Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:14, лекция
1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления организацией.
2. Сущность, содержание и принципы управления персоналом.
3. Цели и задачи управления персоналом.
2. – планирование использования кадров осуществляется с целью экономичного распределения потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами.
3. – планирование высвобождения персонала показывает, кого следует сократить, где и когда. Причинами высвобождения могут быть явления организационного, экономического или технологического плана.
4. – планирование обучения персонала призвано использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.
5. – планирование сохранения персонала выделяется как самостоятельный вид кадрового планирования, т.к. от него во многом зависит имидж организации и ее микроклимат.
В зависимости от длительности планового периода различают:
* краткосрочные планы (на период до 12 месяцев);
* среднесрочные планы (на период от года до 5 лет);
* долгосрочные планы (на период от 5 до 10 лет).
Большую роль в обеспечении организации хорошо подготовленными кадрами играет профориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
Профориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявления способностей, интересов, пригодности, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основная функция состоит в формировании престижа работы, в стимулировании ее привлекательности и в выявлении профессиональных способностей и склонностей.
Профориентация осуществляется в 3 формах:
1. Профессиональное просвещение - начальная, профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности.
2. Проф. информация - система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, с условиями и оплатой труда, с ВУЗами и центрами подготовки персонала.
3. Проф. консультация – оказание помощи в выборе профессии и месте работы путем изучения личности обратившегося человека с целью выявления состояния здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
Профориентация решает следующие задачи:
Профориентация направлена и на будущую трудовую адаптацию работников.
Для выполнения престижной работы работнику необходимо иметь непрерывно расширяющийся объем профессиональных знаний. В этом ему помогает обучение, которое осуществляется в несколько стадий:
Обучение может осуществляться в одной из 2-х форм:
Имеются два возможных
- внутренний набор (из работников организации);
- внешний набор (из людей, до того никак не связанных с организацией).
Методы набора:
Источники набора кадров
Критериями принятия решения о приеме на работу являются:
- профессиональная подготовка – знания и навыки;
- интеллектуальный уровень – общий интеллектуальный потенциал;
- наклонности – специальные качества, такие как, умение выражать свои мысли, математические способности, пространственное воображение, сноровка, навыки канцелярской работы и т.д.;
- личностные качества – темперамент, характер;
- физические характеристики.
На процесс набора кандидатов влияют факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды:
- законодательные ограничения;
- ситуация на рынке труда;
- состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации.
Факторы внутренней среды:
- кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы (продвижение работников, уже занятых в производстве);
- образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (крупные фирмы, фирмы известные своей продукцией).
КАРЬЕРА - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Различают 2 вида деловой карьеры:
профессиональная карьера – последовательная смена стадий конкретного человека в процессе своей профессиональной деятельности. Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии человек может переживать последовательно на разных предприятиях;
внутриорганизационная карьера – последовательная смена стадий развитие работника в рамках одного предприятия.
Карьера может реализоваться в 3 направлениях:
в вертикальном, при котором наблюдается подъём на более высокую ступень структурной иерархии.
в горизонтальном, предполагающем перемещение в другую функциональную область деятельности, либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения)
в центростремительном, т. е. движение к руководству предприятия, получение доступа к информации, важные поручения руководства, доверительное обращение.
Для того чтобы управлять карьерой, требуется информация о том, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. С этой целью проводятся специальные исследования, результаты которых оформляют в виде карьерограммы. В основу её построения закладываются известные общие для всех сотрудников закономерности развития деловой карьеры.
Выделяют следующие этапы
1 – Предварительный этап – длится 25 лет и включает учёбу в школе, получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько работ в поисках работы, удовлетворяющей его потребности и отвечающей его способностям.
2 – Этап становления – охватывает возраст от 25 до 30 лет. В этом периоде работник осваивает выбранную профессию, приобретает навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность в установлении независимости. Его начинают беспокоить забота о здоровье, появляется желание получать более высокую заработную плату.
3 – Этап продвижения – протекает в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идёт процесс роста квалификации. Работник активно продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растёт потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и ещё большей независимости, в этот период гораздо усилия сосредоточены на вопросах, касающихся роста размера оплаты труда и заботы о здоровье.
4 – Этап сохранения – характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Он протекает в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период наступает пик совершенствования квалификации и происходит её повышение за счёт активной деятельности и специального обучения и передачи знаний молодёжи. Период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъём на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. И хотя многие потребности удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, и появляется интерес к другим источникам дохода.
5 – Этап завершения – протекает в возрасте от 55 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата. Наблюдается кризис карьеры (получение меньшего удовлетворения от работы и состояние психологического и физиологического дискомфорта), однако самовыражение и уважение к себе и другим достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремиться увеличить и другие источники доходов (участие в прибылях, покупка акций, облигаций), которые бы заменили заработную плату при выходе на пенсию.
6 – Пенсионный этап – завершение карьеры. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (садоводство, живопись, работа в общественных организациях). Уважение в среде пенсионеров, но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода.
В результате карьерного роста работников происходят трудовые перемещения, это связано:
А) с развитием производства, способствующим возникновению потребности в новых кадрах;
Б) с развитием человеческих ресурсов, стремлением выбрать занятие по интересам и в соответствии со способностями, а также с желанием увеличить свой доход или изменить место обитания, улучшить социально-жилищные условия.
Различают следующие виды
профессиональные перемещения – перемена трудовых функций, переход к другой специальности внутри одной и той же профессии, овладение новой профессии. Разновидности этого типа перемещений – межпрофессиональные и междолжностностные.
функциональные – перемещения работника из одной категории персонала в другую (руководители, специалисты, служащие, рабочие).
квалификационные – перемещения работников от одного уровня квалификации к другому.
внутрипроизводственные – перемещения работников по прежним должностям или профессиям внутри предприятия без изменения места работы и жительства, вызванные проведением организационно-технических и социально-экономических мероприятий.
территориальные – перемещения работников между экономическими районами, городами и населенными пунктами.
Трудовые перемещения происходят в одной из 2-х форм:
Трудовые
перемещения выполняют ряд функ
Информация о работе Управление человеческими ресурсами как фактор эффективного менеджмента