Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа
Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65
2.2. Анализ
качества образования и
Для проведения анализа качества и управления были использованы критерии экспертизы внутришкольной системой управления качеством образования. К сожалению сегодня, рабочие процессы в нашем детском саду не систематизированы и носят элемент хаотичности, и неорганизованности. В нашем ДОУ управление осуществляется на информационной основе, я как руководитель имею обязательный объём информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые отвечаю и на которые призвана оказывать управленческие воздействия.
Анализ состояния информационного обеспечения управления ДОУ показал, что накопление носит элемент случайности. В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено – ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения. Для создания целостной системы информационно – аналитической деятельности в дошкольном учреждении, прежде всего, определены содержание, объём, источники (кто сообщает), сформированы потоки информации и выведены на соответствующие уровни управления.
Если говорить о функционировании системы маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, то в нашем детском саду эта работа ведется системно, реализуется сотрудниками, с учётом всех требования заинтересованных сторон. Следующей позицией анализа стало проектирование и разработка образовательных программ, которая осуществляется группой педагогов методического объединения с учётом общего видения содержания образования и кадрового потенциала. Приём воспитанников в ДОУ осуществляется процедурой стандартной (на основании приказа приёмной комиссии) регламентируется внутренними и внешними документами. Для успеха инновационной и экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении осуществляется специальными подразделениями, программа развития и проекты служат основой для корректирующих действий. Внутрифирменное повышение квалификации педагогических кадров осуществляются через специальные подразделения (методическую службу, совет педагогов, и др.)
Другой важной составляющей на наш взгляд является характеристика специалиста, работающего с детьми, так как дошкольник беззащитен перед травмирующим воздействием неграмотного педагога, а дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.
В первую очередь мы бы отметили сущность психологической позиции взрослого, которая должна отличаться безусловным принятием детей. В общении с дошкольниками эта позиция проявляется через преобладание позитивных оценок личности и деятельности детей, положительное предвосхищении действий ребенка, оценку поступков, а не личности детей, позитивные невербальные проявления.
Вторым важным моментом, на наш взгляд является высокая профессиональная квалификация педагога, ибо такой педагог даже при минимальном материальном обеспечении сможет обеспечить достаточное развитие дошкольников.
Мы для себя выявили условия, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:
- личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка
- открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
- активная деятельность всех участников образовательного процесса.
На основании проведенного анализа качества образования и управления, мы пришли к выводу, что эффективное функционирование может завесить от ряда составляющих, в том числе и от владения комплексной системой сбора и анализа разносторонней информацией, которая должна охватывать все основные процессы в детском саду (от работы команды управления, качества учебного плана, образовательной среды и процесса обучения, достижений воспитанников, квалификации, сплочённости педагогов, психологического климата в детском саду, его материальных и интеллектуальных ресурсов и др.). Основой решения проблемы качества образования на уровне нашего ДОУ является проектирование и внедрение эффективной системы менеджмента качества в образовательный процесс. Принятие управленческих решений, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций. Деятельность руководителя дошкольного учреждения по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить «точки роста». Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Для этого создана система контроля. Сбор, анализ и систематизация информации необходима для осуществления коррекции и позволяет проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом. Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях. Для удобства при организации работы с информацией применяются папки «Входящая, исходящая информация», и «Основание для издания приказов»
2.3. Дерево целей
по внедрению современной
В системе непрерывного образования страны дошкольное учреждение является первым звеном, а также решающим для всего последующего развития человека, формирования его интеллекта, способностей, нравственных качеств. Система дошкольного образования всё больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. В условиях вариативности и ориентированности дошкольного образования на инновационное развитие ДОУ должно предоставлять качественные услуги, поэтому наличие в дошкольном учреждении менеджмента качества становится важным фактором их гарантированности.
В качестве инструмента систематизации целей используется графическая модель в виде древовидного графа - дерево целей. Наше дерево целей - схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних - на подцели следующего уровня и т. д. (выражающие соподчинение целей и подцелей). При построении дерева целей разработаны определенные приемы:
сформулирована генеральная цель;
- развернуть процесс достижения цели во времени;
- формулированы цели следующих уровней, то есть целей 1-го уровня, 2-го уровня и т.д.;
- для всех разработанных целей определены коэффициенты важности, приоритеты;
рассмотрены альтернативные варианты целей;
исключены малозначимые цели, то есть цели, имеющие незначительные коэффициенты важности и приоритета;
- исключены цели, дающие незначительный эффект, приводящие к незначительным результатам;
- цели, подкреплены ресурсом, необходимые для их достижения.
На рисунке № 2 приведено дерево целей по внедрению современной модели системы менеджмента качества ДОУ.
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБДОУ №50 г.Оренбурга
3.1. Результаты апробации модели управления качеством в МБДОУ №50
Нами выдвинутая гипотеза исследования, основанная на предложении о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может быть существенно повышена, если:
-выделены на
междисциплинарном уровне
-разработана эффективная модель системы менеджмента качества, отвечающая современным подходам в управлении качеством продукции (услуг);
-выявлены и
реализованы условия
Нами определены условия:
1.Сформировать нормативно-правовой ресурс для внедрения новой модели системы менеджмента качества в ДОУ;
2.Сформировать информационно-методический ресурс для внедрения новой модели системы менеджмента качества в ДОУ;
3.Сформировать качественный кадровый ресурс для внедрения новой модели системы менеджмента качества в ДОУ.
Раскроем реализацию этих
Нами сформировано следующее:
1) -созданы акты регламентирующие внедрение новой модели системы менеджмента качества, постоянно анализируется и пересматривается;
-уточнены существующие локальные и положения с учетом методических рекомендаций, которые доступны для заинтересованных сторон;
-внесены изменения в должностные инструкции педагогических работников в связи с внедрением новой системы менеджмента качества.
2) -разработана модель системы менеджмента качества с четким распределением ответственности и полномочия руководителей и персонала;
-проведена инвентаризация и разработаны новые контрольно измерительные материалы и комплексные инвестиционные планы;
-разработаны информационно-методические материалы, раскрывающие особенности принятия новой системы менеджмента качества с определением ответственности и полномочия руководителей и персонала;
-создание банка педагогической информации.
3) -обеспечено институциональное повышение квалификации педагогов, и управляющих кадров по проблеме в несоответствии между современными требованиями к результатам дошкольного образования и устаревшей системой менеджмента качества, не позволяющей достигать и оценивать планомерные результаты ДОУ;
-создана
система внутрифирменного
-организована
образовательная миграция
-использование мотивационного ресурса (материальное и моральное), знание руководств о нуждах и потребностей подчинённых и о том в какой мере эти потребности удовлетворяются.
На основании данной работы мы сделали вывод, что менеджмент качества в дошкольном учреждении – это скоординированная деятельность по руководству и управлению ДОУ применительно к качеству, которая позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы ДОУ, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации (рис. 3. Составляющие системы менеджмента качества).
З.2. Оценка эффективности новой модели менеджмента качества
Суть внедрения в МБДОУ №50 системы менеджмента качества состояла в разработке механизма, обеспечивающего последовательное повышение результативности и эффективности деятельности учреждения. Одна из важнейших целей административной реформы - повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, поэтому внедрение системы менеджмента качества представляет собой опробованный в коммерческом секторе и эффективный способ управления качеством оказываемых муниципальных услуг.
Этапы внедрения
СМК нормативно-правового
1. Разработка и утверждение приказом от 29.08.2012 №87 «О внедрении системы менеджмента качества в МБДОУ №50 г. Оренбурга»:
Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ