Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка плана мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на ООО «Правиа».
В соответствии с целью определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управление персоналом в системе менеджмента предприятия;
провести анализ управления персоналом в исследуемой организации;
разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии.
В ведущих зарубежных компаниях сокращается число уровней иерархии, и пересматриваются полномочия и ответственность менеджеров. Большое внимание уделяется вопросам организационного развития. Сегодня горизонтальные коммуникации — формальные и неформальные - служат необходимой основой процесса нововведений. Сетевые структуры позволяют аккумулировать знания, информацию, создавать команды быстрого реагирования. В свою очередь это резко повышает конкурентный потенциал предприятий. Реализация инновационных стратегий ставит в центр управленческого внимания фигуру новатора и предполагает соответствующую перестройку механизма кадровой работы. Многие годы в нашей экономике результативность предприятий не была непосредственно увязана с нововведениями и эффективной организацией научно-производственного - сбытового цикла. Поэтому терялись многие перспективные идеи, затягивалось внедрение новшеств. Руководители предприятий нередко формально относились к техническому рационализаторству и тиражированию передового опыта, а организационно-экономическое творчество чаще всего никак не стимулировалось.
Сегодня же всё больше предпринимателей вынуждены буквально гоняться за новинками в технике, организации труда и производства. Практика передовых предприятий даёт примеры комплексного подхода к организации и управлению новаторской деятельностью. Непременные условия такого подхода - обеспечение наибольшего потока научно-технических идей, предложений по снижению себестоимости, повышению качества, улучшению организации и условий труда, совершенствованию методов управления; быстрота и гласность рассмотрения и оценки предложений, чёткая и понятная процедура поощрения новаторов; расширение круга моральных и материальных стимулов новаторской деятельности; предоставление инициативным работникам большей свободы действий на рабочем месте, в выборе работ и режимов труда; повышение ответственности высшего руководства за общий уровень творческой активности персонала. Кадровые службы в фирмах развитых стран" обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
Опыт передовых фирм свидетельствует, что работников системы управления «человеческими ресурсами» должен отличать высокий профессионализм. В этих фирмах прекрасно отлажены механизмы найма, подбора, расстановки и перемещения кадров; оценки и развития трудового потенциала работников; используются многообразные гибкие формы материального вознаграждения и социальные программы, причём ответственность за их эффективность лежит на кадровых службах. С мнением представителей этих служб считаются линейные управляющие и высшие руководители фирмы, а сами они обладают необходимыми полномочиями для проведения своих программ в жизнь. К этому можно добавить высокий образовательный уровень представителей кадровых служб. В системе управления «человеческими ресурсами» резко возрастает роль культурно-этических параметров. Любая хозяйственная организация опирается на определённую ценностную структуру. В отечественной практике многие предприятия исповедовали стабильную технократическую культуру, основанную на идеологических стереотипах и административных принципах. Собственно, для руководителей фактор организационной культуры был вне сферы их внимания. Исключение составляли те редкие предприятия, которые возглавлялись яркими лидерами, сплачивавшими вокруг себя сподвижников и личными качествами придававшими своеобразие группе [6, с. 113].
Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.
Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
2 Анализ управления персоналом в ООО «Правиа»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Правиа»
ООО «Правиа» создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь на принципах хозяйственной самостоятельности и основано на частной собственности.
ООО «Правиа» зарегистрировано решением Минского исполнительного комитета от 20.11.2005 № 1968 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101201545.
Юридический адрес предприятия: 220123, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Я. Мавра, 39.
ООО «Правиа» является коммерческим юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Вышестоящего органа управления у предприятия нет.
ООО «Правиа» в своем составе не имеет обособленных структурных подразделений, филиалов и представительств.
Предприятие самостоятельно организует, и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера. ООО «Правиа» самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Для достижения уставных целей ООО «Правиа» осуществляет следующие виды экономической деятельности:
ООО «Правиа» осуществляет следующие виды деятельности, на которые требуются специальные разрешения (лицензии):
Также ООО «Правиа» осуществляет и внешнеэкономическую деятельность. Главным внешнеторговым партнером является Китай. Предприятие производит прямые закупки продовольственных товаров для последующей перепродажи и оказания услуг (чай, кофе и т.п.).
Основными поставщиками товаров в ООО «Правиа» являются:
Рисунок 2.1 – Структура поставщиков ООО «Правиа»
Следует отметить, что количество основных поставщиков ООО «Правиа» за последние 2 года не изменилось, т.к. большинство поставщиков – это предприятия, взаимовыгодные отношения с которыми сложились достаточно давно. Количество разовых контрактов на поставку товаров по ООО «Правиа» в целом не превышает 1-2% от общего количества договоров, что свидетельствует о хорошо налаженных отношениях с партнерами.
Кроме основных видов деятельности, ООО «Правиа» оказывает дополнительные услуги (приложение А).
Управление предприятием реализуется посредством организационной структуры (приложение Б).
Директор осуществляет общее руководство, самостоятельно принимает решения по вопросам деятельности. Первый заместитель директора осуществляет управление коммерческой работой – основной в деятельности предприятия, решает вопросы сотрудничества предприятия с организациями и предприятиями всех форм собственности, Торгово-промышленной палатой и представителями коммерческих структур Беларуси.
Непосредственное руководство бухгалтерским учетом на предприятии осуществляет главный бухгалтер. Под его контролем обеспечивается достоверный, своевременный учет, совершение и регистрация хозяйственных операций, движение имущества, правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством. Заместитель директора по кадрам ведает вопросами информационно-идеологической работы и кадрами. Принимает участие в разработке единой кадровой политики на предприятии. В его непосредственном подчинении отдел кадров.
Важное значение для оценки деятельности торгового предприятия имеет анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Основные показатели экономической деятельности ООО «Правиа» за 2011-2012 гг.
Показатели |
Период |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | |
2011 г. |
2012 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общий товарооборот в действующих ценах, млн. руб. |
31864 |
39867 |
8003 |
125,1 |
Общий товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. |
31864 |
35799 |
3935 |
112,4 |
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб. |
30312 |
38240 |
7928 |
126,2 |
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. |
30312 |
34340 |
4028 |
113,3 |
Валовые доходы, млн. руб. |
5758 |
7269 |
1511 |
126,2 |
в % к товарообороту, % |
18,07 |
18,23 |
0,16 |
- |
Затраты по реализации товаров, млн. руб. |
3818 |
5207 |
1389 |
136 |
в % к товарообороту, % |
11,98 |
13,06 |
1,08 |
- |
Продолжение таблицы 2.1
Прибыль от реализации товаров, млн. руб. |
1364 |
1763 |
399 |
129,2 |
в % к товарообороту, % |
4,28 |
4,42 |
0,14 |
- |
Итого прибыль, млн. руб. |
1514 |
2022 |
508 |
133,6 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
1042 |
1341 |
299 |
128,6 |
в % к товарообороту, % |
3,27 |
3,36 |
0,09 |
- |
Среднесписочная численность работников, чел. |
556 |
552 |
-4 |
99,3 |
Торговая площадь, м2 |
4966 |
4966 |
- |
100 |
Товарооборот на 1 работника, тыс. руб. |
57309 |
72223 |
14914 |
126 |
в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
57309 |
64796 |
7487 |
113,1 |
Прибыль на 1 работника, тыс. руб. |
2723 |
3663 |
940 |
134,5 |
Товарооборот на 1 м. кв., тыс. руб. |
6416 |
8028 |
1612 |
125,1 |
Рентабельность продаж, % |
4,28 |
4,42 |
+0,14 |
103,2 |
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. общий товарооборот в действующих ценах увеличился на 8003 млн. руб., или на 25,1%, в сопоставимых ценах – на 3935 млн. руб., или на 12,1%. Валовые доходы увеличились в действующих ценах на 1511 млн. руб., или на 26,2%, уровень валового дохода увеличился на 0,16 процентных пункта. Затраты по реализации увеличились в абсолютном выражении на 1389 млн. руб., или на 36%, а по уровню увеличение составило 1,08 процентных пункта.