Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты являются частью нашей жизни и их необходимо решать.Конфликты на предприятии,так же необходимо решать,так как нестабильность и беспокойство в коллективе нарушают эффективную работу предприятия и снижают его прибыль.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические данные, необходимые для правильного толкования понятия «конфликт»
1.. Понятие «конфликт», его элементы 5
2.Типы конфликтов 6
3.Причины конфликтов и их последствия 9
4.Динамика конфликта 12
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Атлант»

2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятием 16
2.3 Анализ конфликтных ситуаций 18
2.4. Анализ причин конфликтных ситуаций 20
Глава 3. Разработка мероприятий по управлению конфликтными ситуациями

3.1 Способы разрешения конфликта 23
3.2 Мероприятий по управлению конфликтными ситуациями в ООО «Атлант» 26

Заключение 29

Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

    5

     Образ конфликтной ситуации - это отображение  предмета конфликта в сознание субъектов  конфликтного взаимодействия.

     Позиции конфликтующих сторон - это то, о  чем они заявляют друг другу в  ходе конфликта или переговорном процессе.

     1.2 Типы конфликтов

    Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью  и группой и межгрупповой конфликт.

     Внутриличностный конфликт-это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой противоположность направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Одной из наиболее распространенных форм такого конфликта является ролевой конфликт, когда к одному сотруднику предъявляют противоречивые требования, даются противоречивые задания или требуют взаимоисключающих результатов. Ролевой конфликт зачастую имеет в своей основе перегрузку работника должностными обязанностями или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями (внеплановые командировки и задания на выходные дни и т. п.). Внутриличностный конфликт позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я - высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволят высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой конфликт полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.

     Межличностный конфликт является наиболее распространенным, но в различных организационных окружения проявляется по-разному. Это может быть столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями или борьба руководителя за ограниченные ресурсы или лидерство. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Например, два маркетолога работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять свою точку зрения. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, с которым относятся приспособление, уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.

     Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается     6 в том, что он подавляет инициативу подчиненных, знает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факты, поскольку представлена одна точка зрения.

     Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремиться добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации.

     Управление  межличностными конфликтами можно  рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предлагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

         Конфликт между личностью и группой.

     Конфликт  такого типа характерен для неформальных групп, в случае несовпадения ожиданий индивида с правилами и нормами  группового поведения. Он характерен также  для производственных групп, когда  для производственных задач руководитель начинает применять непопулярные меры административного взаимодействия. Конфликт отличается несколькими особенностями:

     Первая  особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов.

     Вторая  особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

     Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним, низким.

     Позиция – официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

     Внутренняя  установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

     Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

     Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

     7

     Третья  особенность - находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или иное полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

     Межгрупповой  конфликт.

     Такой конфликт характерен для сложных  организационных структур и возникает, как правило, из-за несоответствия целей линейных и функциональных подразделений, разных критериев оценки результатов труда, узости специализации и т. п. Среди неформальных групп такие конфликты могут возникать по причинам соперничества личности. Характерным межгрупповым конфликтом является непрекращающаяся борьба между профсоюзами и администрацией

     В процессе управления межгрупповыми  конфликтами важно учитывать  и некоторые особенности.

     Во- первых, определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективные содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:

1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они ».

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.

3. Групповая атрибуция. При этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

     Во- вторых, межгрупповые конфликты отличаются по формам, в которых они проявляются и протекают:

  • забастовки
  • встречи лидеров
  • дискуссии
  • собрания, совещания, митинги
  • переговоры                                                                                                              8

     при принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать  не только особенности, но и функции  этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как:

  • сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;
  • раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;
  • утверждение статуса личности в группе.

     В курсовой работе, я раскрою социальные интересы, связанные с членами предприятия, занимаемые определенную неформальную позицию. Также, будут рассмотрены и приведены примеры на межличностные, внутриличностные, между личностью и группой и межгрупповые типы конфликтов.

1.3 Причины  конфликтов и их последствия

    Каждый  конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Основные причины конфликтов:

1. Недостаточная  согласованность и противоречивость  целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы, предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков.

2. Устарелость  организационной структуры, нечеткое  разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить указания всех руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден:

    • сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности;
    • требовать этого от своего непосредственного руководителя;
    • браться за все подряд.

    В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

3. Ограниченность  ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские        9

 ресурсы и финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет их недовольство и приведет к различным видам конфликта.

4. Недостаточный  уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

5. Необоснованное  публичное порицание одних и  незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

6. Противоречие  между функциями, входящими в  круг должностных обязанностей  работника, и тем, что он  вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.

7. Различия  в манере поведения и жизненном  опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

8. Неопределенность  перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.

9. Неблагоприятные  физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта.

10. Недостаточность  благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.

11. Психологический  феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).                                                                            10

    Рассматривая  названные причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения  конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, его тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

Информация о работе Управление конфликтами