Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа
Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.
Введение_____________________________________________стр3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие и классификация инноваций__________________стр.5
1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24
Заключение:__________________________________________________стр.32
Список использованной литературы_____________________стр.
Министерство образования и науки РФ
ФБОУ ВПО Российский Государственный Социальный Университет
Кафедра туризма, управления и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему: «Управление развитием организации»
Выполнила:
студентка 4-го курса
гр. Мен-Д-4-09
Горинова Кристина
Проверила:
доцент кафедры
Герасимова Галина Евгеньевна
Красноярск 2012
Содержание
Введение______________________
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие
и классификация
инноваций__________________
1.2.
Организация
управления инновационным
развитием в организации
______________________________
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации
в организациях__________________
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным
развитием предприятия ______________________________
Заключение:___________________
Список
использованной литературы____________________
Введение
Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации. Организационная система, в которой успешно осуществляются изменения, должна обладать некоторой структурной неустойчивостью. Каждый новый уровень траектории движения имеет свои продолжительность и пространство параметров, обеспечивающих гомеостазис системы, адекватный ее потенциалу. [1]
Во многих сферах промышленное производство не ограничивается
только созданием единичных образцов той или иной потребительной продукции, а продолжается освоением промышленных партий новой продукции. В последнем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и массового производства новой продукции через сферу деятельности, именуемую непосредственной подготовкой производства. За производством новшества следует его использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства.
В рыночной экономике инновационный процесс поддерживается
институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с требованиями наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного спроса, вызываемого растущими в количественном и качественном отношении общественными потребностями. Рыночный отбор успешных инноваций и компаний-новаторов в условиях жесткой конкурентной борьбы создает предпосылки для устойчивого экономического роста национальной экономики на основе ускорения темпов научно-технического прогресса и взаимной увязки технологических, экономических и социальных параметров инновационного роста. [2]
Эффективное инновационное развитие предприятия требует создания адекватной системы управления. Опыт крупных компаний промышленно развитых стран свидетельствует о том, что организационная структура предприятия должна соответствовать стратегии его развития.
Цель работы - Анализ развития организаций и управление организациями с помощью инноваций и новшеств.
Объект - инновационная деятельность организаций.
Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы предприятий в экономике государства.
Глава I. Сущность инновационного менеджмента
1.1 Понятие и классификация инноваций
Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), выступая его результатом. НТП – существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.
Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технологический процесс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
К разновидностям основных
видов инновационной
а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;
б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;
в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;
г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
д) приобретение овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;
е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.[6]
1.2 Организация управления инновационным развитием в организации.
Необходимым условием реализации стратегии качественного роста
экономики, промышленности и науки является формирование полноценной инновационной политики государства, что предполагает осуществление серьезных преобразований в обществе, модернизацию всей социально-экономической сферы. По оценкам экспертов Россия отстает по уровню технологического развития от развитых стран примерно на 45-50 лет [3].
Поэтому реализация инновационного развития страны требует развития и модернизации наиболее перспективных производств, обеспечивающих подъем экономики, повышение качества выпускаемой продукции и прорыв на мировые высокотехнологичные рынки.[4]
Рассмотрим возможные стратегии инновационного развития
предприятия. Для этого выделим 4 этапа жизненного цикла инновации:
фундаментальные исследования,
прикладные исследования,
опытно-конструкторские разработки,
внедрение в производство.
Предприятие может реализовывать или не реализовывать каждый из четырех этапов. При этом если фирма реализует некоторый этап, то:
- она должна либо самостоятельно реализовывать предыдущий этап (за исключением случая, когда рассматриваемый этап является первым – этапом фундаментальных исследований), либо использовать чужие результаты реализации предыдущего этапа, приобретая их у других фирм, организаций и т.д.;
- должны существовать потребители результатов реализации этого этапа.
– либо само предприятие (за исключением случая когда рассматриваемый этап является последним – этапом производства.
– и потребитель может быть внешним), либо другие фирмы, организации, отдельные объекты и т.д.
Обычно предприятие не ограничивается одной инновацией, однако
стратегия инновационного развития предприятия отражает, какого рода инновации для него наиболее типичны (какова инновационная политика предприятия).
Стратегии инновационного развития предприятия подразделяются на непрерывные и разрывные. Непрерывные стратегии, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные, производственные и промежуточные.
Редкими бывают «разрывные» стратегии, то есть те, в которых есть пропуски в реализуемых предприятием этапах жизненного цикла инноваций. Достаточно массовой является «непрерывная» стратегия, заканчивающаяся производством, такую стратегию называют производственной. Различные производственные стратегии отличаются числом последовательно реализуемых этапов.
Другая крайность – фундаментальные стратегии – непрерывные стратегии, начинающиеся с фундаментальных исследований и отличающиеся числом последовательно реализуемых этапов. Также среди непрерывных можно выделить промежуточные стратегии незаканчивающиеся производством, в которых реализуются последовательные этапы. Кроме того, можно выделить «чистые» стратегии, в рамках которых предприятие ориентируется только на одну стадию жизненного цикла инновации. [2]
1.3. Инновационная деятельность как объект управления
Качественные сдвиги
в современной экономике демонс
Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов показана на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация инноваций и инновационных процессов
Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.
Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь, это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.