Управление качеством товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить совершенствование системы управления качеством товарного производства.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы этапов формирования и виды затрат на качество товарного производства;
- раскрыть информационную базу анализа затрат на качество товарного производства;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управления качеством товарного производства
1.1 Этапы формирования и виды затрат на качество товарного производства
1.2 Информационная база анализа затрат на качество товарного производства
1.3 Методы анализа затрат на качество продукции
Глава 2 Анализ системы управления качеством товарного производства на примере ОАО «Салаватстело»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ управления маркетинговой деятельностью по различным видам продукции на ОАО «Салаватстекло»
2.2 Оценка деятельности системы управления качеством на предприятии
2.4 Пути совершенствования системы управления качеством производства товаров на предприятии
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Асфандияровой.doc

— 985.00 Кб (Скачать файл)

д) стимулирование улучшения  качества путем доведения результатов до сведения общественности. Некоторые компании предпринимают шаги по оценке затрат на плохое качество в расчете на то что ознакомление со стоимостными данными вынудит руководителей принимать меры к снижению затрат. На деле одного этого недостаточно. Само по себе оглашение результатов не создает предпосылок для идентификации проектов с четким установлением ответственности, обеспечением ресурсами и другими существенными мерами.

Надлежащим образом  спроектированное табло с баллами  может служить здоровым стимулом для соревнования (конкуренции) между  отделами, заводами и отделениями.

Чтобы добиться эффективности, помимо табло, нужна структурированная программа улучшений. Кроме того, при подсчете баллов должны учитываться присущие различным организационным единицам трудности в проведении операций. Иначе сравнение станет источником трений;

3) язык денег — это  существенно. Деньги — основной  язык высших уровней руководства.  Высшему руководству нужно представлять  информацию, содержащую:

— общий объем затрат на качество;

— их долю в областях вне производства;

— главные возможности  улучшений.

Без оценок затрат в цифрах общение с высшим руководством идет вяло и малоэффективно;

4) причины упорства  высоких затрат из-за плохого  качества объяснялись следующим. Большинство компаний на протяжении ряда лет пытались снижать затраты путем, например, выделения бюджетов на улучшения, использования управления по целям, введения ежегодных структурированных программ улучшений. Но эти попытки в основном адресовались к традиционным областям снижения затрат: перепроектированию продукции в целях снижения стоимости исходных материалов и производства; совершенствованию методов снижения оплаты труда; автоматизации; использованию новых установок, позволяющих поднять производительность; усовершенствованному управлению материалами, позволяющему снизить расходы на их обработку; складированию, распространению и запасам. Эти же самые попытки не касались нетрадиционных затрат, связанных с качеством, которые «прятались» в накладных расходах.

То обстоятельство, что  эти затраты не поддавались простому распределению по конкретным отделам, накладывало серьезные ограничения.

Классификация затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.

Основным требованием  к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества.

В общем смысле затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий на предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.

Качество продукции  должно гарантировать потребителю  удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

Современная экономика  показывает, что организации, сталкивающиеся с постоянно возрастающими требованиями в области качества продукции и услуг, могут соответствовать ожиданиям потребителей лишь в том случае, если их высший менеджмент проводит жесткую и эффективную финансовую политику, нацеленную на достижение определенных финансовых результатов. Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя.

Затраты на качество принято  подразделять на два вида. Первый —  «затраты несоответствия» — прямые убытки из-за производства не-соответствующей  продукции, второй — «затраты на соответствие»— расходы на предотвращение производства или изъятие некачественной продукции до того, как она попадет к потребителю.

Затраты на качество также  можно отнести к следующим  категориям: затраты на предотвращение ошибок; затраты на оценку качества; потери от брака (убытки).

Затраты на предотвращение ошибок представляют собой инвестиции, направленные на то, чтобы не допустить несоответствия качества выпускаемой продукции и услуг необходимым техническим характеристикам или потребительским требованиям. Обычно такие инвестиции связаны с проектированием, разработкой, внедрением, поддержанием и аудитом системы качества или деятельности, направленной на предупреждение дефектов или несоответствий, а также на исключение отходов продукции. Затраты на предотвращение ошибок включают затраты на статистический контроль процессов, тренинги, связанные с вопросами менеджмента качества, аудиты системы качества, сертификацию поставщиков, анализ требований потребителя, совершенствование изделий.

Затраты на оценку качества — это средства, направленные на то, чтобы не допустить появления у потребителя некачественной продукции или услуг. Эта категория затрат на качество связана с измерениями, инспекционными проверками, тестированием и оценкой продукции или услуг с целью подтверждения их соответствия требованиям качества или заданным техническим характеристикам. Затраты на оценку качества — это затраты на инспекции, тестирование продукции, аудиторские проверки, калибровку тестирующего оборудования, мониторинг замечаний по обслуживанию, исследование удовлетворенности потребителей.

Потери от брака (несоответствий) представляют собой убытки, которые несет организация из-за того, что она не смогла выполнить нормативные требования по качеству или требования потребителей. Затраты этого типа могут быть внутренними или внешними. Внутренние потери от брака связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными до того, как продукция или услуги попали к потребителю, или с отходами производства. Предметом анализа в данном случае являются брак, переделки, сортировка, аварийный ремонт, дополнительная инвентаризация. Внешние потери от брака связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными после доставки потребителю готовой продукции и услуг, или с неудовлетворенностью потребителя. Внешние потери включают: возвращенные товары, убытки по гарантийным обязательствам, отзыв продукции, потеря деловой репутации, потеря повторных продаж, страхование обязательств, расследование жалоб.

Внешние потери несоответствий наиболее серьезны, так как они ущемляют интересы потребителя и часто замалчиваются. Они также включают в себя потерю потенциальных доходов, которые очень трудно оценить.

Многие компании классифицируют затраты по четырем широким категориям, перечисленным ниже.

1. Издержки из-за внутренних отказов.

Эти издержки связаны  с дефектами, выявляемыми прежде, чем продукция поступит к потребителю. Таких затрат не было бы, если бы продукция до ее отгрузки потребителю не имела никаких дефектов. Эти затраты включают следующие составляющие:

1) лом: стоимость труда,  материалов и, как правило,  накладных расходов в дефектной продукции, которая не может быть экономично отремонтирована. Названия могут быть различными — «лом», «производственный брак», «порча» и т. д.;

2)  переделка: затраты на исправление дефектов, с тем чтобы сделать продукцию пригодной для использования;

3)  анализ отказов:  стоимость проведения анализа  несоответствующей продукции с целью выявить причины ее появления;

4)  лом и переделка  продукции поставщиков: затраты из-за лома и переделки несоответствующей продукции, принятой от поставщиков;

5)  сортировочный контроль: стоимость обнаружения дефектных  единиц в партиях продукции,  имеющих неприемлемо высокий  уровень дефектов;

6) повторные технический  контроль и испытания: стоимость контроля и испытаний продукции после переделки или ремонта;

7)  потери процесса, которые можно исключить: стоимость  потерь, возникающих иногда при  соответствующей продукции. Например, переполнение контейнеров, идущих к потребителю, вследствие чрезвычайной вариабельности наполняющего и измерительного оборудования;

8)  снижение сортности:  разница между нормальной и  сниженной ценой. Ценой продажи по причине недостаточного качества. Издержки вследствие внешних отказов.

Эти издержки связаны  с дефектами, обнаруженными после отгрузки продукции потребителю. Таких затрат не было бы, если бы продукция не имела никаких дефектов. Сюда входят:

1)  гарантийные расходы:  затраты, вызванные заменой или  ремонтом продукции в течение гарантийного срока;

2) урегулирование рекламаций: затраты на обследование и урегулирование обоснованных рекламаций в отношении продукции или ее установки;

3)  возвращенные изделия:  затраты, связанные с оприходованием  и заменой дефектной продукции,  поступившей с мест эксплуатации;

4)  скидки: стоимость  уступок, сделанных заказчику  в связи с принятием им нестандартной продукции такой, как она есть, или соответствующей продукции, но не отвечающей требованиям пригодности для использования.

3. Оценочные затраты.

Эти расходы начисляют, чтобы определить степень соответствия продукции требованиям по качеству. Вот они:

1) входной контроль  и испытания: расходы по определению  качества закупаемой продукции либо посредством контроля при ее поступлении, либо посредством контроля у источника поставки, либо обследованием;

2) технический контроль  и испытания в процессе производства: затраты на оценку соответствия требованиям по ходу изготовления продукции;

3)  технический контроль  и испытания готовой продукции:  стоимость оценки соответствия требованиям при приемке продукции;

4) аудит качества продукции:  стоимость проведения аудитов  качества продукции как в ходе ее изготовления, так и готовой;

5)  поддержание точности  оборудования: стоимость поддержания  контрольно-измерительного и испытательного оборудования в откали-брованном состоянии;

6)  контроль и испытания  материалов и услуг: стоимость  материалов и принадлежностей, предназначенных для использования при контроле и испытаниях (например, рентгеновская пленка), а также стоимость услуг (например, предоставление электроэнергии);

7)  оценка запасов:  стоимость испытаний продукции,  хранящейся в местах эксплуатации  или на складах готовой продукции,  с целью оценить степень ухудшения  свойств.

4. Предупредительные  затраты.

Эти затраты начисляют, чтобы свести к минимуму издержки вследствие отказов и снизить оценочные расходы. Вот они:

1) планирование качества: включает широкий спектр работ,  которые все вместе создают общий план качества и многочисленные специализированные планы.  Сюда же входит подготовка процедур, устанавливающих порядок доведения этих планов до всех заинтересованных лиц;

2) анализ новой продукции:  затраты на оценку надежности  и другие работы, связанные с  запуском новой продукции;

3) планирование технологического  процесса (подготовка производства): расходы на анализ возможностей процесса, планирование контроля и другие работы, связанные с процессом изготовления продукции;

4) регулировка процесса: расходы на контроль и испытания  по ходу технологического процесса с целью выявить состояние процесса;

5) аудиты качества: стоимость  оценки выполнения работ в  сводном плане качества;

6) оценка качества  у поставщиков: стоимость оценивания  качества работ поставщиков до  их выбора, а также стоимость  проведения аудита их работ в процессе выполнения контракта и принятия необходимых мер в отношении поставщиков;

7)  обучение: стоимость  подготовки и реализации программ  обучения по качеству.

Как и в случае оценочных  затрат, затраты (работы) на предупреждение могут приходиться и не на отделы качества. Решающий критерий здесь — тип выполняемой работы, а не название отдела, выполняющего эту работу.

Укрупненные затраты, связанные  с качеством продукции, можно  разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и  конструирование новой продукции  осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

Информация о работе Управление качеством товарного производства