Управление качеством товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить совершенствование системы управления качеством товарного производства.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы этапов формирования и виды затрат на качество товарного производства;
- раскрыть информационную базу анализа затрат на качество товарного производства;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управления качеством товарного производства
1.1 Этапы формирования и виды затрат на качество товарного производства
1.2 Информационная база анализа затрат на качество товарного производства
1.3 Методы анализа затрат на качество продукции
Глава 2 Анализ системы управления качеством товарного производства на примере ОАО «Салаватстело»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ управления маркетинговой деятельностью по различным видам продукции на ОАО «Салаватстекло»
2.2 Оценка деятельности системы управления качеством на предприятии
2.4 Пути совершенствования системы управления качеством производства товаров на предприятии
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Асфандияровой.doc

— 985.00 Кб (Скачать файл)

Например, учет влияния  степени информационная база анализа затрат на качество продукции удовлетворенности потребителя на уровень потенциальных потерь, несмотря на явно оценочный характер, позволяет более тесно связать меры по улучшению качества с потребительскими ожиданиями.

Но каким бы методом  ни пользовался специалист в области  качества, он обязан искать скрытые издержки, представляющие собой потенциальные ресурсы для экономии. В действительности большая часть издержек, связанных с качеством, так или иначе оказывается «зарытой» внутри стандартных статей расходов предприятия. К числу таких издержек следует отнести задержки в принятии управленческих решений, простои, неиспользуемые мощности, отложенную доставку, упущенные заказы и потерянных потребителей.

Данные для анализа  затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические  и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции, и вторичными, получающимися в результате обработки первичных.

Данные нуждаются в  обработке. Сокращает затраты времени  на обработку данных разработка таких видов носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, работника, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых материалов и т. п.). Регистрировать информацию следует в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление статистических показателей, используемых при принятии оперативных управленческих решений и для дальнейшего более глубокого статистико-математического анализа взаимосвязей и тенденций.

Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие и обладающих большим преимуществом перед другими благодаря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достоверности и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.

Более сложным, трудоемким и дорогим является получение  внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации, путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить,  если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.

При сборке таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:

а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;

б) две различные характеристики качества;

в) два фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно хотя бы одной  из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т. е. стоимостную величину.

Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице записывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.

На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у — значения результативного признака.

На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график.

На четвертом, заключительном, этапе вносят адресные данные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.

Данные диаграммы рассеивания  позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных (например, о предпочтениях покупателей относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия).

Несмотря на разносторонность информации, характеризующей затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим анализом и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование его в целях статистико-математических методов.

Казалось бы логичным, чтобы исследование о затратах на качество выполнялось бухгалтерами, но на практике имеют место несколько  сценариев. Менеджер по качеству изучает концепцию затрат и обсуждает с бухгалтером возможность проведения исследования. Бухгалтер отвечает, что в бухгалтерских книгах ничего об этом нет. Бухгалтер предоставляет счета по лому, переделкам и некоторым другим категориям затрат, но не поддерживает инициативу заниматься разработкой перечня категорий и собирать данные. Менеджер по качеству решает, что исследование все-таки нужно проводить, и следует одним из двух путей:

1)  в одностороннем  порядке подготавливает перечень  категорий и собирает данные;

2)  предоставляет полученные  от бухгалтера ограниченные данные высшему руководству, предлагая провести полное исследование с участием отделов качества, бухгалтерии и других подразделений. Естественно, второй подход предпочтительнее.

Таким образом, можно  рекомендовать следующую последовательность действий:

1) представить руководству  любую имеющуюся в распоряжении  информацию, показывающую, что проблемы качества потенциально высоки;

2) предложить, чтобы кто-нибудь  из администрации возглавил рабочую группу по определению затрат на качество. Эта рабочая группа должна состоять из представителей бухгалтерии и основных линейных структур, проще, оперативный комитет завода может действовать как рабочая группа, внося в повестку дня своих собраний вопросы исследования затрат;

3) предложить перечень  категорий, включающий затраты на качество. Перечень можно подготовить быстро, используя литературу и данные, полученные из бухгалтерии и других подразделений; 4) предложить, чтобы высшее руководство рассмотрело перечень и назначило ответственных, установив календарный график сбора данных.

Такой подход предоставляет  высшему руководству возможность  продемонстрировать свое лидерство в области качества и обеспечивает вовлечение в работу подразделений, поскольку исследование получает приоритет, а результаты признаются заслуживающими доверия. Без лидерства со стороны высшего руководства исследование будет, вероятно, выполняться менеджером по качеству с минимумом входов от других отделов.

Далее возникает проблема получения цифр. Здесь существует два основных подхода:

1) путем оценивания. Это практический подход. Он требует весьма скромных усилий и может быть выполнен в течение нескольких дней или недель так, чтобы ответить на два важных вопроса: имеются ли существенные возможности снижения затрат или нет и где лежат такие возможности;

2) путем расширения  бухгалтерской системы. Этот подход  требует значительных усилий  от различных подразделений, особенно  бухгалтерии и качества. Для этого нужно больше времени, измеряемого в месяцах или даже годах.

 

 

 

 

 

1.3 Методы анализа затрат на качество продукции

 

В современных условиях жесткой конкуренции любое решение  в области качества должно иметь  экономическое обоснование.

Концепция экономической  оценки затрат на качество, принятая в  МС ISO серии 9000, может рассматриваться  как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Организация учета, анализа и оценки затрат на качество необходима для управления:

— инвестициями в улучшение  качества;

— обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;

— развитием производства;

— разработкой и выпуском новой продукции;

— обеспечением интересов поставщика и потребителя.

Анализ и оценка затрат на качество — неотъемлемая часть  финансовой стратегии предприятия в области качества.

Анализ затрат на качество можно рассматривать как метод  исследования затрат на качество или как деятельность в системе менеджмента качества. В дальнейшем под анализом затрат на качество будем подразумевать деятельность по изучению затрат на качество, призванную обосновать с научных позиций решения и действия организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.

Оценивание затрат на качество — непосредственное продолжение  анализа, проводится в организации  для получения экономической  информации при принятии высшим руководством решений в области качества. Оценка может проводиться по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений в области качества.

При проведении анализа  и оценивания затрат на качество основными целями являются: выявление и оценка размеров необходимых инвестиций в обеспечение и улучшение качества; обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию; выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия; определение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства. Затраты на качество можно анализировать по пяти направлениям (таблица 2). В таблице показано, в каких случаях применяется тот или иной вид анализа затрат на качество.

Таблица 2

Виды анализа затрат на качество

№ „

Вид анализа

Цели проведения анализа

1

Анализ потерь вследствие неудовлетворительного  качества продукции

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции

2

Анализ потенциальных источников потерь

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции

3

Анализ потенциальных источников потерь

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества

4

Анализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией  А. Фейгенбаума

Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение  качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество

5

Анализ затрат на качество по видам  деятельности

Анализ затрат на качество по видам  деятельности

6

Анализ затрат на качество, связанных  с процессами

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества


 

 

Для эффективного управления качеством, ориентированного на повышение прибыльности предприятия, необходимы учет и анализ затрат, связанных с качеством. Однако на большинстве российских предприятий такой учет не организован в связи с неспособностью современной системы бухгалтерии, учитывающей в основном требования внешних пользователей информации, поставлять управляющим

достаточные финансовые данные для принятия решений. Это  заставляет искать новые подходы к учету и распределению производственных и непроизводственных затрат.

Анализ состава затрат на качество показывает, что основной их объем сосредоточен в накладных расходах, относимых на разные центры ответственности предприятия. Под центром ответственности понимают сегмент (участок) организации, менеджер которого индивидуально отвечает за его работу. В прямых затратах заключены лишь затраты на материал в дефектной продукции и оплату труда рабочих, выполняющих операции контроля и испытаний.

Затраты, как направленные на обеспечение и поддержание  удовлетворительного качества, так и вызванные неудовлетворительным качеством, возникают во всех подразделениях предприятия. Поэтому учет затрат на качество должен быть налажен не только в цехах основного производства, но и в каждом центре ответственности, что требует тщательного учета накладных расходов.

Значение их точного  учета и распределения для управления качеством усиливается также следующим.

Во-первых, доля затрат на труд основных производственных рабочих в себестоимости продукции на предприятиях промышленно развитых стран имеет тенденцию к уменьшению, что связано с повышением наукоемкости и автоматизации производства.

Во-вторых, по мере улучшения  качества продукции стоимость потерь как внешних, так и внутренних, в составе которых находятся затраты на труд основных рабочих и на материалы, уменьшается и, следовательно, доля накладных расходов, относящихся к качеству, увеличивается.

Таким образом, основная проблема определения затрат на качество заключается в распределении  накладных расходов. Однако при методах распределения затрат, используемых в настоящее время на отечественных предприятиях, не уделяется внимания выделению в их структуре затрат, связанных с качеством, по их многочисленным функциональным направлениям.

При распределении косвенных  накладных расходов по объектам учета (цехам, продукции) обычно используются единые и цеховые ставки распределения расходов. Эти ставки основаны на показателях, которые зависят от объема производства продукции: времени работы основного производственного оборудования, времени, отработанного основными производственными рабочими, объема использованных основных материалов, числа произведенных единиц продукции, а также стоимостных эквивалентов перечисленных баз.

Информация о работе Управление качеством товарного производства