Управление качеством товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить совершенствование системы управления качеством товарного производства.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы этапов формирования и виды затрат на качество товарного производства;
- раскрыть информационную базу анализа затрат на качество товарного производства;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управления качеством товарного производства
1.1 Этапы формирования и виды затрат на качество товарного производства
1.2 Информационная база анализа затрат на качество товарного производства
1.3 Методы анализа затрат на качество продукции
Глава 2 Анализ системы управления качеством товарного производства на примере ОАО «Салаватстело»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ управления маркетинговой деятельностью по различным видам продукции на ОАО «Салаватстекло»
2.2 Оценка деятельности системы управления качеством на предприятии
2.4 Пути совершенствования системы управления качеством производства товаров на предприятии
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Асфандияровой.doc

— 985.00 Кб (Скачать файл)

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией  качества изделия, включают в себя:

1) транспортные — внешние  и внутренние перевозки сырья,  комплектующих и готовой продукции;

2) снабженческие —  закупка запланированного по  видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;

3) затраты на подразделения,  контролирующие производство;

4) затраты, связанные  с работой экономических служб,  от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;

5)  затраты на деятельность  других служб аппарата управления  предприятием, которые в различной  степени связаны и влияют на  обеспечение качества продукции,  особенно управление кадрами,  в функции которого входит  набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых  затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные  и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие, для того чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

Также можно выделить обобщенную классификацию затрат на качество.

Классификация затрат по целевому назначению соответствует  современному пониманию деятельности предприятия в области качества согласно международно признанному содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшение качества» и «управление качеством».

Под затратами на обеспечение  качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг.

Затраты на улучшение  качества-— это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.

К затратам на управление качеством относятся затраты  на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней (табл. 1).

Исходя из требований стандартов ISO семейства 9000 к различным  моделям системы качества ведущее значение в рассматриваемой классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им.

 

 

 

Таблица 1

Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации

Классификационная группа затрат

По целевому назначению

На улучшение качества

На обеспечение качества

На управление качеством

По экономическому характеру затрат

Текущие

Единовременные

По виду затрат

Производительные

Непроизводительные

По методу определения

Прямые 

Косвенные

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету 

Неподдающиеся прямому учету 

Которые    экономически    нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла  продукции

На качество при разработке продукции

На качество при изготовлении продукции 

На качество при использовании  продукции

По отношению к производственному  процессу

На качество в основном производстве

На качество во вспомогательном  производстве

На качество при обслуживании производства

По возможности оценки

Планируемые

Фактические

По характеру структурирования

По предприятию 

По производству

 По видам продукции

По объектам формирования и учета

Продукция

Процессы

Услуги

По виду учета

Оперативный

Аналитический

Бухгалтерский

Целевой


 

По экономическому характеру  затраты могут быть отнесены к  текущим и единовременным.

К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемо-

го в состав материальных активов, следует относить затраты  на разработку продукции и технологии ее изготовления.

К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования).

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.

К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.

Непроизводительные — это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же время затраты на исправление не соответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.

По методу определения  затрат они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности; косвенные — по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом. Это требование относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки. Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть использованы при планировании затрат.

 

 

 

1.2 Информационная база анализа затрат на качество продукции

 

Безусловно, главной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации. Процесс выбора этих мер иллюстрирует схема (рис. 1).

Рисунок 1 – Процесс выбора мер по улучшению деятельности

 

Основные цели коммерческих организаций  в понимании руководства, как правило, сводятся к увеличению прибыли или расширению доли на рынке. Однако в определенных обстоятельствах приоритетными могут стать и другие цели, частично перечисленные в левом квадрате, такие как снижение затрат или рост рыночной капитализации. Для некоммерческих организаций главными задачами остаются снижение затрат на обслуживание и увеличение степени удовлетворенности потребителей. На сегодняшний день большинство организаций в той или иной форме внедрили у себя процесс улучшения качества. Казалось бы, все необходимые меры по улучшению качества предприняты, проекты в области качества тщательно проанализированы и предпочтение отдано именно тем, которые наиболее выгодны для какой-то части организации. Тем не менее здесь существует определенный системный риск, связанный с избыточной структурной оптимизацией. Если меры по улучшению качества непосредственно не связаны со стратегическими целями всей организации, мы не можем с уверенностью сказать, что система менеджмента качества действительно эффективна.

Для того чтобы соотнести  деятельность по улучшению качества с целями организации, можно использовать базу данных по затратам на качество. Затраты несоответствия можно непосредственно связать с отдельной статьей в списке стратегических целей. Тогда проекты по совершенствованию деятельности будут оказывать прямое влияние на цель. Например, если стратегическая цель организации — расширение рынка продукции и база данных по затратам на качество указывает на то, что внешние потери от брака из-за недопустимо высокой доли возвращаемой продукции очень значительны, то снижение доли возвращаемой продукции как раз и будет тем видом деятельности по улучшению качества, который связан с целью экспансии на рынке. Если затраты на качество обусловлены потерей существующих клиентов и отсутствием новых, необходимо укрепить доверие к стратегическим целям. Между ними и базой данных по затратам существует взаимодействие, обозначенное двумя стрелками на схеме. После того как оптимальный проект улучшения деятельности определен, за ним должны последовать конкретные корректирующие меры, предусмотренные процессом улучшения качества. Если же затраты на качество были обусловлены потерями от брака, то наиболее эффективными будут меры, указанные в правом квадрате схемы. Два оставшихся квадрата на схеме показывают документированную и неформальную системы оценки затрат на качество, поступающие на вход базы данных. Стрелки означают, что по мере того как программа улучшения качества успешно осуществляется, финансовые индикаторы обеих систем поставляют новые данные на вход базы данных по затратам на качество. База данных по затратам, в свою очередь, влияет на процесс планирования и выбор новых целей по улучшению качества, соответствующих стратегическим целям организации, тем самым обеспечивая непрерывность процесса улучшения.

База данных по затратам на качество должна не только регулярно  обновляться, но и постоянно развиваться  и совершенствоваться. Некоторые организации внедряют у себя документированную систему качества, тесно связанную с системой бухгалтерского учета, представляющую собой ежемесячные или ежеквартальные данные по затратам на качество. Подобную систему качества можно создать на основе плана бухгалтерских счетов, введя в действующую систему учета затрат по видам деятельности специальный драйвер (управляющую программу) данных по затратам на качество. Другой способ создания базы данных по затратам на качество — обязательные регулярные отчеты по качеству, например анализ потребительских жалоб или сводки об объемах брака или несоответствующей продукции. Оба варианта действий предполагают хорошие рабочие отношения и тесное сотрудничество с бухгалтерией. Участие бухгалтеров в системе анализа затрат на качество гарантирует высокую степень доверия к представленным финансовым данным. Риск, связанный с функционированием такого рода систем качества, в этом случае, как правило, смещается в область корректирующих действий, которые необходимо предпринять после того, как соответствующая информация собрана и проанализирована. Если данные по затратам на качество носят недостаточно детальный характер, то на их основе трудно выработать конкретные меры, направленные на непрерывное совершенствование деятельности предприятия. Многие организации предпочитают более неформальные (недокументированные) периодические оценки затрат, связанных с качеством, на основе годовых или полугодовых отчетов по качеству. В основе такого подхода может лежать оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов. Другой способ измерения затрат заключается в том, что служащим вменяется в обязанность вести документированный учет своего рабочего времени. Оценку затрат на обеспечение качества отдельного бизнес-процесса можно выполнить путем последовательного анализа каждого из составляющих его подпроцессов, учитывая стоимость каждого подпроцесса в категориях предупреждения, оценки качества и несоответствий. Некоторые из выявленных в результате такого анализа подпроцессов могут вообще не создавать прибавленной стоимости и представлять собой чистые издержки. Исключение или комбинирование отдельных подпроцессов, как правило, дает возможность значительно сократить затраты на обеспечение качества. Существует масса примеров, когда группа специалистов, занятая проблемами управления или улучшением качества, смогла правильно оценить исходный уровень потерь от брака, определить необходимые размеры превентивных вложений в качество и с высокой точностью предсказать ожидаемую выгоду от снижения потерь, полученную в результате принятых мер. Иногда очень полезными оказываются и другие неформальные методы учета затрат на качество.

Информация о работе Управление качеством товарного производства