Управление мотивацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:35, диссертация

Краткое описание

Актуальность исследований проблем мотивации связана, в первую очередь, с интеграцией России в мировое сообщество и стремлением к достижению достойного уровня конкурентоспособности на мировом рынке. В современном менеджменте считается, что такой уровень невозможен без массового изменения в общественном сознании отношения занятого населения к своей трудовой деятельности для повышения ее эффективности (производительности труда, качества продукции, экологической безопасности и инноваций).

Вложенные файлы: 1 файл

Кандидатская диссертация.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Третья позиция разграничивает «внутреннюю» (как собственно мотивацию) и «внешнюю» (как стимулирование труда) мотивацию труда, определяя первую как «стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности», а вторую – как «создание условий (организацией), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда»[16, с. 465]. И другой авторитетный источник: «Мотив труда – это внутреннее побуждение человека к труду, а стимул труда – это внешний побудитель человека к труду. Мотив труда возникает в сознании человека как вершина логической цепи: потребности – интересы – мотивы труда... Происхождение стимула труда другое: он является последним звеном логической цепи: потребности организации – интересы организации – стимулы труда. Для того чтобы реализовать свои интересы и удовлетворить потребности, организация нуждается в работниках. Для этого она предлагает им определенный набор благ. Эти блага и становятся внешними побудителями работников к труду»[3, с. 70].

То есть, согласно третьей позиции, стимулирование труда не является составной частью трудовой мотивации, а представляет собой целенаправленное внешнее воздействие на работника для управления его трудовой мотивацией. «Система мотивов труда устойчива, редко подвергается изменениям – так же редко, как и человеческие ценности. Как правило, меняется не состав мотивов труда, а их значение. Так, при снижении уровня жизни вырастает значение материальных мотивов, при росте благосостояния – социальных. Именно под эту исторически сложившуюся систему и «подгоняются» системы стимулов труда организаций»[4, с. 62]. «Динамика мотивов связана с условиями трудовой деятельности. Улучшение условий трудовой деятельности ведет не только к росту удовлетворенности работой и улучшению отношения к труду, но и способствует усложнению структуры мотивов труда и росту важности таких из них, как активное участие в управлении производством, польза людям, общественное признание своего труда, самостоятельность»[22].

Таким образом, теоретическое исследование содержания процессов и понятий мотивации позволяет нам сделать следующие выводы.

  1. Мотив – это определенное в теории недефинированное («причина», «повод», «фактор», «материальный или идеальный предмет», «состояние возбуждения», «рациональное основание», «глобальная установка» и т. д.), побуждающее человека к определенным действиям;
  2. В основании мотива находятся потребности (осознанные феномены) и интересы (неосознанные феномены). Потребности и интересы, согласованные с мотивами, «вырастают» в мотивацию «как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению действий».
  3. Поскольку исследователям не удалось прийти к согласию, мотивация – это внутреннее состояние человека или внешнее воздействие на него с целью побудить к чему–либо. В теории сформированы понятия «внешней» и «внутренней» мотивации, согласно которым «внешняя» мотивация обусловлена внешними обстоятельствами (например, зарплата как мотивация к труду); «внутренняя» – содержанием («интересно–неинтересно»).
  4. Наиболее актуальной является проблема трудовой мотивации, к проблеме определения которой, вытекающей из общей неопределенности мотивации, добавляется собственное разнообразие понятий «одного порядка» («мотивация труда», «мотивация к труду», «мотивация трудовой деятельности»), так и по существу: это внутреннее собственное желание человека трудиться или внешнее воздействие на него с целью побудить к труду.
  5. Наиболее значимые для человека потребности и интересы становятся стимулами. По поводу того, стимулирование труда является частью трудовой мотивации или представляет собой целенаправленное внешнее воздействие на работника для управления его трудовой мотивацией, существуют разногласия.

В это связи в рамках проводимого исследования становиться необходимость анализа теории мотивации и потребностей человека.

 

1.2 Теории и методики мотивации и потребности человека

 

Как показало проведенное нами в разделе 1.1 исследование, в научной литературе существует множество подходов как к определению сущности понятия мотивации, так и теоретическому осмыслению названного явления. Исследование причин, побуждающих человека к трудовой деятельности и есть теории мотивации. Различают содержательные и процессуальные теории мотивации. К содержательным теориям относят: теория Ф.У. Тейлора, А. Маслоу, двухфакторная теория удовлетворенности работой Ф. Герцберга, ERG К. Альдерфера, приобретаемых потребностей Д. Макклелланда. С помощью содержательных моделей мотивации делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост), конкретизировать корреляционные механизмы мотивационного поведения[66, с. 195].

Процессуальные теории мотивации: теория человеческих отношений Р. Лайкерта, ожидания В. Врума, равенства С. Адамса, Л. Портера – Э. Лоурела, теория постановки цели Е. А. Локка, научения Б. Ф. Скиннера. Процессульные теории, напротив, исследуют когнитивные предпосылки, которые затем реализуются в мотивации или действиях, и что более существенно, их взаимосвязь друг с другом.

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Согласно теории А. Маслоу успех побуждения работников к производительному труду зависит от того, насколько правильно учтены актуальные потребности человека.

Классическая теория Тейлора под влиянием временных факторов (социальных, политических) стала изменяться и совершенствоваться и при закладке основ современных концепций мотивации, по мнению В.П. Пугачева, наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Макклелланда[31, с. 53].

Автором теории иерархии потребностей является один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии А.Г. Маслоу. Маслоу А.Г. считал, что мотивация основана на ряде человеческих потребностей. Они расположены в иерархическом порядке, который требует, чтобы вначале удовлетворялись низшие, основополагающие потребности, а потом, снизу вверх, все менее основополагающие потребности. В своей теории иерархии потребностей Маслоу выделил пять основных категорий потребностей:

1) физиологические потребности (например, утоление голода и жажды);

2) потребность в безопасности (например, потребность в крове и тепле, потребность в порядке);

3) потребность в принадлежности и любви (например, потребность быть членом семьи или социальной группы);

4) потребность в признании/потребности «эго» (например, потребность в статусе, самоуважении);

5) потребность самоактуализации (например, потребность в личном росте и развитии).

Иерархия Маслоу обычно представляется в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности, а на вершине – потребность в самоактуализации.

Физиологические потребности и потребность в безопасности считаются базовыми потребностями низшего порядка. Это потребности, которые, как правило, удовлетворяются за счет внешних ресурсов – пищи, питья и тому подобного. В профессиональном контексте на эти низшие потребности будут влиять заработная плата, гарантия сохранения рабочего места и другие внешние условия работы. Влиять они будут либо напрямую (например, гарантия сохранения рабочего места), либо косвенно (например, заработная плата, которая дает возможность удовлетворять базовые потребности). И только после удовлетворения этих потребностей, как считает Маслоу, люди стремятся к удовлетворению таких потребностей, как потребности в принадлежности, признании и самоактуализации.

К потребностям к принадлежности и любви относится потребность любить и быть любимым. Маслоу утверждает, что когда эти потребности не удовлетворены, «человек будет жаждать отношений с людьми вообще – места в группе или семье, – и будет всеми силами стремиться достигнуть этой цели». Маслоу подчеркивает, что «в нашем обществе неудовлетворение этих потребностей является наиболее часто встречающейся причиной неспособности адаптироваться и более тяжелой патологии».

Маслоу отмечал, что потребность в признании бывает двух типов. К первому типу относятся «жажда силы, достижения, адекватности, превосходства и компетентности, уверенности невзирая ни на что, независимости и свободы». Второй тип включает в себя «жажду репутации или престижа… статуса, известности, значимости, достоинства или признательности». Продолжая развивать эту мысль, Маслоу утверждает, что «неудовлетворение этих потребностей вызывает чувство неполноценности, слабости и беспомощности. Эти чувства, в свою очередь, порождают либо общее базовое разочарование, либо компенсаторные и невротические тенденции»[20, с. 61].

В отличие от потребностей низшего порядка, потребности высшего порядка обычно удовлетворяются внутренним образом. Результатом тут является испытываемое человеком чувство принадлежности к чему–то, самоуважения и так далее. Кроме того, Маслоу констатирует, что потребности высшего порядка не столь важны для простого выживания, и они обычно являются не самыми неотложными, так что люди могут быть готовы надолго отложить их удовлетворение. В профессиональной сфере потребностями высшего порядка являются удовлетворенность работой, личное развитие и тому подобное.

Теория иерархии потребностей основана на предположении, что люди стремятся удовлетворить неутоленные потребности, и что они будут стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня чаще всего тогда, когда уже утолены потребности низшего уровня. Маслоу утверждает, что люди могут настолько сильно сосредоточиться на удовлетворении потребностей текущего уровня, что будут считать их какое–то время более приоритетными, нежели потребности низшего уровня. Например, если человек напряженно работает, дабы выполнить задание в жесткие сроки, он может делать это в ущерб удовлетворению основополагающих физиологических потребностей типа жажды или голода. Кроме того, потребности, которые удовлетворялись в течение длительного периода времени, могут стать менее значимыми. Например, если люди никогда не испытывали реального голода, то они могут считать еду чем–то относительно несущественным. Однако низшие потребности считаются более насущными – иными словами, угрожающие жизни голод или жажда и реальная потребность в крове всегда имеют преимущество над потребностями высшего порядка.

Теорию Маслоу часто представляют как негибкую в том плане, что переход от одного уровня иерархии к другому возможен только после полного удовлетворения более низкой потребности. Однако на самом деле Маслоу так не считал[37, с. 31].

Маслоу также указывал, что не каждый человек вписывается в данную иерархию. Хотя большинство людей, по–видимому, испытывает базовые потребности именно в указанном порядке, Маслоу все же сделал несколько исключений[49]:

  • для некоторых людей, по–видимому, чувство самоуважения может быть важнее, чем любовь, в частности для тех, кто считает, что любят в первую очередь людей сильных и влиятельных. Если этим людям не хватает любви, то они могут вести себя так, как, по их мнению, должен вести себя сильный и влиятельный человек, но это зачастую агрессивное поведение. Они стремятся к самоуважению ради любви, а не ради самого самоуважения.
  • некоторые творчески одаренные люди обнаруживают тягу к самоактулизации, которая проявляется, невзирая на недостаточную удовлетворенность их базовых потребностей.
  • потребности более высокого уровня могут вообще отсутствовать у некоторых людей. Так бывает, вероятно, когда человек никогда реально не выходит за рамки удовлетворения базовых потребностей более низкого уровня и таким образом никогда не перейдет к более высоким уровням иерархии потребностей.
  • некоторые люди, лишенные любви в раннем детстве, могут перманентно испытывать отсутствие потребности в любви всю оставшуюся жизнь.
  • некоторые люди с высокими идеалами или ценностями могут становиться мучениками и отказываться от всего ради своих убеждений.

Маслоу предостерегает, что есть многие вещи, движущие поведением. Он утверждает, что хотя его теория и провозглашает, что «человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он неудовлетворен в отношении их обеих», это не обязательно предполагает, что он будет действовать на основании своих желаний.

Теория Маслоу очень популярна, хотя более поздние исследования лишь в незначительной степени подтверждают ее валидность. Она подвергалась критике в связи с положением о том, что люди переходят к удовлетворению потребностей более высокого уровня только после того, как удовлетворены все потребности более низкого уровня. Однако Маслоу указал, что возникновение различных потребностей совпадает с ключевыми стадиями жизни. Так, потребности в безопасности и физиологические потребности удовлетворяются в детстве, потребности в принадлежности и любви – в подростковом возрасте, потребности в уважении – в раннем зрелом возрасте и потребности в самоактуализации – при приближении к пятидесятилетию.

Главная проблема при использовании теории иерархии потребностей – как измерять потребности: насколько сильно они ощущаются и насколько они удовлетворены по мнению человека. Это особенно сложно для наблюдателей, которые пытаются оценить, удовлетворены ли потребности конкретного человека. Особенно это касается потребностей более высокого уровня, так как только сам человек может чувствовать, удовлетворены ли его потребности или нет[29, с. 62].

Признание некоего рода потребности на наиболее низком уровне данной иерархии может сильно снизить мотивационные эффекты от чего бы то ни было на более высоких уровнях. Кроме того, факторы, мотивирующие конкретного человека, могут измениться, если изменятся его или ее обстоятельства. Например, если человек озабочен серьезными финансовыми проблемами, то его вряд ли будут сильно мотивировать планы саморазвития.

Теория Макклелланда: Три потребности, мотивирующие человека – это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).

В современных условиях особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. Сравнивается тем самым с теорией А. Маслоу, где ценится факт удовлетворения низших потребностей для последующего удовлетворения потребностей высших уровней.

Теория Герцберга:

  • потребности делятся на гигиенические факторы (физиологические потребности в безопасности, общении, участии в совместной деятельности) и мотивации (потребности в самоактуализации, признании и уважении).
  • мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Маккелланда, активно воздействуют на поведение человека.

Информация о работе Управление мотивацией