Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа
Финансы играют огромную роль в системе рыночных отношений. Они составляют неотъемлемую их часть и являются важным инструментом реализации государственной политики. Однако, в странах с рыночной экономикой, возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов весьма ограничены. Большинство предприятий самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и в стоимостной формах.
Введение....................................................................................................3
1. Сущность и понятие финансового менеджмента..............................
2. Организация финансового менеджмента на предприятии..............
3. Проблемные аспекты финансового менеджмента............................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................
Рыночное планирование служит обоснованием направления развития предприятия. Оно выступает экономической основой свободных рыночных отношений и обеспечивает необходимое равновесие между производством и потреблением продукции на внутреннем рынке. Запросы рынка становятся ориентирами для предприятий и выражаются в оперативных планах и стратегических прогнозах.
Техническое и финансовое состояние влияет на выбор приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании производственной деятельности. Рыночные условия определяют главную цель планирования – это получение максимальной прибыли, которая достигается за счет роста доходов путем экономии расходования применяемых ресурсов (планируется снижение затрат) или приращения используемого капитала (планируется повышение результатов производства).
Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности должно отличаться реальностью планов, их жизнеспособностью и гибкостью к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть оптимальным, способным легко претерпевать любые возможные изменения внутрифирменной деятельности. Рыночное планирование допускает непрерывный пересмотр планов под влиянием новых рыночных требований, новой нормативной информации, новых научных знаний или производственного опыта, новых экономических целей.
Российские финансисты подчеркивают важность долгосрочного финансового планирования, выделяя значение:
воплощения выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
предоставления возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
выступления инструментом получения внешнего финансирования.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Заключение
Финансовый менеджмент – система управления финансовыми ресурсами фирмы, система рационального и эффективного использования капитала фирмы, механизм управления движением финансовых ресурсов фирмы. Основными целями финансового менеджмента являются обеспечение ликвидности, увеличение финансовых ресурсов, размера инвестиций и наращивание объёма капитала фирмы.
Финансовый менеджмент охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Как система управления финансовый менеджмент состоит из объекта и субъекта управления.
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, требует соблюдения определённой технологии принятия финансовых решений. Вначале – постановка цели, определение проблемы, поиск альтернативных решений, сопоставление альтернативных решений с целями, а затем – выбор одного из решений по установленным критериям.
Главное в финансовом менеджменте – правильная постановка цели и динамичность в управлении.
Важнейшей задачей финансового менеджмента является достижение самоокупаемости предприятия, так как в процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы:
Борьба с убыточностью. Если предприятие хронически терпит убытки, то требуется комплекс мер по финансовому оздоровлению (санации) предприятия. Этот комплекс включает:
обновление выпускаемой продукции (вплоть до перепрофилирования);
реализацию неиспользованных материалов, неустановленного и неиспользуемого оборудования;
модернизацию производства;
интенсификацию труда работников и загрузки оборудования;
внедрение прогрессивных форм организации труда.
Если предприятие “неизлечимо”, то оно подлежит ликвидации, распродаже или слиянию с другими предприятиями.
Повышение прибыльности. Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, то есть получать прибыль. Существуют различные пути повышения прибыльности предприятия:
маркетинговые пути, связанные с корректировкой стратегии и тактики маркетинга;
повышение качества выпускаемой продукции;
устранение каналов утечки прибыли;
точное и своевременное выполнение договоров по поставкам продукции.
Список использованной литературы
1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2001. – 656с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1997. – 384с.
3. Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титкин А.Г. Основы финансового менеджмента на предприятии: Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Марочкиной. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 115с.
4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 160с.
5. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 62с.
6. Козловская Э.А., Козловская В.А., Савруков Н.Т. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности. – СПб.: Изд-во «ПОЛИТЕХНИКА», 1996. – 120с.
7. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / Пер. с франц. под. ред. проф. Я.В.Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 576с.
8. Финансовый менеджмент. 2005г. №1: М.: ФКК «Росконтракт», 2005. – 158с.
9. Финансовый менеджмент. 2005г. №4: М.: ФКК «Росконтракт», 2005. – 158с.
10. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 694с.
11. Финансы и кредит. 2005г. №1: М.: ООО «Издательский дом «Финансы и кредит», 2005. – 84с.
12. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е.В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1998. – 384с.
13. Финансовый мир. Выпуск 1 / Под. ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалёва. – М.: ООО «Изд-во Проспект», 2002. – 384с.
14. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 224с.
15. Домбровская И.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие. – Пермь: Типография ПВИ, 1999. – 112с.
16. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 352с.
17. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 128с.
18. Управление организацией: Учебное пособие / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 669с.
19. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496с.
20. Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием: Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» совместно с ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – 320с.
21. Экономика и право: Словарь-справочник /Авт.-сост. К.Ф. Амиров, Л.П. Кураков. – М.: Вуз и школа, 2002. – 428с.
22. Савруков Н.Т. Краткий словарь – справочник по маркетингу. – СПб.: Политехника, 1997. – 56с.
Курсовая работа
Тема:
Организация финансового менеджмента на предприятии
Автор курсовой работы Хайруллин И.И.
Группа 324
Научный руководитель Тукмакова Д.П.
Казань-2008
Содержание
Введение
1. Сущность и понятие финансового менеджмента
2. Организация финансового менеджмента на предприятии
3. Проблемные аспекты финансового менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансы играют огромную роль в системе рыночных отношений. Они составляют неотъемлемую их часть и являются важным инструментом реализации государственной политики. Однако, в странах с рыночной экономикой, возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов весьма ограничены. Большинство предприятий самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и в стоимостной формах.
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в их распоряжении. Для организации такого управления необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента, уметь применять на практике его приёмы.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточно квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции почти не выходят за рамки обычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряются десятками и сотнями миллионов рублей, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, в том числе с портфельными, движением и преумножением капитала (траст, лизинг, селенг, транстинг и др.).
Приступая к занятию бизнесом, необходимо овладеть приёмами финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – это сложный процесс управления денежным оборотом, фондами денежных средств, финансовыми ресурсами предприятий и коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Финансовый менеджмент – это наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики и развитием предпринимательства. Финансовый менеджмент привносит в экономику предприятия новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденции развития. С ним связаны принципиально новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эффективность хозяйствования.
Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:
частная собственность на средства производства и землю;
самофинансирование предпринимательской деятельности;
рыночное ценообразование;
рынок труда, товаров и капитала;
чёткая регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий, подкреплённая системой рыночного законодательства.
Финансовый менеджмент основывается на основных понятиях теории рыночной стоимости – маржинализме, то есть предельной полезности, на методах прогнозирования, анализа финансовых рынков и рынков товаров (услуг), и опирается на механизм кредитования, лизинга, ипотеки, страхования, фондовых операций. Он предусматривает использование определённых стратегий формирования портфеля инвестиций, правил составления финансовой отчётности и проведения финансово-отчётных операций. Финансовый менеджмент основывается на данных бухгалтерского учёта и отчётности, оперирует крупными, однородными финансовыми потоками.
1. Сущность и понятие финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – часть общего менеджмента. Он изучает вопросы эффективного управления финансами предприятий на основе определённых принципов, методов и приёмов организации финансовых отношений, процесса движения финансовых ресурсов, образования и использования фондов денежных средств целевого назначения. Он формирует критерии принятия обоснованных финансовых решений.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Ответ на вопрос, как искусно руководить этим движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определённый набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство её достижения прекращает своё существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приёмов управления.