Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 06:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение роли и значения печатных СМИ в формировании имиджа политического деятеля – Владимира Бекетова, а также выявить и систематизировать составляющие его имиджа и способы реализации имиджа средствами печатных СМИ Краснодарского края.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия имидж политического деятеля;
- рассмотреть самые распространённые mass-media каналы, используемые для формирования имиджа политического деятеля;
- изучить зарубежный опыт формирования имиджа политического деятеля в XX-XXI вв.;
- рассмотреть этапы становления Бекетова В.А. как политического деятеля;
- провести анализ печатных СМИ Краснодарского края и выяснить каким образом на их страницах формируется имидж Бекетова В.А.;
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: Будет неправильно, говорит Владимир Андреевич, если рядом с брошенными корпусами начнется возведение новых. По его мнению, хозяйству нужно сначала встать на ноги, деньги заработать, а уже потом вкладывать их в развитие. Нельзя надеяться только на государственную поддержку.
Подкомпонент «методы» отражается в следующих строках: «Одному депутату не под силу охватить проблемы всех населенных пунктов. А там тоже люди живут, у них свои трудности, задачи, которые нужно решать. И нам необходимо стать ближе к избирателям. Отсюда и предложения депутатов увеличить количественный состав корпуса. Пользы от этого решения будет много, считает Владимир Андреевич».
Компонент «личные качества лидера» отражается в следующих строках: «Свое мнение по рассматриваемому вопросу высказал председатель ЗСК Владимир Бекетов. Однозначно, семейные фермы нужны – они в отличие от крупных ферм смогут регулярно поставлять на розничные рынки экологически безопасную продукцию».
Компонент «личные качества лидера» отражается в следующих строках: «О значимости этого мероприятия говорит тот факт, что в первый день работы гости встретились с председателем Южно-Российской парламентской ассоциации, руководителем кубанского парламента Владимиром Бекетовым».
Компонент «визуальный имидж лидера»: имеется фотография.
2.2.4 Анализ печатного издания «Деловая газета ЮГ»
Количество информационных сигналов о В.А. Бекетове
за период с 1 января 2012 года по 1 мая 2012 года
в газете «Деловая газета ЮГ»
Политические позиции лидера |
Политическая практика лидера |
Личные качества лидера |
Визуальный имидж лидера |
Общее количество сигналов | |||
Цели |
Методы |
Оценки | |||||
Январь |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Февраль |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
3 |
Март |
2 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Апрель |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
3 |
Итого: 13 информационных сигналов за 4 месяца.
Январь
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: «По словам Владимира Бекетова, председателя ЗСК перед депутатами-членами фракции стоят 2 задачи. Первая – это создать рабочую группу, которая выборочно проанализирует копии платежек граждан за период с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. с тем, чтобы сравнить их на предмет выявления фактов завышения тарифов».
Февраль
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: "К нам на территорию ввозятся огромные объемы импортной продукции, которую можно встретить практически во всех супермаркетах. Мы могли бы сейчас вести работу и рассказывать о том, что это не очень хорошо, когда на прилавках Кубани встречаются импортные овощи, но что нам в замен предложить? Предложить нечего. Поэтому нам необходимо научиться самим их выращивать", - заявил председатель ЗСК Владимир Бекетов в ходе выездного совещания в Кореновском районе».
Компонент «личные качества лидера» отражается в следующих строках: "У тех, кто будет неудовлетворительно работать с землей, по решению суда земля будет изыматься и передаваться более эффективным землепользователям. Мы не можем допустить, чтобы кубанская земля давала низкий урожай", - сказал глава парламента Владимир Бекетов».
Компонент «визуальный имидж лидера»: имеется фотография Бекетова В.А.
Март
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: "Мы подняли планку урожайности по плодам, винограду, зерновым с целью эффективности их выращивания, – отметил председатель Законодательного Собрания Владимир Бекетов. – Их себестоимость не должна быть выше средней по краю. А для этого необходимо правильно, по-хозяйски вести дело, не подводить предприятие под банкротство, не обманывать государство и людей».
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: «Не первый год большое количество средств выделяется на приобретение племенного скота за границей. Но, наверное, уже пора и самим производить племенных животных», — говорит Бекетов».
Подкомпонент «оценки» отражается в следующих строках: «На сегодняшний день отдача АПК не совсем адекватна господдержке. За 2009 год потребление мяса в России на человека составило 61 килограмм. При этом 20 килограммов из них – это мясо, ввезенное из-за рубежа – говорит Бекетов».
Компонент «политическая практика лидера» отражается в следующих строках: "Мы подняли планку урожайности по плодам, винограду, зерновым с целью эффективности их выращивания, – отметил председатель Законодательного Собрания Владимир Бекетов».
Компонент «личные качества лидера» отражается в следующих строках: «Председатель ЗСК В.А. Бекетов обратил внимание, что предприятия края должны выпускать недорогие конструкции для теплиц. Те, что производятся сейчас, не всегда могут конкурировать по цене и качеству с выпускаемыми другими производителями».
Компонент «визуальный имидж лидера»: имеется фотография.
Апрель
Подкомпонент «цели» отражается в следующих строках: "То, что необходимо создавать семейные животноводческие фермы, – отметил при обсуждении законопроекта председатель ЗСК Владимир Бекетов, – ни у кого нет сомнений. Задачи крупных ферм: поставка скота, птицы на перерабатывающие предприятия. Кроме того, они не смогут обеспечить работой всех. Семейные же должны обеспечивать продукцией розничные рынки, заниматься экологически безопасной продукцией, выращенной без кормов животного происхождения".
Компонент «визуальный имидж лидера»: имеется фотография.
Компонент «визуальный имидж лидера»: имеется фотография.
Анализ вербального имиджа Владимира Бекетова. Важнейшие качества, обращающие на себя внимание при непосредственном межличностном общении, в текстах СМИ освещать не принято – внешность, возраст, черты характера. Журналисты предпочитают не выносить напрямую суждение и не описывать внешность политиков, что объясняется требованиями речевого и поведенческого этикета – ведь речь идёт о живом человеке, одном из первых лиц региона.
Обозначение внешности. Если и встречаются упоминания внешности Бекетова – то они мотивированы сюжетом публикации. Следует отметить, что в процессе работы ни разу в текстах 4 исследуемых изданий даже в материалах, по жанровым свойствам принадлежащих к очеркам и интервью-портретам, не встретилось описание каких-то физических характеристик внешности Владимира Бекетова – черт лица, роста (например, в сравнении), походки, жестов, мимики, что очень часто встречается в этих же изданиях при описании, к примеру, губернатора Ткачёва.
Упоминание об одежде. Одежда председателя Законодательного Собрания Краснодарского края предстаёт пред нами только посредством построения журналистами визуальной модели имиджа Бекетова, - то есть с помощью фотографий.
Манеры. Также можно отнести к внешним характеристикам, ведь это способы поведения в обществе, поступки по отношению к окружающим. Материалы газет «Аргументы и факты ЮГ», «Кубань Сегодня», «Новая газета Кубани» и «деловая газета ЮГ» создают многосторонний образ председателя Законодательного Собрания, потому амплитуда его отношений с другими героями публикаций показана весьма разнообразно – от жёсткости до добродушия и любознательности, в зависимости от партнёров и повода коммуникации.
Так же нечасто прибегают журналисты к констатации черт характера. Можно отметить лишь отдельные публикации, где журналист косвенно указывает на структуру личности Владимира Андреевича, цитируя к примеру, его довольно жёсткие и категоричные заявления по ряду вопросов.
Как уже было замечено выше, чаще всего образ председателя Законодательного Собрания Краснодарского края в четырёх исследуемых изданиях конструируется через демонстрацию косвенных характеристик. Они довольно однообразны и типичны для образа любого политика. Эти характеристики нацелены на эмоциональное и когнитивное восприятие читателем, должны вызвать определённые национально-детерминированные ассоциации и представления.
Вещи. Человек всегда окружён вещами, предметами, через которое проявляет своё внутреннее «Я». Выбор любимых вещей, отношение к ним афиширует наши чувства, вызывает определённые ассоциации у постороннего наблюдателя. В случае с Бекетовым, упоминание какого-либо предмета в тексте публикации не зафиксировано. В связи с этим можно заключить, что первостепенное значение при формировании имиджа Бекетова в краевых печатных СМИ отдаётся самой личности председателя, нежели периферийным инструментам формирования имиджа, что было бы более обосновано не будь Владимир Андреевич столь значимой фигурой на политической арене Кубани.
Увлечения. Хобби – одно из самых хороших средств индивидуализации создаваемого образа. Но, к сожалению, специфика газет «Аргументы и факты ЮГ», «Кубань Сегодня», «Новая газета Кубани» и «Деловая газета ЮГ» детерминирована другими темами и служит другим целям, потому какое-либо упоминание о личных пристрастиях Владимира Андреевича Бекетова отсутствует.
Эмоции. При вербализации образа председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимира Андреевича Бекетова в четырёх исследуемых изданиях описание деталей, касающихся его эмоций, встречается не часто. Как правило, Владимир Бекетов весьма краток и не эмоционален. Бекетов постулирует краткими, ёмкими утверждениями, к примеру: «Работать больше – жить лучше».
Стоит отдельно рассмотреть вербальные характеристики Владимира Бекетова как лидера, какие свойства этого понятия выделены журналистами исследуемых в данной работе официальных изданий детализирующей лексикой в соответствии с их представлениями об ожиданиях и потребностях современной массовой аудитории.
На страницах газет «Аргументы и факты ЮГ», «Кубань Сегодня», «Новая газета Кубани» и «Деловая газета ЮГ» были найдены такие ярко выраженные свойства личности Владимира Андреевича Бекетова, как:
- харизма;
- ответственность;
- честность;
- краткость изложения своих мыслей;
- аналитический склад ума.
Все вышеперечисленные свойства личности Владимира Андреевича Бекетова составляют основу его характера и имиджа, что в свою очередь объясняет его способности выполнять возлагаемые на него обязательства, отчитываться о своих действиях и принимать на себя вину за их возможные последствия. Наличие, пусть даже и косвенное, упоминания этих качеств в текстах газет привносит в образ председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимира Андреевича Бекетова высокоразвитое чувство долга, добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, серьёзность и важность.
И приведение журналистом цитат – фактов речи президента – их отбор, редактирование, является также приёмом вербализации образа.
Владимир Бекетов всегда стремится использовать в своих выступлениях короткие словосочетания оценочного и рекомендательного характера.
Анализ визуального имиджа Владимира Бекетова. При анализе имеющихся на страницах газет «Аргументы и факты ЮГ», «Кубань Сегодня», «Новая газета Кубани» и «Деловая газета ЮГ» фотоснимков Владимира Андреевича Бекетова, были обнаружены несколько приёмов создания положительного образа. Объединяющий принцип всех приёмов – акцентирование на фигуре Бекетова как символе власти.
Самым простым способом выполнения задачи заострения внимания на фигуре председателя является расположение его по центру кадра, как на иллюстрациях 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Второй – более сложный в техническом плане и требующий мастерства и творческой фантазии фотожурналиста приём — сходящаяся на фигуре председателя перспектива (стола, древки флага и т.д.). Такой способ очень выразителен, в чём можно убедиться, просмотрев иллюстрации 7 и 8.
Следующим способом визуализации образа председателя, найденным среди фотоиллюстраций «Российской газеты» является расположение Медведева несколько на отдалённом расстоянии от других героев – политических лиц (иллюстрации 9 и 10) и, в противоположность этому, расположение в группе населения. Примером могут послужить иллюстрации 11, 12, 13, 14 и 15.
Чаще всего фотографии шаблонны, идентичны одна другой, как видно на иллюстрациях 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 и 23.
2.3 Перспективы
позиционирования имиджа
Нужно отметить, что на западе имидж политиков формируется с помощью имиджмейкеров, профессионалов. В России с помощью имиджмейкера формируют свой имидж власти и главы государственных органов власти. На местном уровне в России имидж формируется через средства массовой информации. Но, тем не менее, имиджмейкер корректирует образ политического деятеля. И в том, и другом случае избиратель сталкивается не с самим политиком или событием, а отражением их в СМИ. Отсюда серьезная значимость требований СМИ к политику или событию. Население не имеет личных контактов с политиком, и поэтому оно должно реагировать на его символическое представление в виде имиджа, формируемого в СМИ.