Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть правовые и территориальные основы местного самоуправления.
В связи с этим в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить сущность местного самоуправления;
- дать характеристику правовой и территориальной основы местного самоуправления;
- анализ территориальных основ местного самоуправления города Свирск;
- выяснить, как представители органов власти муниципальных образований на территории Иркутской области отнеслись к нововведениям, предусмотренным Законом о местном самоуправлении, каким они видят будущий статус своих городов в новой системе (городской округ или городское поселение, не являющееся округом).
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика территориальных основ
местного самоуправления 5
1.1. Положение местного самоуправления в государственном
устройстве страны и политической системе общества 5
1.2. Правовые основы местного самоуправления 8
1.3. Территориальные основы 11
Глава 2. Анализ территориальных основ местного самоуправления
города Свирск 20
2.1. Административно-территориальное устройство Иркутской области 20
2.2. Общая характеристика города Свирск 22
2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска 25
Глава 3. Проблемы и перспективы территориальных основ
местного самоуправления города Свирска 36
3.1. Установление новых границ и статуса муниципального
образовании на примере города Свирска 36
3.2. Перспективы развития города Свирска 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
Наделение органов местного самоуправления муниципального образования «город Свирск» отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или законами Иркутской области.
Органы местного самоуправления муниципального образования «город Свирск» могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «город Свирск», возлагаются на мэра города и Администрацию муниципального образования «город Свирск» (далее — Администрация города), если иное не установлено действующим законодательством.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.
Мэр города и Администрация города несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Иркутской области, в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Финансовые средства и материальные ресурсы города Свирска могут использоваться для осуществления переданных органам местного самоуправления города Свирска отдельных государственных полномочий в случае недостаточности выделенных городу Свирску в соответствии с федеральными законами или законами области материальных ресурсов и (или) финансовых средств.
Такое использование осуществляется на основании правового акта мэра города, определяющего допустимый предел использования указанных средств и (или) ресурсов и не противоречащего порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определенным Думой города, и (или) нормативному правовому акту о бюджетном процессе в муниципальном образовании, принимаемом Думой города.
Глава 3. Проблемы и перспективы территориальных основ местного самоуправления города Свирска
3.1. Установление новых границ и статуса муниципального образовании на примере города Свирска
В октябре 2003 года был принят новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым, два города не могут находиться в рамках одного муниципального образования. Города Свирск и Черемхово, находящиеся на расстоянии 30 км, были объединены в одно муниципальное образование в 1997 году из-за промышленного кризиса в Свирске. По новому закону города должны быть либо разделены, либо один из них станет микрорайоном другого.
В Черемховском муниципальном образовании можно было создать городской округ на базе Черемхово, Свирск ввести в состав Черемховского района в качестве городского или сельского поселения. А можно было и Свирск объявить городским округом.
Летом 2004 года общественные организации «Совет женщин» и «Совет пенсионеров» Свирска обратились с письмом к губернатору области, в котором выступили за отделение от Черемхово. Инициаторы считают, что город не должен становиться микрорайоном. Однако заместитель мэра Черемхово Игорь Жук считает, что Свирск по-прежнему не готов к самостоятельности. По его словам, в 2003 году от предприятий города в консолидированный бюджет муниципального образования «поступило 29 млн. руб., а выделено на нужды города более 111 млн.». Сторонники разделения в свою очередь утверждают, что промышленность в Свирске сейчас на подъеме, и, что к Черемхово город был присоединен насильно – вопрос об объединении в 1997 году был решен «в кулуарах администрации Черемхово[8].
Широко высказывается мнение о том, что отделение пойдет на пользу обоим городам: Черемхово освободится от дополнительных бюджетных затрат, а Свирск получит самостоятельность, так как он «по всем признакам инфраструктуры» имеет на это право.
Референдумы по вопросу изменения границ муниципальных образований (МО) в Черемхово, Свирске, Нижнеудинске, Алзамае, Тайшете и Бирюсинске, намеченные на 10 октября, не состоялись. Причина – недостаточная явка избирателей. Согласно федеральному законодательству, в референдуме должно участвовать не менее 50% совершеннолетних жителей территории.
Помимо Черемховского, в состав Нижнеудинского и Тайшетского МО входят по два города, что не соответствует федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Жителям Черемхово, Свирска, Нижнеудинска, Алзамая, Тайшета и Бирюсинска было предложено определить статус – городской округ или городское поселение - и границы своих будущих МО. Такие решения могут приниматься только на всенародном референдуме. В Черемховском районе к урнам пришло 32,35% граждан, имеющих права голоса, в Тайшетском - 39,78%, в Нижнеудинском районе – 34,72%. В связи с недостаточной явкой населения референдумы признаны несостоявшимися.
В новой редакции Федерального закона не дается определения вновь образуемых[9] муниципальных образований. Исходя из совокупного толкования Переходных положений, основываясь на существенных различиях в процедурах установления (изменения) границ, территорий и статуса муниципальных образований можно выделить следующие категории:
1. существующие муниципальные образования:
2. вновь образуемые муниципальные образования.
В новой редакции Федерального закона с понятием «вновь образуемые муниципальные образования» связаны два различных этапа реформы местного самоуправления. В первом случае под вновь образуемыми муниципальными образованиями понимаются муниципальные образования, к которым не применяются процедуры и требования, предусмотренные новой редакцией Федерального закона для существующих муниципальных образований, как то, процедуры изменения границ и преобразования муниципальных образований.
Анализ положений части 3 статьи 84 новой редакции Федерального закона показывал, что вновь образуемые муниципальные образования первого уровня возникают при наделении законом субъекта Российской Федерации городских и сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских или сельских поселений. То есть к этому случаю относятся городские и сельские населенные пункты субъектов Российской Федерации, в которых местное самоуправление осуществлялось на уровне районов и крупных городов. Новая редакция Федерального закона связывала понятие вновь образуемые муниципальные образования с такими территориями, на которых полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления до принятия новой редакции Федерального закона и проведения выборов в органы местного самоуправления двух уровней, в порядке установленном законом, осуществляли и будут осуществлять (до 1 января 2006 года) иные органы и должностные лица. Исходя из этого положения, части 4 статьи 85 Переходных положений, к вновь образуемым муниципальным образованиям будут относиться так же муниципальные районы, образуемые на уровне административных территориальных единиц субъектов Российской Федерации, в которых местное самоуправление осуществлялось на уровне сельских округов, поселков, малых городов, а на уровне районов и крупных городов действовали территориальные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при определении территорий и границ для таких вновь образуемых муниципальных образований не требуется согласия населения. Вновь образуемые муниципальные образования в этом случае – это муниципальные образования либо первого уровня (поселения), либо муниципальные образования второго уровня (район) в субъектах Российской Федерации, в которых действовала одноуровневая система местного самоуправления.
Все остальные муниципальные образования, которые возникнут в результате изменения границ и преобразования существующих муниципальных образований (разделения, объединения, изменения статуса), не будут являться вновь образованными муниципальными образованиями (хотя в части 10 и 11 статьи 85 новой редакции Федерального закона они и названы как вновь образуемые).
Такие муниципальные образования точнее было бы определить как муниципальные образования, возникшие в результате преобразования или изменения границ действующих муниципальных образований. От вновь образуемых муниципальных образований они будут отличаться также и тем, что для таких муниципальных образований необходимо будет решать вопросы о правопреемственности.
Таким образом, если город Свирск стал бы самостоятельным муниципальным образованием, т.е. вышел из состава Черемховского муниципального образования, его можно было определить как муниципальное образование, возникшие в результате изменения границ действующих муниципальных образований.
Таким образом, Свирск имел все шансы получить статус городского поселения.
3.2. Перспективы развития города Свирска
В ходе реформы местного самоуправления было упразднено Черемховское городское муниципальное образование. С 1 января 2006 года вновь образованное муниципальное образование «город Свирск» в полном объеме приступило к решению вопросов местного значения.
Административное выделение муниципалитета с одной стороны, не должно привести к разрушению экономических, организационных, инфраструктурных и человеческих связей, сложившихся в данном регионе, с другой, влечет за собой автоматическое образование социально-экономической автономии данного муниципалитета, которая должна стать основой для самостоятельного определения перспективы своего развития. Перспективы муниципального образования по-прежнему будут зависеть от того, насколько горожанам, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики города, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за органами местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.
Первым шагом к построению механизма стратегического партнерства станет формирование концепции социально–экономического развития муниципального образования «город Свирск» на 10-15 лет.
Этот подход предполагает определение стратегических направлений развития муниципалитета, обеспечивает поиск новых эффективных моделей муниципального развития.
Концепция развития города Свирска определяется на основе следующих принципов:
Гражданское согласие. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.
Стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).
Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.
Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами и направлены на их реализацию.
Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.
Минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды.
Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.
Интеграция развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).
Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.
Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.
Концепция нацелена на создание качественной среды в муниципалитете, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Концепция основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к областному центру и к Усть-ордынскому Бурятскому автономному округу, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования и как связующего звена единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.
Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления