Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента 8
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования 8
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе 17
1.3. Задачи и содержание методической работы 22
1.4. Формы методической работы 27
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении 29
1.6. Функции управления методической работой 35
Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.2. Построение модели управления методической службой в образовательном учреждении 61
2.3. Критерии и показатели оценки методической работы в образовательном учреждении 64
2.4. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 85
1. Процессы, протекающие
в ОУ (образовательный,
2. Деятельность педагогических, руководящих и иных работников ОУ.
3. Работа структурных подразделений ОУ, в том числе методических.
4. Связи образовательного учреждения с внешней средой.
5. Направления деятельности ОУ – методическая работа, инновационная деятельность, воспитательная работа, учебная работа, работа с персоналом.
6. Учебные занятия, методические мероприятия.
7. Документальные
материалы, в том числе
Направления внутреннего контроля, их методические цели:
Направления внутреннего контроля |
Методические цели |
Итоговый документ |
Посещение уроков (занятий) в порядке наблюдения |
Изучение качества педагогической деятельности |
Бланк протокола с анализом |
Проведение уроков контроля, контрольно-зачетных занятий, итоговой аттестации |
Изучение учебных, внеучебных достижений обучающихся (выпускников)ОУ |
Бланк протокола с анализом |
Посещение воспитательных мероприятий, занятий |
Исследование качества воспитательной работы педагогов |
Бланк протокола с анализом |
Посещение методических мероприятий |
Изучение качества методической работы |
Бланк протокола с анализом |
Посещение родительских и общественных мероприятий |
Изучение взаимодействия педагогов ОУ с социумом |
Бланк протокола с анализом |
В ходе осуществления внутреннего контроля администрация ОУ должна регулярно, в плановом порядке посещать и анализировать различные методические мероприятия: заседания методических объединений, педагогические чтения, семинары, методические консультации, информационно-методические совещания, конференции, конкурсы педагогического мастерства, творческие отчеты. Для успешного осуществления методической работы в школе контроль целесообразно осуществлять в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогает своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживает динамику развития педагогического коллектива.
Направления контроля
организации методической работы в
школе:
- состояние и результативность методической
работы в школе;
- эффективность и действенность управления
методической работы;
- уровень профессиональной компетентности
учителя; - состояние и эффективность инновационной
работы;
- раскрытие творческого потенциала учителей;
- создание материальной базы учебных
кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю процесса развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов. Педагогический мониторинг может стать не только делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива могут участвовать руководители методических объединений и сами учителя. Поэтому можно постараться обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Любая школа как объект управления представляет собой очень сложный многокомпонентный комплекс. В ее состав входит множество уровней и подуровней, индивидуальных и коллективных, постоянных и временных субъектов, связей и отношений между ними. В задачу менеджера образования входит создание оптимальной системы взаимоотношений между ними для этого и существует функция координации. Координация - это процесс согласования, приведения в соответствие всех связей организации с внешней средой.
В тесном контакте с координацией находится функция коммуникации.
Коммуникация -
это обмен информацией в
- постоянно иметь в своем распоряжении свежую информацию о состоянии субъектов (получение информации о затруднениях, полученных результатах на основе педагогической диагностики);
- создавать открытую для внешнего опыта систему работы и распределять поступающую информацию по конкретным точкам применения (точкам роста);
- не допускать дублирования процессов получения, поиска информации в целях экономии времени и средств.
Функция анализа
- это процедура мысленного или
реального расчленения
Функция регулирования вступает в действие в случае выявленных в ходе контроля отклонений, ведущих к снижению заданных темпов роста, показателей. С латинского «геgulо» - приводить в порядок. Если эта функция не отработана, то результаты любой работы очень редко будут совпадать с поставленными целями. Методами реализации этой функции служат:
- совещания при директоре;
- оперативные совещания в организационной структуре;
- издание локальных нормативных актов;
- внесение изменений в локальные акты;
- изменение установленных сроков, режимов, нормативов работы.
«Надо ли учителям учиться, готовы ли работать над выявленными проблемами?» - большинство учителей ответит положительно. Однако это абсолютно не означает последующего за ним желания учиться, готовности постоянно повышать свою квалификацию, то есть проявлять какую-то активность в этом направлении. Именно как сделать, чтобы слова не расходились с делом - задача функций делегирования и стимулирования.
В основе реализации этих функций лежит необходимость мотивирования педагогических кадров к инновационно-методической работе. Под мотивацией мы будем понимать - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей определенный смысл.
Делегирование - это передача задач и властных полномочий сверху вниз лицу или группе лиц, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Целями делегирования являются:
- освобождение руководителей от решения текущих вопросов и освободить время для решения стратегических задач;
- повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления;
- активизация деятельности объектов методической работы.
Примером делегирования полномочий в методической службе может служить поручение подготовить мероприятие по определенной проблеме (выступление на педсовете, доклад, разработка предложений для коллектива и т.п.). При делегировании определенных полномочий обязательно нужна точная формулировка поручения, указание конкретных сроков исполнения. Кроме выше перечисленных целей, делегирование является и серьезным стимулом в работе. Не зря пословица говорит: «Доверие окрыляет». Но всех невозможно наделить властными полномочиями, да и наверное и нет такой необходимости, однако, любой человек при совершении любой деятельности задает себе вопрос: «зачем я это делаю?». Ответ на этот вопрос дает функция стимулирования (мотивации).
Стимулирование - процесс побуждения себя и других к деятельности. Вопросы мотивирования персонала рассматриваются во многих научных работах. Перечислим основные теории мотивации:
- иерархия потребностей А. Маслоу.
- теория потребностей МакКлелланда;
- двухфакторная теория Герцберга;
- теория ожидания Врума;
- теория справедливости;
- модель Портера-Лоулера(комплексная).
Все эти модели, на наш взгляд, имеют право на существование, так как рассматривают процесс мотивирования с разных точек зрения. Изучение данных теорий позволит менеджеру образования расширить количественный набор возможных стимулов в своей работе.
Помимо теоретических знаний обязательно знание методов правильного стимулирования. Стимулирование бывает двух видов материальное и моральное. Зачастую возможно использование морального стимулирования с вторичным материальным фактором (присвоение категории, памятный подарок).
Стимулирование
должно быть комплексным, дифференцированным,
гибким, оперативным. Комплексность
реализуется в сочетании
Дифференцированность заключается в учете особенностей конкретного работника, его опыта, роли, значимости, материального положения.
Гибкость и оперативность определяются как своевременное изменение стимулов, из-за изменившихся условий среды. Помимо методов существуют принципы стимулирования:
- доступность - условия стимулирования должны быть прозрачными и понятными для всех категорий. Стимул должен быть достигаемым;
- ощутимость стимула - результат стимуляции должен оказать ощутимое влияние на состояние учителя;
- постепенность - степень (важность) стимуляции должна быть пропорциональна затраченным усилиям для ее достижения;
- сочетание материальных и моральных стимулов;
- сочетание положительных и отрицательных стимулов (стимулы и антистимулы). В науке применение антистимулов (страх, принуждение, штрафы) не приветствуется из-за отрицательного морального воздействия. К сожалению, возможно возникновение ситуации, когда без подобного действия не обойтись. Мы постараемся рассмотреть, какие стимулы можно и нужно использовать для активизации инновационно-методической работы педагогов.
Стимулы профессионального развития учителей.
Мотивы самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности:
Мотивы личного развития:
Мотивы самоутверждения, достижения социального успеха:
Мотив стабильности:
Мотивы состязательности:
Информация о работе Управление методической работой в образовательном учреждении