведения.
Все граждане «группы риска»
должны быть распределены и прикреплены
к социальным работникам, которые
обязаны периодически (не реже 1 раза
в месяц) обзванивать и посещать
этих граждан и при возникновении
ситуации с частичной или полной
утратой возможности к
Полученные в результате обслуживания данные необходимо проанализировать и сгруппировать по следующим категориям:
- лица, срочно
нуждающиеся в прикреплении
- лица, которые
в силу различных
- лица, которые в помощи не нуждаются.
Методические рекомендации
Управления социальной защиты населения
«По организации работы с лицами
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
выпускников интернатных
Отделению социальной помощи семье и детям необходимо наладить с выпускниками постоянный контакт для решения возникающих у них вопросов. Оказывать консультативную, психолого-педагогическую и иную помощь, а также поддержку в вопросах семейной жизни, адресную поддержку в период нахождения в трудной жизненной ситуации через отделение срочного социального обслуживания.
В отделении на каждого
подопечного необходимо завести
следующие документы: личная карточка
на каждого выпускника с указанием
адреса, телефона, места учебы или
работы, где фиксируется каждый этап
работы с подопечным специалиста
по социальной работе отделения помощи
семье и детям; акт обследования
материально-бытового положения выпускника
интернатного учреждения, акт обследования
состояния и оснащения жилой
площади выпускника сиротского учреждения.
Работа проводится совместно с организациями
жилищно-коммунального
Следует отметить, что в будущем аттестация работников будет проходить с учетом выполнения этих рекомендаций, так они становятся их должностными обязанностями.
Процесс повышения эффективности
труда социальных работников непрерывен,
так как в промежутках между
одной и другой аттестацией постоянно
вносятся новшества в виде рекомендаций
из Комитета социальной защиты населения
г. Москвы, сотрудничества с Управлением
социальной защиты населения и другими
организациями, а также добросовестного
и творческого выполнения социальными
работниками своих
Заключение
Эффективность социальной работы
рассматривается как
В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности. Понятие «критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта или субъекта. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические- для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.
Разумеется, критерии, также как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне всего государства), мезоуровне (на уровне республики, города, района), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и , наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадет и т.д.)
Социальный работник должен
владеть немалым арсеналом
Знания и умения социального
работника в сочетании с
Под аттестацией работников
понимают периодическую
Для оценки эффективности труда социальных работников с целью разработки программ повышения эффективности деятельности, используется ряд специально разработанных научных методов: историковедческий (биографический), интервьюирование (собеседование), наблюдение, метод экспертной оценки, критического инцидента; а также методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора, описательный метод, управление по целям (задачам), метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением, метод классификации.
Аттестация- это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности.
Оценка эффективности
деятельности основана на учете специфики
труда работников и особенностей
проявления его результатов. Особенность
труда социальных работников состоит
в том, что его результаты трудно
поддаются прямому
В аттестации учитываются
следующие требования к социальным
работникам: профессионально-этическая
компетентность (культурный уровень, психологическая
устойчивость, степень активности в
работе); определены качества специалистов
социальной работы, необходимые в
выполнении должностных обязанностей
(умение выслушать клиента, бескорыстие,
толерантность, личное обаяние и
т.д.); оцениваются результаты работы
за период, предшествующий аттестации;
а также учитываются
Для того, чтобы работник
всегда эффективно выполнял свою работу,
необходимо корректно ему сообщить
о результатах оценки. Для этого
руководитель должен постараться дать
работнику возможность
Многие руководители современных организаций уже пришли к выводу, что без проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы и в конечном итоге положительных результатов как деятельности организации, так и каждого из сотрудников. Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Список использованной литературы:
1. Аттестация и
оценка персонала. Автор
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.М., 1978 г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001г.- 720 с.
4. Иванцевич Дж., Лобанов
А.А. Человеческие ресурсы
«Дело», 1993. 304 с.
5.Ляшенко Л.И. Организация
и управление социальной
6. Ляшенко А.И. Профессиональное
становление социального
7.Менеджмент социальной
работы: Учеб. Пособие для студентов
высших учебных заведений/ Под
ред. Е.И. Комарова и А.И.
8. Профессиональная
деятельность социального
9. Работник социальной службы. Профессиональный журнал №2(4) 1998 г.
Москва. Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб./ Г.Ю. Бурлака. Формирование профессиональной культуры работников социальных служб, с.35.
10. Работник социальной
службы. Профессиональный журнал. №
1 (3) 1998 г. Москва. Учредитель журнала:
Ассоциация работников
11.Российский журнал
12. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, Л.И. Кравченко, В.В. Щербины.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.- 368 с.
13. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз» 1994 г.- 339 с. (Часть 1.)
14. Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: 1993-224 с.
15. Теория и методика социальной работы. Выпуск 2. Ответственный редактор Павленок П.Д., 1993.- 233 с.
16. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 1992 г.
17. Топчий Л.В. Кадры
социальных служб России. Т.20/ Сер.
Энциклопедия социального
Информация о работе Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы