Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента 8
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования 8
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе 17
1.3. Задачи и содержание методической работы 22
1.4. Формы методической работы 27
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении 29
1.6. Функции управления методической работой 35
Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.2. Построение модели управления методической службой в образовательном учреждении 61
2.3. Критерии и показатели оценки методической работы в образовательном учреждении 64
2.4. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 85
Функции инновационно-методического совета:
- руководство
организационно-методической
- управление
методической работой в
- управление инновационной и научной деятельностью в ОУ;
- руководство деятельностью методических и инновационных структурных подразделений, созданных в ОУ, а также их взаимодействие между собой;
- руководство взаимодействием ОУ с внешними методическими, научными и инновационными структурами;
- содействие
решению проблем финансово-экон
Принципы деятельности
инновационно-методического
- научный подход;
- коллегиальность;
- открытость и гласность;
- плановость;
- конкретность принимаемых решений;
- актуальность обсуждаемых на заседаниях ИМС проблем;
- перспективная нацеленность, прогностичность;
- поощрение инициативы;
- принцип точности, конкретности и ритмичности;
- принцип доминанты (главного звена)
Методическая работа в учреждении образования осуществляется через построение методической службы образовательного учреждения (МСОУ), которая включает в себя ряд структур, участников, условий и процессов.
(см. Приложение 1)
Как видим, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач.
Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.
1.6. Функции управления методической работой
Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?
Обратимся к понятию «управление образовательным учреждением», данному В.И.Дружининым. Управление образовательным учреждением - это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».
Весь процесс управления любой организацией носит цикличный замкнутый характер. Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:
- предварительного управления;
- оперативного управления;
- заключительного управления;
Результатом данной цикличности является то, что управленческая деятельность разделяется на ряд взаимосвязанных, но обособленных видов деятельности - функции управления. Приведем несколько определений данного понятия.
Функция управления (от лат.- совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и (или) организованности управляемых объектов.
Функция управления - это определенный вид однородной, регулярно повторяющейся управленческой деятельности, требующей специализации труда в субъекте управления и применения специальных методов и приемов ее осуществления.
В современном образовательном менеджменте выделяют восемь функций:
- анализ;
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- контроль;
- координация;
- регулирование;
- стимулирование.
Все эти функции управления полностью должны присутствовать в управлении методической работой образовательного учреждения. А правильно их реализовать, подобрать соответствующие средства и методы - это задача квалифицированного менеджера.
Прогнозирование - это сложный процесс, от правильной реализации которого будет зависеть весь дальнейший путь процесса. Б.С. Гершунский дает следующее определение педагогического прогнозирования - это «специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования».
В данном определении четко сформулированы основные задачи прогнозирования:
- формирование и структуризация целей и задач;
- определение возможных траекторий развития;
- выявление динамики развития школы;
- примерный подбор методов и средств по решению конкретных задач. Для проведения корректного процесса прогнозирования необходимо владеть набором специальных научных методов:
- моделирование;
- экстраполяция;
- метод экспертных оценок;
- опрос субъектов деятельности;
- социометрия;
- причинно-следственный метод;
- метод мозгового штурма;
- генетический метод;
- метод исторических аналогий. В чем сущность данных методик.
Моделирование - это процесс имитации будущих процессов в абстрактной форме. Позволяет просмотреть возможные результаты и последствия деятельности.
Экстраполяция
- распространение изученных
Метод экспертных оценок - основан на достижении согласия в группе экспертов по поводу будущего развития какого-либо объекта или процесса. Причинно-следственный метод - основывается на большом количестве статистических данных.
Метод мозгового штурма - процесс нахождения лучшего решения поставленной проблемы, путем выбора из максимального большого количества предложенных вариантов.
Метод исторических аналогий - основывается на нахождении в историческом прошлом объекта с похожими характеристиками и изучение процесса его развития по определенной проблематике.
Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:
- краткосрочное (2-4 года)
- среднесрочное (5-10 лет)
- долгосрочное (10-20 лет)
В прогнозировании методической работы наиболее распространены краткосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование слабо применимо из-за высокой мобильности окружающей среды, в общем, и системы образования в частности.
Если задача прогнозирования наметить перспективные цели и задачи методической работы и указать пути их достижения, то планирование ставит конкретные цели и сроки, определяет исполнителей и ответственных. Планирование призвано обеспечить структуризацию процесса работы, выстроить всю технологическую цепочку для достижения целей.
Процесс планирования должен быть строго систематизирован и включать в себя следующие этапы.
- анализ и оценка исходного состояния системы;
- определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;
- спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;
- подобрать комплекс мер для достижения задач;
- установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;
- определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.
Результатом планирования должен быть конкретный официальный документ школы, обязательный для выполнения всеми структурами и работниками школы - план. В процессе реализации все остальные действия совершаются в соответствии с этим документом.
В ходе планирования особое внимание рекомендуется уделять целям и результатам. Как было рассмотрено выше, методическая работа это очень многосубъектная, полиструктурная деятельность. Правильно поставив цель для всех объектов методической работы, мы сумеем обосновать и необходимость мероприятий по плану. Формальный подход к формированию целей и задач, приведет к непониманию всего процесса у педагогов, а, следовательно, небрежному и халатному отношению к осуществлению плана. Результаты работы обязательно должны быть измеряемыми. Выбор и определение диагностируемых параметров - залог успешности реализации плана. Планирование в методической работе должно осуществляться не только в общих планах методической работы, но и в индивидуальном планировании самообразования.
Функции планирования и прогнозирования методической работы обязательно должны соответствовать следующим закономерностям:
Эти закономерности определяют требования во всей системе управления методической работой и находят свое отражение в ее принципах:
- принцип научности и аналитического основания. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего, педагогики, психологии,
дидактики, менеджмента;
- принцип системности управления. Необходимо охватить управлением всю совокупность целостной системы методической деятельности в школе;
- принцип коллегиальности. Все решения принимаются коллегиальным совещательным органом;
- принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования и другими заинтересованными службами;
- принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологий в школьной системе методической работы в соответствии с потребностями и интересами кадров, региональной стратегией образования и т. д. Вариативность предусматривает наличие оптимального выбора и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов;
- принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры педагогических кадров, право выбора в течение всей их педагогической деятельности видов, темпов и сроков повышения квалификации.
Следующими функциями управления после создания плана является организация и контроль.
Самый замечательный план потерпит неудачу, если будет плохо организовано его выполнение. Что же мы понимаем под функцией «организация»?
Классический менеджмент дает следующее определение. Организационная функция - это совокупность действий и процедур, ведущих к упорядочению и согласованию взаимосвязей между компонентами системы. Организовать - это значит разделить на части и делегировать для выполнения какой-либо управленческой задачи, путем распределения ответственности, полномочий, а также сформировать устойчивые организационные структуры, процедуры и связи. Организационная функция состоит из 2 фаз:
- формирование управленческой задачи, принятие решения и ее реализации, доведение до исполнителей, выбор средств и способов действий, распределение поручений, создание для исполнителей стимулов и мотиваций, делегирование исполнителям некоторых властных полномочий;
- создание необходимых условий для исполнителей, приобретение ресурсов, обеспечение финансами, предоставление рабочих мест и их оснащение.
К сожалению, эти несложные правила чаще всего соблюдаются не полностью. Руководители всех уровней склонны раздавать обязанности и ответственность, зачастую забывая о правах исполнителей, а также о своих собственных обязанностях. Принципами организационной функции является:
- безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных;
- соразмерность ответственности и властных полномочий;
- прямая соподчиненность.
Следующей функцией управления, которая должна исполняться руководителем, является функция контроля. Контроль - это функция управления, которая служит средством обратной связи между субъектом и объектом управления и представляет собой осуществляемый субъектом комплекс мер по надзору за реализацией управленческих решений, проверки жизнедеятельности организации с целью выявить возможные отклонения и осуществить коррекцию. Целью контроля является сбор, накопление, обработка и подготовка к анализу информации о состоянии управляемого процесса или объекта, фиксация отклонений в жизнедеятельности ОУ от установленных планов, стандартов и норм для принятия регулирующих мер.
Объектами внутреннего контроля в образовательном учреждении являются:
Информация о работе Управление методической работой в образовательном учреждении