Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

          С определенной долей упрощения можно сказать, что качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством - процесс приведения системы к некоторому стандарту. «Управлять — значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль).  Управлять качеством образования - значит, осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей, как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактованные качества не только правомерно, но и крайне необходимо  в силу динамичности и изменчивости образовательной теории и практики.

 

 

1.2. Менеджмент качества в дошкольном учреждении

        Система дошкольного образования всё больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.  Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. В условиях вариативности и ориентированности дошкольного образования на инновационное развитие ДОУ должно предоставлять качественные услуги, поэтому наличие в дошкольном учреждении менеджмента качества становится важным фактором их гарантированности. Системное управление качеством – новая парадигма управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования системы ДОУ. Возможность действия системы менеджмента качества в дошкольном учреждении обеспечена «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». В нём сформулированы основные требования к условиям пребывания  условиям пребывания детей в ДОУ, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребёнка, а также к развивающей среде ДОУ.

          Если дошкольное образование – услуга, система менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии lSO 9001:2000 (российский аналог – стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001-2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества ( EFQM). Данные документы представляют важное значение для теории и практики управления качеством дошкольного образования, так как предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности.

          В соответствии с вышеназванными  документами менеджмент качества  в дошкольном учреждении –  это скоординированная деятельность по руководству и управлению ДОУ применительно к качеству, которая позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы ДОУ, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации. Менеджмент качества включает пять составляющих:

1) политику в  области качества, где устанавливаются  цели, задачи дошкольного учреждения, как стратегические, так и оперативные.  Каждое ДОУ должно декларировать  свою миссию, принципы и ценности;

2) планирование  качества, которое строится на  тщательном изучении потребностей  и нужд потребителей, включает  мероприятия по планированию  качества образовательных услуг  (основных и дополнительных) и  процессов, управленческой и функциональной  деятельности, подготовку и выработку основных положений по улучшению качества (продукции, процессов, систем);

3) управление  качеством – это деятельность  оперативного характера, направленная  на выполнение требований к  качеству, исключения несоответствий  и проблем, связанных с плохим качеством;

4) обеспечение  качества заключается в принятии  системных мер для создания  у потребителя и руководства  организации уверенности в том,  что все требования к качеству  будут выполнены;

5) улучшение  качества является очень важным  с точки зрения постоянного стремления системы ДОУ к совершенству (Программа развития ДОУ и др.).

 Особенностью  стандарта ISO 9001:2000 является то, что он написан в виде задач, которые должна решить сама организация при создании системы обеспечения качества. При этом должны быть реализованы принципы современного менеджмента качества применительно к системе ДОУ.

          Деятельность любой организации зависит от её потребителей, поэтому организация должна принимать текущие и будущие нужды потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания.  Потребителями услуг ДОУ являются государство, общество, личность (ребенок и его родители). Потребности государства в определённом качестве предоставляемых услуг ДОУ находят своё отражение в постановлениях, приказах, инструкциях и др. ориентация на школу отражается в программе преемственности работы дошкольного учреждения и школы, является обязательной составляющей годового плана учебно-воспитательной работы ДОУ на учебный год (совместные педсоветы с учителями, консультации, патронаж выпускников ДОУ в первый год их обучения в школе и др.).

      В современном дошкольном учреждении изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением  характера

отношений «ДОУ – родитель – воспитатель», а в основе, которых лежат взаимное уважение и доверие. Потребности потребителей услуг ДОУ изучаются в рамках образовательного маркетинга (интервью, анкетирование, беседы, опросы и др.). Основываясь на его результатах, дошкольное учреждение гибко реагирует на имеющиеся и формирующиеся образовательные потребности родителей через предоставление семье выбора программ, технологий, форм дошкольного образования.

      Повышение конкурентоспособности каждого ДОУ связано с его способностью удовлетворять не только имеющиеся, но и предполагаемые требования потребителей, изучение которых должно стать выделенным направлением деятельности в системе менеджмента качества дошкольного учреждения (акции по изучению социума, выявление семей и отдельных детей, нуждающихся в социальной защите, выявление и индивидуальное сопровождение одарённых детей, детей – инвалидов, детей с особыми нуждами).

        Дошкольное учреждение, предлагая населению основные услуги (образовательные) и дополнительные (образовательные, физкультурно-оздоровительные, медицинские и др.), в своей работе должно ориентироваться не на «усреднённого» потребителя, а учитывать индивидуальные особенности конкретных детей (адаптивные группы для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, спортивные секции для мальчиков, театральный кружок и др.) родителей («клуб молодых мам», «клуб бабушек», «клуб отцов»), их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности (студии танца, театральные, музыкальные гостиные).

       Стандарт ISO 9001:2000 устанавливает, что удовлетворённость потребителя нужно определённым образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях. В этой связи в ДОУ должны систематически проводиться мониторинговые исследования удовлетворённости родителей и школы качеством образования в дошкольном учреждении.

       Руководители высшего звена (заведующий, заместитель заведующего  по воспитательно-образовательной и методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части) своим личным примером должны демонстрировать приверженность  качеству. Руководитель как главное лицо ДОУ определяет миссию своего  образовательного учреждения и формирует политику качества. На её основе системы управления качеством образования в дошкольном учреждении должны выстраиваться как гуманитарные образования, ориентированные на личность воспитанника, педагога, родителя. Это делает актуальным проблему трансформации управленческой культуры руководителя ДОУ от директивной и административной к гуманитарной, основу которой составляют гуманистическая направленность, научность мышления и профессиональная компетентность, зрелость гражданской и профессиональной позиции, демократический стиль управления на основе реализации идей командного менеджмента.

       Роль руководителя заключается в том, что он должен заботится об обучении персонала дошкольного учреждения (через систему методической работы в ДОУ. Повышение квалификации в ИПК и других  учреждениях и т.п.), а также обеспечивать необходимыми ресурсами решения задач качества   образования в ДОУ (кадровыми, методическими, финансовыми, материально-техническими и  др.). Отметим, что реализация принципа требует определения руководством дошкольного учреждения долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи системы ДОУ. Это должно   найти свое отражение в документах дошкольного учреждения: должностных обязанностях сотрудников, годовом плане учебно-воспитательной работы ДОУ, комплексно-целевой программе развития дошкольного учреждения и др.

      Система качества образования в ДОУ и ее механизмы побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности дошкольного учреждения. Они должны брать на себя ответственность в решении проблем качества на своем уровне управления им-стратегическом (заведующий), тактическом (уровень заместителей руководителя), оперативном (педагог) - представлять свое дошкольное учреждение потребителям (детям и родителям, школе, общественности) и всем другим заинтересованным сторонам в лучшем виде.

          Главные ресурсы повышения качества  образования  в ДОУ – командная  организация работы (создаваемые команды для управления качеством должны охватывать максимально большее число людей), профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ. Это требует дополнительного обучения   и наставничества, организация которых

должна преследовать три основных цели: освоение теории управления качеством; изменения у сотрудников отношения  к проблемам качества; пробуждение сознательности у всех членов коллектива ДОУ в качественном выполнении своих обязанностей.

          Перед руководителем ДОУ стоит важная задача создания « условий для открытых и честных коммуникаций», мотивационной среды ДОУ для вовлечения всех сотрудников в работу по совершенствованию качества, разработки мероприятий по стимулированию всех участников образовательного процесса на его достижение.

          Стандарт ISO 9001:2000 предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов, при этом для каждого процесса должны быть обеспечены следующие основные характеристики:

          Входы и выходы (результаты) процесса четко определяются и измеряются (что требует, например, мониторинга и индивидуального развития каждого ребенка от поступления его в   ДОУ до перехода в школу);

Известны потребители  процесса (государство, школа, родители), идентифицируются их требования (социологический опрос, анкетирование, консультативный прием населения и др.) и изучается их удовлетворенность результатами процесса (мониторинг удовлетворенности родителей, школы процессом и результатами деятельности ДОУ);

       Устанавливается взаимодействие с другими процессами (образовательный процесс в ДОУ – основной и его качество зависит от качества вспомогательных процессов: управления, питания, оздоровления, обеспечения ресурсами;

          Обозначаются полномочия, права и ответственность за управление процессами; определяется их ресурсное обеспечение (кадровое, методическое, финансовое, материальное и др.).

          В дошкольном учреждение в  центре внимания личность ребенка:  она находится на входе и  выходе образовательного процесса. Результат деятельности  ДОУ фиксируется в виде комплексного развития личности ребенка. Исходя из понимания индивидуальности как сущностного ядра личности, развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе как цель системы ДОУ.

         Составными элементами системы дошкольного образовательного учреждения являются: коллектив (дети и родители, педагоги обслуживающий персонал, администрация), базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы), управление, организационно-педагогическая структура (ступени образования, типы структурных образований, уровни образования), образовательный процесс (цели, содержание, организация взаимодействия педагогов и детей); условия жизнеобеспечения (О.А.Сафонова). Подчеркнем, что целевые ориентиры системы ДОУ должен быть известны каждому члену коллектива, имеющему к ней  отношение, так      как без общей цели система ДОУ не может существовать. Важно отметить также и тот   факт, что процессы управления качеством образования должны пронизывать все подсистемы дошкольного учреждения, а философия качества должны стать ядром его корпоративной культуры.

            Постоянное совершенствование. Постоянное улучшение деятельности дошкольного учреждения следует рассматривать как его неизменную цель. Качество образования в ДОУ связано с общим развитием и улучшением научно-методического, образовательного, управленческого потенциала дошкольного учреждения. В этой связи особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательного процесса с целью создания образовательных услуг в ДОУ с новым конкурентоспособным качеством.

          Принятие решений, основанное на фактах и данных. Этот принцип является альтернативой обычно применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции и прошлого опыта. Реализация принципа требует прежде всего измерения и сбора достоверных и точных данных,

Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ