Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш». Целью данной работы является рассмотрение типов конфликтов в организации и изучение специфики управления ими.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТеОРИТИЧЕСКИЕ основы управления конфликтами в организации…………………………………………………………………………5
1.1 Роль управления конфликтами в современной организации……………....5
1.2 Основные типы конфликтов в современной организации и проблемы управления ими…………………………………………………………………………17
1.3 Методы управления различными видами конфликтов……………………23
Глава 2. Исследование управления конфликтами в организации «мОНАКО»………………………………….................................................................37
2.1 Общая характеристика………………………………………………….......37
2.2 Анализ основных видов конфликтов в организации «Монако» и особенности управления ими………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации по управлению конфликтами в организации «Монако»………………………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………….................45
Библиографический список …………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования ”Санкт-Петербургский  государственный экономический  университет” в г. Великом Новгороде

(филиал СПБГЭУ  в г. Великом Новгороде)

 Кафедра экономики  и управления

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему: «Управление конфликтами  в организации»

По направлению  080 200.62- Менеджмент

 

 

                                                           Выполнила: студентка, группы Д.11.М

                                                                      ______      _А.М.Иванова _                                                                      

                                                                “____ ”   _____    _______г

                                                                    Руководитель: к.п.н, доцент

                                                                     _______      _В.Э.Бежовец _

                                                                     “_____” ____   ________г

 

 

 

 

“_____ ”  ______   _______

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. ТеОРИТИЧЕСКИЕ  основы управления конфликтами в организации…………………………………………………………………………5

1.1  Роль управления конфликтами в современной организации……………....5

1.2 Основные типы конфликтов  в современной организации и  проблемы управления ими…………………………………………………………………………17

1.3 Методы управления различными  видами конфликтов……………………23

Глава 2. Исследование управления конфликтами в организации «мОНАКО»………………………………….................................................................37

2.1 Общая характеристика………………………………………………….......37

2.2 Анализ основных  видов конфликтов в организации  «Монако» и особенности управления  ими………………………………………………………………………..38

2.3 Рекомендации  по управлению конфликтами в  организации «Монако»………………………………………………………………………………42

Заключение………………………………………………………………….................45

Библиографический список  …………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, каждому  человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как  образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины  конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты.

С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее  время руководителям многих уровней  не хватает элементарной конфликтологической  культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».

Целью данной работы является рассмотрение типов конфликтов в организации и изучение специфики управления ими.

Объект –  специфика управление конфликтами  в организации.

Предмет - процессы влияющие на выбор того или иного  метода управления конфликтами.

Гипотеза работы: повышение эффективности работы организации при правильном управлении конфликтами, возникающими в ней.

Задачи настоящей работы следующие:

- выявить специфические  особенности, функции, причины  и типы конфликтных ситуаций  и особенности управления ими;

- дать рекомендацию  по управлению конфликтами в конкретной организации.

Логика определила ее структуру. В ней будет рассмотрено: что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий только расширяется.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали1, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации

1.1 Роль управления  конфликтами в современной организации

 

Управление  конфликтом в организации – это  подход, который подчеркивает необходимость  регулировать конфликт таким образом, чтобы не допустить его усиления. Управление конфликтом следует отличать от разрешения конфликта, которое представляет собой поиски способов устранения противоречий в трудовом коллективе.

Подходы, связанные  с управлением конфликтом, часто критикуют за излишнее внимание к внешним проявлениям конфликта, за попытки всего лишь смягчить его последствия, а не бороться с лежащими в его основе причинами. Однако зачастую разрешить конфликт невозможно, и тогда управление им становится единственно возможным выходом, считают специалисты.

Двадцать лет  назад в литературе по управлению рекомендовали разрешать конфликт, выявлять и ликвидировать его  последствия по возможности мирными  средствами. В настоящее время  в литературе используется понятие "управление конфликтом". Конфликт на предприятии не только неизбежен, но зачастую бывает и полезен. Так, руководители многих компаний, использующих высокие технологии, уверены, что разногласия способствуют нововведениям. Конфликт часто является признаком противостояния идей, а не борьбой личных интересов, и для того, чтобы он стал продуктивным, необходимо сосредоточиться на рассмотрении идей, а не людей. К сожалению, разногласия, часто проистекая из недопонимания, быстро перерастают в личную неприязнь.

В работах некоторых авторов представлены некоторые принципы и методы, используемые на практике для преодоления личной неприязни и начала разумной дискуссии и, в некоторых случаях, установления сотрудничества между сторонами, участвующими в конфликте. Эти методы применяются, прежде всего, для управления конфликтом внутри трудового коллектива, однако они могут использоваться и при возникновении конфликтов между предприятиями или учреждениями и т. п.

Если грузовик повредил автомобиль, то владелец автомобиля хочет от его водителя только быстрой и справедливой компенсации ущерба, а не надежных долгосрочных отношений. Однако на предприятии, где работники хотят сохранить свои рабочие места, а руководители - развивать производство, такой способ разрешения конфликта недопустим. Когда интересы сотрудников приходят в столкновение и это начинает отрицательно сказываться на производительности, следует определить убытки, которые принесет усиление конфликта. Бывает, что работники готовы идти на крайние меры - вплоть до увольнения или защиты своих интересов в суде. Но в большинстве конфликтных ситуаций существует возможность диалога. Необходимо знать способы того, как помочь сторонам найти и реализовать такую возможность, считают специалисты.

Консалтинговая  фирма "Праксис груп", специализирующаяся на внедрении изменений на предприятиях, использует в своей практике модель, обозначающую две крайности развития отношений между людьми - бездействие и насилие. Посередине между ними располагается диалог, который позволяет сторонам достичь согласия. Поведение, которое ведет к той или иной крайности, является дисфункциональным, т. е. разрушительным.

Следует заметить, что на стадии бездействия стороны  возмущены и даже готовы к насилию. Бездействие бывает полезным при  подавлении конфликта, но только в качестве временной меры, которую использует одна из сторон, чтобы не допустить взаимных оскорблений и обвинений. Но приобретая постоянный характер, эта мера становится разрушительной. Бездействие и насилие - разные точки одного и того же порочного круга, считают некоторые ученые.

Руководители  предприятий должны внимательно  относиться к случаям насилия, считают  ученые. Сотрудников, способных применить  силу, чтобы дать выход гневу или  свести счеты, совсем немного, но их действия иногда выражают разочарование и скрытый страх большинства на предприятии. Людям нужно дать возможность выразить свои чувства. Те организации, где вопросов, "не подлежащих обсуждению", накапливается слишком много, движутся к критической точке. Затраты предприятия на управление конфликтом, на разработку эффективной системы найма и увольнения, на улучшение взаимодействия работников всегда окупаются.

Уклонение и  бездействие - всего лишь способы  приспособиться. Оказавшись лицом к  лицу с проблемой, большинство работников выберут бездействие вследствие, прежде всего, страха перед начальником. Однако часто главная причина кроется не в боязни наказания или потери работы. Истинной причиной бездействия является стремление избежать эмоционального дискомфорта при обсуждении источников напряженности. Руководителям организаций не хватает знания методов ведения дискуссии, и потому они избегают ее. Владеть этими методами так же необходимо, как знать правила безопасности на рабочем месте или способы борьбы с компьютерными вирусами, угрожающими информационной системе предприятия.

Конфликт - это  отсутствие согласия между двумя  и более сторонами (индивидами или  группами). Каждая из сторон стремится  к тому, чтобы была принята ее точка зрения или ее цель. При  этом она препятствует другой стороне  делать то же самое. Поэтому конфликт зачастую ассоциируется с угрозами, агрессией, враждебностью, прочими эмоционально ми проявлениями. Естественно, что широко распространено мнение: конфликт всегда нежелателен и его необходимо незамедлительно разрешать, чтобы не допустить разрушения человеческих взаимоотношений.

Конфликты могут  иметь как рациональную так и  эмоциональную природу. В зависимости  от этого выделяют управление конфликтами  на основании:

- целенаправленного  воздействия на причины и условия  конфликта;

- изменения установок и ценностных ориентаций соперников.

Эти виды управления конфликтом реализуются в различных способах: организационных, социо-культурных и социально-психологических.

Организационные способы управления конфликтом характеризуются  целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий - ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин. Основными организационными способами разрешения конфликта являются следующие.

1. Образование  подгрупп внутри конфликтующих  сторон, когда структурное подразделение  целенаправленно разбивается на  ряд автономных образований с  различными, но пересекающимися целями. Смысл этого приема - снижение сплоченности одной из сторон конфликта. При успешном формировании подгрупп члены каждой из них будут идентифицировать себя только со своей подгруппой, осознавать себя членами подгруппы, отделенными от других подгрупп. В конечной счете это приводит к ослаблению целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению степени участия членов подгрупп в конфликте. Такой способ управления конфликтом час то применяется для уменьшения интенсивности конфликта между администрацией и подчиненными.

Информация о работе Управление конфликтами в организации