Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
Значительный вклад в науку и практику организационного менеджмента внес Г. Эмерсон (1853—1931). В знаменитой работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он первый дал понять значение и силу принципов производительного труда, считая, что «...правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения...» . К этим принципам относятся: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные писаные инструкции; вознаграждение за производительность.
Введение
1.Исследование внешней среды организации
1.1.Анализ факторов внешней среды организации:
2.Исследование внутренней среды организации
2.1.Анализ факторов внутренней среды организации:
3.Влияние факторов внешней и внутренней среды на ОАО «Росгосстрах»
3.1SWOT-Анализ деятельности ОАО «Росгосстрах»
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных
и социально-экономических
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Теория менеджмента .Теория организации.
на тему:
"Факторы внутренней среды организации и их влияние на
конкурентоспособность
Выполнила: студентка 2 курса
заочной формы обучения по специальности ЭУО
Дульцева Алёна Игоревна
Научный руководитель:доц ., преп. Тимакин Олег Анатольевич
РОСТОВ-НА-ДОНУ 2013 г.
Содержание:
Введение
1.Исследование внешней среды организации
1.1.Анализ факторов внешней среды организации:
2.Исследование внутренней среды организации
2.1.Анализ факторов
3.Влияние факторов внешней и внутренней среды на ОАО «Росгосстрах»
3.1SWOT-Анализ деятельности ОАО «Росгосстрах»
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
XX век — это
время возникновения и
Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
Попытки систематизации управленческого опыта были еще в первой половине XIX века в Англии. Первый своеобразный учебник по управлению — книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Беббиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).
Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856—1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.).
Основы системы
Ф. Тейлора:
— умение анализировать работу, изучать
последовательность ее выполнения;
— подбор рабочих (работников) для выполнения
данного вида работы;
— обучение и тренировка рабочих;
— сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы — ее практическая
реализация с помощью определенных средств,
или «техника системы».
Применительно к
разработкам Ф. Тейлора она включала:
1) определение и точный учет рабочего
времени и решение в этой связи проблемы
нормирования труда;
2) подбор функциональных мастеров — по
проектированию работы; движениям; нормированию
и заработной плате; ремонту оборудования;
планово-распределительным работам; разрешению
конфликтов и дисциплине;
3) стандартизация орудий труда, инструмента,
рабочих операций и движений;
4) создание распределительных бюро —
определение видов работы и расстановка
по ним исполнителей;
5) введение инструкционных карт;
6) дифференциальная оплата труда (прогрессивная
оплата);
7) калькуляция затрат на производство.
Другим представителем «организационной школы» является Г. Форд (1863—1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
В период индустриализации в СССР некоторые рабочие, инженеры и руководители стажировались на заводах Г. Форда, осваивая технику, организацию труда и управление производством.
Основные принципы
системы Г. Форда: массовое изготовление
стандартной продукции на основе
конвейера; непрерывность и подвижность
процесса производства; максимальный
темп работы; новая технология на основе
поточного производства; точность как
стандарт и качество продукции; определяющая
роль технико-технологической
Значительный вклад
в науку и практику организационного
менеджмента внес Г. Эмерсон (1853—1931).
В знаменитой работе «Двенадцать
принципов производительности» (1911
г.) он первый дал понять значение и
силу принципов производительного
труда, считая, что «...правильные принципы
в руках посредственных людей
оказываются сильнее
Классиком «организационной
школы» считается также француз
Анри Файоль (1841—1925), проработавший
с 1860 по 1918 г. в крупной горно-
Обобщая свой богатый
практический опыт работы в качестве
руководителя, он первым создал «теорию
администрации», изложив ее в книге
«Общее и промышленное управление»
(1916 г.). А. Файоль считал, что на предприятии
выполняется шесть групп
1. Технические — производство, выделка
и обработка.
2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен.
3. Финансовые — привлечение средств и
распоряжение ими.
4. Страховые — страхование и охрана имущества
и лиц.
5. Учетные — бухгалтерия, калькуляция,
учет и статистика.
6. Административные — предвидение, организация,
распорядительство, координирование и
контроль .
Он впервые определяет
установки (качества), которыми должен
обладать персонал предприятия для
выполнения вышеназванных операций
(функций):
1) физические качества: здоровье, сила,
ловкость;
2) умственные качества: понятливость,
легкое усвоение, рассудительность, сила
и гибкость ума;
3) нравственные качества: энергия, стойкость, сознание
ответственности, инициатива, чувство
долга, такт, чувство достоинства;
4) общее развитие: запас различных понятий,
не относящихся исключительно к области
выполняемых функций;
5) специальные знания: относящиеся исключительно
к какой-либо одной функции;
6) опыт: знания, вытекающие из практики.
Деятельность администратора, по А. Файолю, имеет свою специфику. В ней нет ничего негибкого и абсолютного. Вопрос заключается в чувстве меры — производной такта и опыта. В своей практике А. Файоль использовал следующие принципы управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.
Таким образом, все то, что было наработано в научном и практическом отношениях представителями данной школы, стало классическими составляющими управления. Поэтому она была названа также «традиционной».
Основной организационный инструментарий, созданный в рамках этой школы, обозначается с помощью следующих понятий: процесс и организация труда; нормы и нормативы; инструкции; анализ работы; подбор персонала; обучение и тренировка работников; оплата и системы оплаты труда; подсчет затрат и учет; принципы производительности и управления; функции руководителя; требуемые знания, навыки и умения.
Весь этот инструментарий используется и сегодня при организации социальной работы и управления ею.
Вслед за «организационной школой» появилась теория «человеческих отношений», основоположником которой был Элтон Мэйо (1880—1949), считавший, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства
своих идей Э. Мэйо в 1927—1932 гг. проводит
ставший впоследствии знаменитым Хоторнский
эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом
исследования были шесть работниц,
составлявших бригаду по сборке телефонных
реле. Тринадцать раз в течение
пяти лет проводились изменения
в режимах работы, оплате, организации
питания. Работницам внушали, что их
труд имеет большое значение для
общества, науки. Когда при двенадцатом
по счету изменении в условиях
труда все ранее
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой
школы разработали свой инструментарий
управления, который в настоящее
время широко используется на практике:
человеческие отношения; условия работы;
отношения «руководитель — подчиненные»;
стиль руководителя (лидера); мотивация
труда; психологический климат в группе
(коллективе) и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человека» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие дисциплины» — психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.
Следующая школа — кибернетическая — оказала поистине революционное влияние на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.
Основоположник этой школы — американский профессор Н. Винер (1894—1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает « кормчий ». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем. А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.
Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд — это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление — это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.
Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.
Наряду с «революционными
управленческими школами» существует
еще школа, которая не сделала
громких открытий, а просто «шла
от практики». Это эмпирическая школа,
представители которой во главу
угла поставили:
1) конкретные условия, конкретную ситуацию,
цель, задачу, проблему;
2) нахождение средств, форм и методов,
позволяющих решить данную проблему, задачу
и т.д.;
3) накопление необходимого опыта управления,
руководства, его самооценка;
4) учебу «на ходу», приобретение необходимых
знаний, навыков и умений на практике,
в общении со специалистами, руководителями,
которые являются профессионалами в своем
деле;
5) использование опыта людей, отошедших
от активной деятельности, в качестве
консультантов, экспертов. Не использовать
знания знатоков — значит проходить мимо
информационных банков, обладающих подчас
уникальной информацией.
Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту — разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.
Основной понятийный инструментарий эмпирической школы: конкретные условия; конкретная ситуация, проблема, цель, задача; средства достижения цели; методы подготовки и принятия решений; конкретный опыт; памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.
Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов — так называемые «книги об успехе» —опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.
И, наконец, еще одно направление, внесшее значительный вклад в науку и практику социального управления — школу социальных систем. Данная школа не только впитала то, что было разработано в других теориях, но и выработала собственный инструментарий — системный подход к явлениям, процессам, организациям.
Системный подход — это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.
Образно говоря, «школа социальных систем» дает в руки разнообразный оценочный и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове». К нему относятся следующие понятия: система, подсистема, элемент; системный подход; системный анализ; структуризация целей, задач; внутренняя и внешняя среда; набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач; оценка связи «цель — средства — результаты»; предвидение и сценарии событий и др.