Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, изучение особенностей формирования инфраструктуры лизингового рынка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоритические основы формирования функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;
Оценить развитие лизингового рынка Российской Федерации;
Изучить основные формы лизинга, а также методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в Российской Федерации;
Охарактеризовать заключение лизинговых сделок в компаниях, а также дать характеристику потребителей лизинговых услуг;
Рассмотреть организацию расчетов по лизинговым сделкам;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ком деят.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

Лизинговые компании, особенно обеспечивающие лизингополучателей новым, технически прогрессивным оборудованием, несут следующие риски по лизинговым операциям:

- финансовые (неплатежеспособность лизингополучателей, задержки платежей, изменения налогообложения собственников и т.д.);

- организационные (отсутствие механизма нейтрализации рисков в лизинговых контрактах, неверные действия руководителей и сотрудников лизинговых компаний);

- технические (поломки, аварии, преждевременный износ вследствие нарушений лизингополучателем правил эксплуатации);

- форс-мажорные (случайная гибель объекта лизинга, хищение, уничтожение в результате военных действий и т.д.).

Однако на первоначальном этапе формирования лизинговой компании наиболее существенен экономический  риск, определяемый общими макроэкономическими  показателями развития различных сегментов  народного хозяйства. Одним из его  составляющих, поддающихся численному отображению, является ценовой риск, выражающийся в динамике уровня цен  на производимую продукцию и предоставляемые  услуги, в том числе и услуги лизинга. Его учет позволяет прогнозировать поток ожидаемых доходов от проводимой деятельности, с целью избрания правильной концепции развития, обеспечивающей максимальный доход, что особенно существенно на первоначальной стадии формирования предприятия.

Таким образом, эффективность  лизинговой сделки во многом определяется стабильностью в конкретном сегменте рынка предоставления лизинговых услуг, а также сроками и условиями  действия лизингового контракта. Однако до сих пор не существует четкой методики определения возможного риска  недополучения планируемых доходов лизинговой деятельности, в зависимости от вышеперечисленных факторов. В определении степени риска заинтересованы как лизингодатель, так и лизингополучатель, с целью установления обоснованной взаимовыгодной величины лизинговых платежей и формы их получения. В данной статье предлагается использовать методы математического анализа и теории вероятности для оценки риска применительно к особенностям лизинговой деятельности в строительстве для определения рационального типа лизинговой сделки, в частности, при выборе финансового или оперативного типа лизинга.

Так, при заключении сделки финансового лизинга лизингодатель  на срок действия договора застрахован  от изменения уровня цен на предоставляемые  им услуги, под воздействием различных  макроэкономических факторов. В случае же сдачи имущества в оперативный  лизинг лизингодатель, рассчитывая  на более высокую величину дохода, в большей степени подвержен  ценовому риску.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования и развития деятельности лизинговых компаний на рынке

 

 

Лизинговый рынок в  России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Перебои в работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.

Кроме того, для малого и  среднего бизнеса лизинг - практически  единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором  банки ему зачастую отказывают. При  этом малый бизнес является основой  для динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности  страны.

Экономический кризис существенно  снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и  заключению ими новых сделок. Для  национальной экономики это более  сильный удар, чем даже кратковременная  приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.

Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость  поддержки малого бизнеса как  драйвера развития экономики, обуславливают  необходимость принятия срочных  мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать  главным инструментом промышленной политики государства.

Основные пути совершенствования и развития российского лизингового рынка:

I. Государственная поддержка  лизингополучателей

Задача: сделать лизинг доступным  инструментом для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов  малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный  тип развития.

Меры:

1.Субсидирование части затрат по лизинговым платежам:

- возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России.

2. Разделение рисков и дополнительное обеспечение сделок со стороны государства:

- предоставление государственных гарантий субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям инфраструктурных отраслей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России;

- ввиду отсутствия на лизинговом рынке специального регулятора, определяющего направления его развития, активную роль в развитии лизинга должны играть профильные министерства отраслей, наиболее нуждающихся в лизинге. Использование лизинга как основного инструмента промышленной политики даст мощный импульс развития как отраслям-лизингополучателям, так и отраслям – производителям предметов лизинга.

3. Развитие лизинговых услуг в сложных капиталоемких сегментах:

- лизинг должен стать одним из важнейших элементов промышленной, региональной и кластерной политики. Для этого профильными министерствами должны быть разработаны программы модернизации соответствующих отраслей, с определением роли лизинга в данных программах и составлением индикативных планов, указывающих объемы средств, которые должны быть направлены на модернизацию с использованием лизинговых механизмов финансирования;

- необходима активизация применения лизинга в сегментах недвижимости и авиатранспорта путем устранения несовершенства законодательной базы. Для этого требуется: разработка нормативной базы по регулированию вопросов государственной регистрации договоров лизинга недвижимости, не входящей в противоречие с другими нормами регистрации прав на недвижимое имущество; снижение налоговой нагрузки на собственников воздушных судов.

II. Государственная нефинансовая  поддержка лизинговых компаний.

Задача: создать прозрачные условия осуществления деятельности и снизить административную нагрузку на лизингодателей.

Меры:

- решение проблемы возмещения НДС. Для этого целесообразно введение для лизинговых компаний уведомительного характера зачета НДС, а не разрешительного. Предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующих проверок, если при этом будет выявлен факт неправомерного зачета НДС;

- обеспечение возможности применения ускоренной амортизации для любых типов имущества;

- обеспечение единой позиции и согласованности действий различных государственных органов. Необходима синхронизация действий Министерства Финансов с действиями ФНС, в частности, автоматическое принятие сотрудниками налоговых органов писем МинФина без сопроводительных писем самой ФНС.

1. Улучшение механизмов защиты прав лизингодателей:

- ужесточение ответственности лизингополучателя за невозврат предмета лизинга;

- законодательное упрощение процедуры изъятия имущества в случае нарушения лизингополучателем условий лизингового договора, в частности введение исполнительной надписи нотариуса.

2. Повышение надежности и прозрачности рынка:

- формирование сильного устойчивого лизингового рынка не осуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости;

- высокий уровень транспарентности лизинговых компаний должен способствовать повышению доверия между лизингодателями и их клиентами;

- совершенствование законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, должно способствовать формированию благоприятной институциональной среды и снижению транзакционных издержек.

III. Снижение рисков лизинговой  отрасли.

Задача: повышение инвестиционной привлекательности лизинговых компаний с помощью снижения рисков их деятельности.

Меры:

  1. По снижению кредитного риска:

- предоставление государственных гарантий и снижение рисков в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

  1. По снижению валютного риска:

- введение контроля за открытой валютной позицией лизинговых компаний;

- совершенствование правил бухгалтерского учета для предотвращения возникновения «бумажных» убытков лизингодателей, связанных с резкими колебаниями курсов валют.

  1. По снижению риска мошенничества лизингополучателей:

- создание единой базы данных лизингополучателей (бюро лизинговых историй клиентов) позволит минимизировать случаи мошенничества и снизить риски лизинговых компаний.

IV. Финансирование лизинговых  компаний.

Задача: обеспечить лизинговые компании достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации масштабных долгосрочных проектов

Меры:

  1. Повышение капитализации лизингодателей:

- для обеспечения возможности лизингового финансирования наиболее масштабных и долговременных проектов следует значительно повысить уровень капитализации российских лизинговых компаний. Для этого требуется: разрешение включения в собственные средства лизинговых компаний субординированных кредитов по аналогии с банками; снижение налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли; в будущем возможно введение требований к достаточности уставного капитала.

2. Государственная финансовая поддержка:

- фондирование лизинговых компаний через банки развития;

- субсидирование части затрат на оплату процентов по привлеченным кредитам.[41]

Таким образом, были рассмотрены основные направления поддержки лизингового рынка, направленные на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом долгосрочных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и в обеспечение инновационного экономического роста.

 

Заключение

 

 

Лизинг традиционно рассматривают  с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора. Официальное определение  лизинга или как его еще  называют финансовой аренды дано в  Законе о финансовой аренде: «лизинг - это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга. Договор лизинга - это договор, в соответствии с  которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность  указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю  это имущество за плату во временное  владение и пользование».

Экономическое значение лизинга  обусловлено его сущностью и  заключается в том, что путем  привлечения финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной  деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными  средствами, могут обновлять свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем  саамы рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, лизинг- это инструмент модернизации экономики в масштабах всей страны.

В России на законодательном  уровне признан только один вид лизинга- финансовая аренда, которая в зависимости от состава субъектов сделки, их принадлежности к той или иной стране, подразделяется на международный и внутренних лизинг. Однако такая классификация не вполне отражает все многообразие процессов и форм лизинговых операций, проводимых в настоящий момент на территории нашей страны. Многие участники лизингового бизнеса заявляют о необходимости узаконивания таких видов лизинга как оперативный и возвратный. Более детальной проработки требует лизинг недвижимого имущества в части регистрации сделок с лизинговым имуществом. Также следует рассмотреть вопрос о возможности физических лиц пользоваться услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает использование лизингового имущества только в предпринимательской деятельности, исключая из категории пользователей обычных граждан, приобретающих имущество для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов, включение в лизинг граждан смогло бы обеспечить стабильный рост таких секторов лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.

Информация о работе Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ