Управление персоналом на примере МДОУ детский сад № 12 «Березка» Лысковского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:43, практическая работа

Краткое описание

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в МДОУ Детский сад № 12 «Березка» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 лет и выше. Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом 1.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

 

3.4. Коммуникация  и этикет персонала МДОУ детский сад № 12 «Берёзка»

 

Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Коммуникативно компетентный руководитель — это прежде всего самодостаточная личность. А качества перечисленные выше, для того чтобы быть действенными, должны быть интегрированы в его личностную структуру.

Как и любые другие организационные структуры, коммуникативные  представляют собой множество отношений  субъектов организации. Они определяются своими специфическими функциями, элементным составом и конфигурацией.

Чтобы выстроить эффективное  общение педагогов и родителей  важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах  воспитания и нужд семьи, быть в курсе  последних достижений науки. Общение будет успешно,  если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает  свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

На этапе первичного знакомства с МДОУ Детский сад № 12 «Березка» родители знакомятся принципами работы МДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» воспитателями МДОУ Детский сад № 12 «Березка» проводится в нетрадиционной форме. К первому родительскому собранию педагоги-воспитатели МДОУ Детский сад № 12 «Березка» готовятся очень тщательно, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.

В процессе организации  единого пространства МДОУ Детский сад № 12 «Березка» и семьи используются разнообразные формы работы:

  • открытые занятия с детьми для родителей;
  • педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ,
  • изготовленных вместе с родителями;
  • дни открытых дверей;  
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;   
  • работа с родительским комитетом группы;  
  • тренинги;
  • родительские гостиные; 
  • почта доверия,
  • анкетирование.

Красочные наглядные  стенды в приемных МДОУ Детский сад № 12 «Березка» знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной  деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделываемой  работы, использовании различных  форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группах. Таким образом, работа педагогов МДОУ Детский сад № 12 «Березка» в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Ярким примером вышесказанному может служить собрание педагогов  по проблемам общения с детьми и их родителями в МДОУ Детский сад № 12 «Березка», прошедшее 17 апреля 2011 года. В детском саду состоялось собрание педагогов на тему «Развитие педагогического мастерства через развитие общения».

Форма проведения педагогического  совета была – деловая игра. Из участников педсовета были сформированы три  творческие группы и редакционная коллегия.

Педагоги в качестве «вхождения» в тему ответили на вопрос «Каким должно быть общение педагога и дошкольника?» Наиболее часто называемыми стали определения: доверительным, уважительным, основанным на любви, тактичным, постоянным. Была отмечена ведущая роль словесного общения. «Речь – это и есть цивилизация. Слово, даже самое враждебное, поддерживает контакт, молчание - разобщает».

В творческих группах  обсудили вопрос «Что для меня сложнее  всего в общении с детьми и  с родителями?» В результате обработки  данных было выявлено две главные проблемы:

1.Нарушения в личностном  развитии детей. 

2.Непонимание родителями  особенностей дошкольного воспитания  и необходимости постоянного  тесного контакта с педагогами.

Поиски решения этих проблем осуществлялись методом  мозгового штурма. Итогом работы педсовета была выработка программы действий по решению проблем общения с детьми и родителями. Все участники педсовета были очень активны, высказывали своё видение проблем, дискутировали. Пока коллегия в составе областного приглашенного педагога-психолога Новиковой Н.В., логопедов Барановой Н.В. и Резиной Э.И. готовили проект решения педсовета, остальные участники коллектива МДОУ Детский сад № 12 «Березка» играли в «Комплименты». А комплимент, как известно, решает многие проблемы общения.

Проведенное исследование делового общения в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка». Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные цели деятельности, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения. Респондентам был предложен опросник. Им предлагалось ознакомиться с десятью предложенными мотивами и оценить их согласно собственной мотивации достижения делового и дружеского общения в их коллективе.

Напомним, что исследование проводилось в первичном трудовом коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка», состоящем из 15 человек, в число которых входят 7 человек педагогического персонала и 8 человек обслуживающего персонала. Возрастной состав членов коллектива МДОУ Детский сад № 12 «Березка»: от 23 до 52 лет. Образование: среднее специальное и высшее. Выборка представлена в табл. 9.

Таблица 9

Описание выборки  в МДОУ Детский сад № 12 «Березка»

№ п/п

пол

возраст

должность

образование

1

жен

46

Заведующая детским садом

Высшее

2

жен

52

Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной  работе

Высшее

3

жен

53

Старший воспитатель

Высшее

4

жен

35

Старший воспитатель

Высшее

5

жен

28

Воспитатель

Высшее

6

жен

39

Воспитатель

Высшее

7

жен

32

Музыкальный работник

Высшее

8

жен

23

Младший воспитатель

Высшее

9

жен

47

Младший воспитатель

Высшее

10

жен

41

Младший воспитатель

Среднее-профес.

11

жен

38

Повар

Среднее

12

жен

43

Старшая медсестра

Среднее-профес.

13

жен

25

Кастелянша

Среднее

14

жен

27

Прачка

Среднее

15

жен

31

Дворник

Среднее


 

Результаты исследования в МДОУ Детский сад № 12 «Березка». В результате первой части исследования были выявлены цели деятельности, которые ставит перед собой коллектив. В них входит повышение уровня обучения, воспитания и развития воспитанников МДОУ, а так же работа с родителями.

Штатный коллектив МДОУ Детский сад № 12 «Березка» небольшой - 15 человек. Специфика работы заключается в сложности налаживания дружеских взаимоотношений между работниками - большое влияние оказывает конкуренция. В прошлом не раз разгорались конфликты на почве того, что кто-то из членов персонала переводился на «место» на которое претендовало сразу несколько членов трудового коллектива МДОУ. В настоящее время приняты специальные «конкурентные» правила, которые позволяют избегать наиболее острых конфликтов.

Результатом этого, видимо, и стало то, что именно «карьерные»  мотивы назывались наиболее весомым  фактором достижения позитивных деловых и дружеских отношений в коллективе. Причем этот фактор имеет больший вес у «воспитателей» по сравнению с обслуживающей частью персонала (см. данные табл. 10).

Таблицы 10

Результаты  опроса в МДОУ Детский сад № 12 «Березка»

Мотив

Относительный вес мотива, %

Руководство

Обсужи-вающий

Воспита-тели

Всего

Карьерные-экономические мотивы (зарплата, прибыль)

79

100

75

79

Возможность работать творчески

63

50

57

75

Самостоятельность в работе

63

0

63

57

Возможность заниматься интересным делом

63

100

50

57

Возможность общения

63

100

50

57

Возможность работать в наиболее благоприятных  условиях труда 

63

0

63

64

Гарантии социальной и экономической  стабильности

50

100

50

43

Возможность влиять на результаты работы коллектива

38

100

25

36

Возможность занять лидирующие позиции

33

50

25

43

Возможность продвижения по службе

25

0

13

36


 

Следующим мотивом является возможность работать творчески, причем «пальму первенства» здесь так  же держит коллектив воспитателей, да и это естественно, так как  в их  работа с детьми требует огромных именно творческих усилий.

Среди подобных «средней важности» мотивов находится  самостоятельность в работе; возможность  заниматься интересным делом (удивительно, но столь высоко оценивший возможность  творчества в своей работе, обслуживающий персонал заметно ниже поставил этот мотив); возможность общения и возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда.

Так же низким весом для  достижения благоприятной атмосферы  в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка» является и возможность влиять на работу других членов коллектива. Невысокое значения мотивации общения подтверждает сложившееся состояние дел, при котором в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка» не особо развиты дружеские взаимоотношения. Есть несколько небольших «очагов» приятельства, но они редко когда выходят за рамки общения в течение рабочего времени. Заведующая МДОУ Детский сад № 12 «Березка» (которая сама считает этот фактор очень важным) осуществляет целый ряд мер по сплочению коллектива. Так, к примеру, в нем уже стали традицией поездки на природу на майские праздники, совместные празднования Нового года, 8 марта и т.д. Тем не менее, до сих пор нередки случаи, когда свой день рождения сотрудник не отмечает в МДОУ Детский сад № 12 «Березка» (или отмечает его в «узком» кругу).

Высокое значение мотива самостоятельности в работе еще  раз подтверждает слабое развитие как  деловых, так и дружеских отношений  в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка». В то же время, еще одним негативным фактором в достижении той цели является и низкое значение мотива социальной стабильности (и, как следствие этого, - высокая текучесть кадров).

3.5. Эффективность  работы персонала МДОУ детский сад № 12 «Берёзка»

 

Проанализируем экономическую эффективность системы управления персоналом МДОУ Детский сад № 12 «Березка». Результаты за 2010–2011 гг. показывают о медленном экономическом движении в Детском саду. Улучшилась укомплектованность кадрами учреждения в сравнении с 2009 г. на 0,7%. За 2010 г. повысили свою квалификацию 2 сотрудника.

Необходимо также отметить, что молодёжь неохотно идёт работать в образовательную сферу. Старение кадров в скором времени может привести к тому, что дошкольное учреждение будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных сотрудников. Развитие кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Улучшить ситуацию могло бы внедрение новых форм работы в систему повышения квалификации сотрудников.

Информация о работе Управление персоналом на примере МДОУ детский сад № 12 «Березка» Лысковского района