Управление развитием организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.

Содержание

Введение_____________________________________________стр3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие и классификация инноваций__________________стр.5
1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24
Заключение:__________________________________________________стр.32
Список использованной литературы_____________________стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р1.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФБОУ  ВПО Российский Государственный Социальный Университет

Кафедра туризма, управления и административного права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

на  тему: «Управление развитием организации»

 

 

Выполнила:

студентка 4-го курса 

гр. Мен-Д-4-09

Горинова  Кристина

Проверила:

доцент  кафедры

Герасимова  Галина Евгеньевна

Красноярск 2012

Содержание

Введение_____________________________________________стр3

Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5

1.1.Понятие  и классификация инноваций__________________стр.5

1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6  

1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8

Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15

2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24

2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24

Заключение:__________________________________________________стр.32

Список  использованной литературы_____________________стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкурентоспособность российской экономики  не только на мировом,  но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности,  таких как изобретения,  ноу-хау,  полезные модели,  промышленные образцы.  При этом ноу-хау организационного характера,  которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа,  обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации. Организационная система,  в которой успешно осуществляются изменения,  должна обладать некоторой структурной неустойчивостью. Каждый новый уровень траектории движения имеет свои продолжительность и пространство параметров,  обеспечивающих гомеостазис системы, адекватный ее потенциалу. [1]

Во  многих сферах промышленное производство не ограничивается

только  созданием единичных  образцов той или  иной потребительной продукции, а продолжается освоением промышленных партий новой продукции. В последнем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и массового производства новой продукции через сферу деятельности, именуемую непосредственной подготовкой производства. За производством новшества следует его использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства.

В рыночной экономике  инновационный процесс поддерживается

институциональными  и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с требованиями  наиболее полного  удовлетворения текущего и перспективного спроса, вызываемого  растущими в количественном и качественном отношении общественными потребностями. Рыночный отбор успешных инноваций и компаний-новаторов в условиях жесткой конкурентной борьбы создает предпосылки для устойчивого экономического роста национальной экономики на основе ускорения темпов научно-технического прогресса и взаимной увязки технологических, экономических и социальных параметров инновационного роста. [2]

Эффективное инновационное развитие предприятия требует  создания адекватной системы управления. Опыт крупных компаний промышленно  развитых стран свидетельствует о том, что организационная структура предприятия должна соответствовать стратегии его развития.

Цель работы - Анализ развития организаций и управление организациями с помощью инноваций и новшеств.

Объект - инновационная деятельность организаций.

Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы предприятий в экономике государства.

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность инновационного менеджмента

 

1.1 Понятие и классификация инноваций

 

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация считается  осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в  производственном процессе. Соответственно различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Инновации тесно связаны  с научно-техническим прогрессом (НТП), выступая его результатом. НТП – существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.

Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технологический процесс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

К разновидностям основных видов инновационной деятельности относятся:

а) подготовка и организация  производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых  продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме  патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.[6]

 

1.2 Организация управления инновационным развитием в организации.

 

Необходимым условием реализации стратегии качественного роста 

экономики, промышленности  и науки является формирование полноценной инновационной политики государства, что предполагает осуществление серьезных преобразований в обществе, модернизацию всей социально-экономической сферы. По оценкам экспертов Россия отстает по уровню технологического развития от развитых стран примерно на 45-50 лет  [3].

Поэтому реализация инновационного развития страны требует  развития и модернизации наиболее перспективных  производств, обеспечивающих подъем экономики, повышение качества  выпускаемой  продукции и прорыв на мировые высокотехнологичные рынки.[4]

Рассмотрим  возможные стратегии  инновационного развития

предприятия. Для этого выделим 4 этапа жизненного цикла инновации:

фундаментальные исследования,

прикладные  исследования,

опытно-конструкторские  разработки,

внедрение в производство.

Предприятие может реализовывать  или не реализовывать  каждый из четырех  этапов. При этом если фирма реализует  некоторый этап, то:

- она должна либо  самостоятельно реализовывать  предыдущий этап (за  исключением случая, когда рассматриваемый этап является первым  – этапом фундаментальных исследований), либо использовать чужие результаты реализации предыдущего этапа, приобретая их у других фирм, организаций  и т.д.;

- должны существовать  потребители результатов  реализации этого  этапа.

– либо само предприятие (за исключением случая когда рассматриваемый этап является последним – этапом производства.

– и потребитель  может быть внешним), либо другие фирмы, организации, отдельные объекты  и т.д.

Обычно  предприятие не ограничивается одной инновацией, однако

стратегия инновационного развития предприятия отражает, какого рода инновации для него наиболее типичны (какова инновационная политика предприятия).

Стратегии инновационного развития предприятия подразделяются на непрерывные и разрывные. Непрерывные стратегии, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные, производственные и промежуточные.

Редкими бывают «разрывные»  стратегии, то есть те, в которых  есть пропуски  в реализуемых  предприятием этапах жизненного цикла  инноваций. Достаточно массовой является «непрерывная» стратегия, заканчивающаяся производством, такую стратегию называют производственной. Различные производственные стратегии отличаются числом  последовательно реализуемых этапов.

Другая крайность  – фундаментальные стратегии  – непрерывные стратегии, начинающиеся с фундаментальных исследований и отличающиеся числом последовательно реализуемых этапов. Также среди непрерывных можно выделить промежуточные стратегии  незаканчивающиеся производством, в которых реализуются последовательные этапы.  Кроме того, можно выделить «чистые» стратегии, в рамках которых предприятие ориентируется только на одну стадию жизненного цикла инновации. [2]

 

1.3. Инновационная деятельность как объект управления

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономическою роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Главными компонентами инновационных систем выступают  технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов показана на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация  инноваций и инновационных процессов

Это означает, что инновационная  деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь, это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.

Информация о работе Управление развитием организации