Требования к менеджеру по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель – подробно рассмотреть требования профессионально-личностного портрета менеджера по персоналу
Задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как систему управленческой деятельности;
- определить задачи и функции в деятельности менеджера по персоналу;
- выявить факторы, влияющие на профессиональные требования менеджера по персоналу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…..6
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ………………………………………………………………...……..12
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ФАКТОРЫ………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

требования к менеджеру по персоналу.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

 

За последние годы роль менеджера  по персоналу в российских компаниях  значительно выросла. Сегодня даже в небольших компаниях, где раньше обязанности специалиста по кадрам возлагали на бухгалтера, есть свой "персональщик", а в крупных  – даже целый HR-департамент (от англ. Human Resources - человеческие ресурсы). 

Вырос и круг должностных обязанностей менеджеров по персоналу: они не только оформляют необходимые документы  при приеме на работу, но и занимаются рекрутментом, хэдхантингом, обучением, мотивацией, hr-брендингом и многим другим. 

Задачи и функции менеджмента  осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых  приятно называть менеджерами. Менеджер - это специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие  означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии  и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Термин менеджер может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

- руководителям групп;

- начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб

предприятий;

- руководителям производственных подразделений;

- администраторам различного уровня, координирующим деятельность

различных подразделений и внешних  партнеров;

- руководителям предприятий, фирм в целом.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами  являются люди, наделенные большим  объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.

Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры  делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают  решения, необходимые изменения  состояния управляемого объекта. Поэтому  в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат их же деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Есть пять базовых операций в  работе каждого менеджера, какой  бы областью он ни занимался. Их результатом  является интеграция ресурсов для поддержания  жизнеспособности и роста организации [2; 42].

Менеджер, во-первых, устанавливает  цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая  их другим людям, чья работа нужна, чтобы  их достичь.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует  виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые  трудовые задачи. Он группирует эти  совокупности и задачи в организационную  структуру. Он выбирает людей для  управления людей для управления этими совокупностями и для решения  задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию  и коммуникацию. Он составляет команду  из людей, ответственных за различные  участки деятельности. Он делает с  помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

Четвертый элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы  измерения - наиболее важные для успеха организации. Он добивается, чтобы у  каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации  в то же время на работе данного  индивида и помогали, ему делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них  своему руководству, подчиненным и  коллегам [21; 320].

Наконец, в-пятых, он способствует росту  людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной  и возможных интерпретаций представляет собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.

Все эти операции могут, разделены  на категории работ, каждая из которых  требует специфических качеств  и квалификации.

Часто возникает вопрос: кого считать  менеджером? Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации ответственность  за ее результаты. В любой современной  организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджменту, но, как правило, не имеющих подчиненных, их решения  носят рекомендательный характер и  реализуются через других менеджеров-администраторов.

Менеджмент, таким образом, не имеет  обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны  и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство и есть отличимая от других менеджерская организация. Менеджеры - основной ресурс предприятия. На полностью автоматизированной фабрике может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут. Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером - значить разделять  ответственность и за успехи, и  за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов именно этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница  между менеджером рыночных исследований с аппаратом в 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в  средствах, а не во вкладе и уж тем  более не в функции. Оба они  менеджеры.

Казначей фирмы, ответственный  за приток и использования денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту  он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер,

Менеджера можно сравнить с дирижером  оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер одновременно и композитор, и дирижер. Это требует от него максимально эффективного использования  сил, которыми он располагает (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации  слабых мест. Вторая задача - гармонизировать  в каждом решении и действии требования ближайшего и отдаленного будущего [4; 15].

Функции менеджера и ситуации, в  которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер - это, прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.

В понятийном аппарате зарубежного  управления понятие менеджер очень  часто соседствует с понятием бизнес, как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции  и услуг. Значит, менеджмент бизнеса - это управлению коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

Но бизнесмен и менеджер - это  не одно и то же. Бизнесмен - это человек, который делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер постоянно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека - предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

Если менеджер тяготеет к демократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ними и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда  менеджер поддерживается предпринимательского стиля управления.

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и  системы, суть которого состоит в  том, что менеджер, являясь центральной  фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе  и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение  человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Человек в системе менеджмента  имеет определенные притязания и  ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого  характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени  и ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и  поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развитий; отношений  между членами организации. Чтобы  можно было некоторым образом  реализовать эти притязания, строя  модель в виде матрицы для каждого  работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к  организации.

Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать и поддерживать нормальные отношения с коллегами, специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный  к фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения.

 Итак, эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.

Чтобы подчиненные шли  за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они –  понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку  и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и  знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  К МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ФАКТОРЫ

 

Специфика хозяйственных, в частности  производственных, процессов как  объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним.

В “Квалификационном справочнике  должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утверждённом Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г., эта специальность  разделяется на должности: “инспектор по кадрам” и “специалист по кадрам”. Если первой должности, согласно этому справочнику, отведена, в основном, работа с кадровыми документами, то должности “специалиста по кадрам”  вменены в обязанность следующие виды работ:

  • подбор и расстановка персонала;
  • изучение и анализ штатной структуры предприятия;
  • аттестация сотрудников;
  • создание кадрового резерва предприятия;
  • изучение рынка труда;
  • планирование карьеры сотрудников предприятия;
  • обучение и адаптация персонала;
  • поддержание трудовой дисциплины предприятия;
  • оформление документов о приёме-увольнение сотрудников;
  • составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия;
  • оформление документов по периодической отчётности и т. д.

В обязанности HR-щика входит разработка и поддержание корпоративного стиля компании, подбор кандидатов на вакантные места, создание системы поощрения и наказания работников предприятия. Ведь самое главное - это результат, а чтобы были результаты, нужна серьезная мотивация. Как ее достичь, менеджер по персоналу решает сам, исходя из своих представлений об эффективности этих методов и ситуации, сложившейся в коллективе. Надо сформулировать цели и миссию организации, довести их до сотрудников, проводить мероприятия, которые поспособствуют укреплению внутреннего духа компании, открыть перед каждым работником его перспективы на занимаемой должности.

Информация о работе Требования к менеджеру по персоналу