Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:59, дипломная работа
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна, так как переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала. Причем это актуально не только для общества в целом, но еще в большей степени для каждого предприятия, фирмы, организации. Потому что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд и по его мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха.
Работа с кадровым резервом – одна из наиболее востребованных «тем» в современном HR-менеджменте. И значение ее будет только возрастать, учитывая нарастающий дефицит управленцев и специалистов разных категорий на рынке труда. В первую очередь, с наличием кадрового резерва связывают ожидания по снижению временных и финансовых затрат на заполнение вакансий.
Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Приведем следующую классификацию видов кадрового резерва.
1. По виду деятельности: резерв развития (группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий); резерв функционирования (группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации).
2. По уровню подготовленности выделяют группу кандидатов «А», которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время, и группу кандидатов «В», выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Выделяют следующие принципы формирования резерва: принцип актуальности резерва (предполагает учет реальной потребности в замещении должностей); принцип соответствия кандидата должности и типу резерва; принцип перспективности кандидата включает несколько требований: ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.
План работы с резервом руководящих кадров организации включает следующие разделы: определение потребности в руководящих кадрах; подбор и изучение руководящих кадров; комплектование резерва, рассмотрение, согласование и утверждение резерва; работа с резервом руководящих кадров; контроль за подготовкой резерва руководящих кадров; определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности.
Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.
Исключение из резерва кадров связано с неудовлетворительными показателями работы на вверенном участке по результатам аттестации, состоянием здоровья, выходом на пенсию и т.п.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что управление персоналом состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия. При всем многообразии организаций, которые существуют в современном обществе, и видов деятельности, с которыми они связаны, можно легко увидеть, что названные выше функции присутствуют в деятельности каждой из них.
Одной из важных функций торгового менеджмента является управление персоналом. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий (42; с.2).
Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Под торговым персоналом понимается совокупность людей, непосредственно задействованных в обеспечении процесса торговли. Существуют два вида торгового персонала.
Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих основных принципах:
1. Управление персоналом должно
быть интегрировано со
2. В процессе управления
3. В процессе управления
4. Отбор работников, на которых
намечено распространить
5. В процессе формирования и
использования персонала
6. В процессе управления
персоналом торгового предприят
На современном этапе основными направлениями кадровой политики торговых организаций становятся: разработка единых принципов стратегического управления и развития персонала в отрасли; исследование и внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала; учет кадровой политики на всех уровнях стратегического планирования организации; проведение скоординированной единой тарифной политики и оплаты труда; разработка и применение экономических стимулов и социальных гарантий (10; с.68).
Механизм реализации кадровой политики представляет собой систему планов, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей торговой организации в персонале (1; с. 257).
Планирование потребности в персонале является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия.
Основной целью данного этапа является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации.
Необходимость планирования в торговых предприятиях обусловлена большой текучестью кадров, таких как торговые представители, супервайзеры. В связи с этим, планирование является важным аспектом своевременного удовлетворения потребности организации в данной категории сотрудников
В настоящее время вопросы подбора персонала для торговых организаций являются первоочередными. Это связано с тем, что персонал оказывает непосредственное воздействие не только на конечный результат деятельности организации, но также и на ее процесс (42; с.4). Поэтому необходимо учитывать человеческую составляющую торговой организации, важность данного ресурса не только для нормального функционирования, но и для развития, достижения конкурентных преимуществ.
Торговые организации используют как внутренние, так и внешние источники набора персонала.
Из внешних источников наибольшей популярностью пользуется следующие: подбор с помощью сотрудников, объявления в СМИ, Интернет, государственные агентства занятости, кадровые агентства. Многие торговые компании, такие как Лента, Карусель сотрудничают с учебными заведениями.
Если ощущается недостаток в работниках достаточно высокого уровня, то торговые организации прибегают к набору кандидатов на вакантные должности путем продвижения опытных работников по служебной лестнице. При этом используется метод извещения всех работающих в организации о вакантных должностях путем распространения бюллетеней, вывешивания объявлений и т.д..
Привлечение персонала «извне» происходит только в том случае, когда невозможны и нецелесообразны другие варианты. Правда такая необходимость возникает довольно часто.
Процесс отбора торгового персонала не отличается по содержанию от процесса отбора кандидатов в любой другой организации и включает в себя этапы, которые реализовываются практическими менеджерами торговых организаций: предварительное собеседование, первичный отбор, собеседование с сотрудниками отдела кадров, справки о кандидате, собеседование с линейным руководителем, медицинский осмотр, принятие решения, подписание двумя сторонами трудового контракта.
Наиболее часто применяемым в торговых предприятиях методом отбора персонала является собеседование, то есть личное общение с кандидатом на должность.
Универсальной технологии проведения интервью не существует – каждый руководитель выбирает свои инструменты для оценочного собеседования, порой самые неожиданные.
В торговых организациях отбор работников, на которых намечено распространить гарантию занятости в фиксированном периоде, как правило, осуществляется на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам - главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов и торговых представителей по реализации товаров наиболее сложного ассортимента. В процессе конкурсного отбора предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к высокодинамичной конъюнктуре потребительского рынка (30; с.258).
Принятого сотрудника необходимо ввести в должность, для чего проводятся определенные мероприятия по его адаптации на новом месте работы. Следует сказать, что в отечественных торговых организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации.
В последнее время в торговых и иных организациях все большее распространение получает практика приема на работу с испытательным сроком, дающая возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству.
В период испытательного срока, продолжительность которого зависит от трудового законодательства и традиций компании, кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако может быть уволен по его окончании без каких-либо последствий для организации. В течение испытательного срока руководитель подразделения уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения потенциала работы в данной должности и организации.
Оценка персонала и методы ее реализации торговыми организациями являются одним из наиболее ответственных этапов в процессе управления персоналом, так как от степени адекватности выбранных методов целям оценки зависит соответствие квалификации, уровня знаний и навыков работников должности или рабочему месту.
В торговой сфере наиболее часто используемой является классификация методов по объекту, субъекту и предмету оценки, согласно которой выделяют традиционные и нетрадиционные методы оценки. Данная классификация подходит для оценки торгового персонала, так как охватывает весь спектр оценок возможных характеристик кандидата.
К традиционным методам оценки, наиболее часто применяемым в торговых организациях, относятся: биографический метод, интервьюирование (собеседование); описательный метод; метод анкет; тестирование; метод ранжирования; метод эталона; метод коэффициентов; метод сравнения по парам; метод балльной оценки; метод независимых судей; метод комитетов. Распространенным методом являются конкурсы.
Среди нетрадиционных методов для торговых организаций свойственно использование следующих методов: метод Центра оценки (Assessment center), социометрический метод (или метод «360-градусной аттестации»), психологические методы (разнообразные тесты). Данные методы оценки используется в таких «продвинутых» торговых компаниях г. Волгограда, как «Metro», «Перекресток».
Грамотно выстроенная система мотивации персонала, занятого в торговле, дает если не больший, то, во всяком случае, сравнимый с обучением эффект. Стимулирование персонала дает торговым организациям возможность получать более широкий спектр в "обратной связи", реакции и отношении сотрудников к работе.
Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять "стандартную" систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, - затея бесполезная. Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании, таких как: стратегия продаж компании; система продаж, особенности управления продажами; особенности бизнес-процессов в компании; распределение обязанностей внутри отдела продаж и между отделами; организационная культура.
Информация о работе Управление персоналом в торговых организациях